Управление природными ресурсами Республики Башкортостан

NovaInfo 41, с.239-243, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Совершенствование деятельности в области управления природными ресурсами

Ключевые слова

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Текст научной работы

Природа является местообитанием человека и источником всех благ, которые необходимы ему в повседневной жизни и производственной деятельности. Человек – порождение природы, только с помощью ее ресурсов он может производить, и жить только в тех природных условиях, к которым он генетически приспособлен. Нерациональное использование природного потенциала приводит к негативным последствиям, как природы, так и для всех обитателей планеты.

Природные ресурсы имеют весомое значение в экономике любой страны. Один из важнейших показателей, который характеризует экономическое положение страны - обеспеченность природными ресурсами. Наряду с трудом и капиталом природные ресурсы являются также фактором производства. Отсутствие или плохое качество природных ресурсов увеличивает затраты других ресурсов. Ценность природных ресурсов приводит к необходимости их рационального управления и использования.

В настоящее время для того, чтобы защитить природные ресурсы в каждой стране создается природоохранное законодательство, включающее раздел международного права и внутригосударственной правовой охраны природы, который содержит юридические нормы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. [7]

Муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды есть вид экологического управления, органично встроенным в общую систему организации деятельности по охране окружающей среды.

Конституцией Российской Федерации отведена роль местного самоуправления, которой обусловлено содержание муниципального экологического управления. Принципами охраны окружающей среды являются обязательность участия в управлении по охране окружающей среды органов местного самоуправления, а также ответственность органов местного самоуправления за поддержание благоприятной окружающей среды и безопасности экологии на соответствующих территориях.

Охрана окружающей среды и целесообразное использование природного потенциала – это сложная и многоплановая проблема. Решение ее состоит в координации взаимоотношений человека и природы, создании определенной системы законов, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, которая декларирует необходимость обеспечения безопасности человека исходя из его прав на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Данное право, прежде всего, осуществляется ограничениями правомочий владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, если это причиняет вред окружающей природной среде и нарушает права и законные интересы иных лиц; вменением в обязанность каждого сохранять природную окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам [1].

Правовая основа реализации муниципальной власти в области природопользования - это нормы федерального и республиканского законодательства, которые устанавливают ступени формирования и деятельности муниципальных органов, наделения их отдельными государственными полномочиями, а также нормы передачи им материальных и материальных средств, прекращения выполнения делегированных государственных полномочий [12].

Муниципальное управление в области охраны окружающей среды - это вид экологического управления, органично встроенный в общий порядок реализации деятельности по охране окружающей среды. Содержание муниципального экологического управления определено ролью местного самоуправления, отведенной ему Конституцией Российской Федерации. Необходимость участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, а также ответственность органов местного самоуправления за предоставление благоприятной окружающей среды и природной безопасности на соответствующих местностях являются принципами охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Кодексом Республики Башкортостан о недрах упорядочены общественные отношения, которые возникают в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр, использованием торфа, иных минеральных ресурсов, производственных отходов, добычей и охраной подземных вод. В этом нормативно-правовом акте закреплены правовые основы соблюдения прав пользователей недр, защиты интересов государства и граждан.

В установлении правопорядка в области эксплуатации природных ресурсов главное значение имеют законы о питьевой воде, регулировании водных и лесных отношений, правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства и иные нормативно-правовые акты.

С природоресурсным тесно связано экологическое право, которое является отраслью республиканской системы права, обеспечивающей защиту природных ресурсов и всей окружающей среды. Согласно ст. 44 Конституции РБ граждане имеют право на благоприятные природные условия, достоверную информацию о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

Сегодня в стране сложилось достаточно развитое экологическое законодательство, что стало причиной для создания безопасных условий жизнедеятельности населения и сохранения окружающей среды. В Экологическом кодексе республики признано, что охрана природы, экологическая безопасность жизнедеятельности человека – важнейшие условия перспективного экономического и социального развития.

Для наиболее продуктивного участия органов местного самоуправления в этой области, а также для гарантирования права каждого человека в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, соответствующая муниципальная деятельность должна осуществляться при участии органов государственной власти осуществляющих государственное управление и государственный контроль в области охраны окружающей среды [16].

Улучшение нормативной правовой базы в области экологического законодательства – важная часть в обеспечении охраны окружающей среды. В последние годы республиканское экологическое законодательство развивалось, опережая федеральное. Такие правовые акты, как Лесной кодекс, Водный кодекс, законы "Об охране атмосферного воздуха", "О животном мире", принялись раньше соответствующих федеральных законов. Действуют и такие республиканские законы, аналогов которых нет на уровне Российской Федерации, как "Об экологической безопасности". "О растительном мире", "О государственной политике в области экологического образования", "Об охоте и ведении охотничьего хозяйства". Все это говорит о том, что сфера эффективного природопользования и охрана окружающей среды находится в постоянном внимании законодателей.

В условиях фактической ликвидации муниципального экологического контроля в федеральном законодательстве муниципальные образования могут ориентироваться на природоохранные законы субъектов РФ. Так, предлагается добавлять в региональные законы об охране окружающей среды нормы, регулирующие муниципальный экологический контроль, а также формулировать принципы муниципального экологического контроля, которые в совокупности с перечнем полномочий органов местного самоуправления должны составлять базу регионального правового регулирования охраны окружающей среды на муниципальном уровне, планирующую дальнейшее ее развитие самими муниципальными образованиями [11].

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что фиксирование в законодательстве субъектов РФ норм, которые регулируют муниципальный экологический контроль, создает достаточную правовую основу для его проведения, даже при условии отсутствия соответствующих норм в федеральном законодательстве.

При этом важным условием эффективности муниципального экологического контроля является взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственного экологического контроля.

Из чего можно сделать вывод, что постоянно уделяется внимание формированию и последовательной реализации единой государственной политики в области экологической безопасности.

Читайте также

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : [принята 12 дек. 1993 г.] : (ред. от 21.07.2014) // СПС «Консультант Плюс».
  2. Васильева, М.И. Муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды [Текст]: учебник / М.И. Васильева. – М.: ИНФРА, 2013. – 151 с.
  3. Воробьев, А.Е. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты [Текст]: учебник / А.Е. Воробьев. – Ростов-н/Д., 2012. – 62 с.
  4. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник. –М. АНХ. 2013. – 123 с.
  5. Черная, И.П. Муниципальное хозяйство: Учебное пособие/ И.П. Черная. – РнД: «Март» Феникс, 2013. – 268 с.
  6. Актуальные проблемы и тенденции сельского хозяйства Суендыков Р.Ш., Ханнанов Р.А. Экономика и социум. 2013. № 4-2 (9). С. 694-695.
  7. Игровые технологии как один из способов внедрения интерактивных методов обучения специалистов направления "государственного и муниципального управления" Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы Материалы международной научно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет, Факультет информационных технологий и управления, редколлегия: Ф. Н. Зиатдинова, Р. М. Зиязетдинов, отв. Ред. Ф. Н. Зиатдинова. 2014. С. 336-339.
  8. К вопросу о проблемах в жилищно-коммунальной сферы в Республике Башкортостан Андриянова А.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Современное государство: проблемы социально-экономического развития материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 17-19.
  9. Коррупция на государственной и муниципальной службе,причины, последствия и пути его пресечения Гарифуллина А.Ф., Гильмутдинова И.Д. novainfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 268-270.
  10. Новая парадигма труда:теоретико-правовое обеспечение Ханнанов Р.А. Теоретическая и прикладная экономика. 2013. № 4. С. 93-157.
  11. Новые информационные технологии в управлении образовательным учреждением Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. novainfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 2-4.
  12. Проблемы и задачи деятельности органов местного самоуправления по благоустройству муниципальных территорий Уразбахтина Р.Р., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2015. № 2-4 (15). С. 923-925.
  13. Проблемы информационного обеспечения управления предприятиями агропромышленного комплекса Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р. novainfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 24-26.
  14. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  15. Развитие правового обеспечния муниципального управления Дещекина С.И., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 75-77.
  16. Совершенствование управления населенными пунктами на сельских территориях Тимофеева А.В., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2015. № 2-4 (15). С. 782-783.
  17. Формирование документов раздела «управление отношений с клиентами» в программе «1с: управление торговлей» Гильманова Р., Валишина Н.Р. Экономика и социум. 2014. № 2-1 (11). С. 1216-1219

Цитировать

Лазарева, Ю.С. Управление природными ресурсами Республики Башкортостан / Ю.С. Лазарева, Р.Ф. Латыпов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 239-243. — URL: https://novainfo.ru/article/4368 (дата обращения: 26.11.2022).

Поделиться