Государственное регулирование строительной деятельности

NovaInfo 44, с.298-303, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье я изучил основные направления совершенствования государственного регулирования строительной деятельности.

Ключевые слова

СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Текст научной работы

В современных условиях развития возрастает важность участия государства в лице административных органов федерального и регионального уровня в регулировании строительной деятельности не только как крупнейшего заказчика и инвестора, но и для обеспечения общеэкономической и социальной эффективности функционирования строительной отрасли страны.

Строительная отрасль является сложной, многоуровневой системой, эффективное функционирование которой во многом зависит от целенаправленного управленческого и регулирующего воздействия на хозяйствующих субъектов, участвующих в общестроительной, а также сопутствующей строительству деятельности [1, с.742].

На современном этапе промышленность строительных материалов РБ в полной мере способна обеспечить строительный комплекс РБ строительными материалами, т.к. большая часть предприятий работает сегодня только на уровне от 17,5 до 74 % от своей производственной мощности. Таким образом, имеется огромный резерв увеличения производства за счет увеличения производственной мощности, а также за счет внедрения новых технологий [10].

Основной производственный потенциал регионального комплекса сохранился, но отрасль находится в сложном положении. Одним из путей преодоления этой ситуации является разработка новых механизмов регулирования деятельности строительного комплекса.

На данном этапе целью государственного управления строительным комплексом является рационализация и дальнейшее совершенствование взаимодействия экономических субъектов в процессе их хозяйственной деятельности [4].

Прямое государственное регулирование строительной деятельности в Республике Башкортостан целесообразно осуществлять только в части бюджетного финансирования, а косвенное государственное регулирование сосредоточить по трем основным направлениям [3, с.83]:

  • разработка новых механизмов экономического воздействия на деятельность предприятий строительного комплекса;
  • структурная перестройка путем дальнейшего реформирования предприятий строительного комплекса.
  • усиление государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.

В сложившихся условиях задача привлечения инвестиций и повышения инвестиционной активности предприятий строительного комплекса не может быть решена лишь за счет государственных капиталовложений, тем более на фоне постоянно снижающегося размера бюджетных инвестиций, в связи с чем возникает проблема привлечения иных источников финансирования. Для преодоления тенденции спада производства необходимы значительные инвестиции, которые сегодня смогут обеспечить только частные инвесторы, сумевшие успешно адаптироваться к рынку. Следовательно, в этой связи, для осуществления крупных инвестиционных проектов в строительном комплексе в части прямого регулирования деятельности строительного комплекса возникает объективная необходимость во внедрении принципиально новых инструментов государственного регулирования инвестиционной сферы и создания благоприятного климата капиталовложений.

Формирование механизма регулирования экономических процессов возможно лишь при участии государства, а нерегулируемый рынок не решает многие экономические и социально-экономические проблемы государства и общества.

Необходимость государственного регулирования строительной деятельности в Республике Башкортостан обусловлена следующими причинами: потребностью в координации деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности, в регулировании и контроле их деятельности [5].

Государственные регуляторы и рыночные саморегуляторы должны способствовать достижению оптимальной структуры и инфраструктуры инновационно-инвестиционной деятельности и деятельности конкретных субъектов экономических отношений как экономики в целом, так и строительных предприятий в частности.

В обозначенных условиях проект совершенствования государственного регулирования строительной деятельности должен включать следующие мероприятия [7, с.11]:

  1. Совершенствование правовых основ государственного регулирования строительной деятельности построено на основе исследования теоретических и практических проблем гражданско-правового регулирования градостроительной деятельности,
  2. Использование геоинформационных систем, входящих в инфраструктуру госпредпринимательства в градостроительстве; разработана обобщенная матрица, в которой отражены характеристики геоинформационных систем с позиций основных участников градостроительной деятельности; предложен методический инструментарий к управлению геоинформационными системами.
  3. Развитие системы электронного предпринимательства в градостроительстве; должны быть систематизированы, развиты и дополнены требования, предъявляемые к геоинформационным системам; разработаны методы и алгоритмы реализации синтеза геоинформационных систем и «Электронного правительства», что позволяет интегрировать элементы геоинформационных систем в систему межсубъектных взаимодействий, свойственных современному инвестициионно-строительному рынку.
  4. Совершенствование государственного регулирования строительной деятельности:
    • Совершенствование регулирования рынка жилищного строительства для снижения инновационных рисков строительных организаций.
    • Ведение новых организационно-экономических и методических принципов государственного управления инвестиционно-строительной деятельностью.

Государственные регуляторы и рыночные саморегуляторы должны способствовать достижению оптимальной структуры и инфраструктуры инновационно-инвестиционной деятельности и деятельности конкретных субъектов экономических отношений как экономики в целом, так и строительных предприятий в частности.

  1. Рациональное использование бюджетных средств на цели инвестирования строительной отрасли - ранжировать инвестиционно-строительные проекты, претендующие на государственную поддержку, через инструменты экспертизы соответствия проектов их инновационной направленности, конкурентоспособности и социально-экономической значимости. В первую очередь применение экспертного подхода подразумевается в отношении инвестиций, осуществляемых в рамках федеральных адресных целевых программ и проектов, полностью или частично финансируемых за счёт федерального бюджета. Кроме того, актуально введение механизма «возвратной бюджетной ответственности», включающего в себя обязательность возврата бюджетных средств, в случае не достижения проектных целей.
  2. Разработка региональных инвестиционно-строительных проектов с учетом государственного участия в управлении инвестиционно-строительной деятельностью, предполагающая [2, с.7]:
    • формулирование региональных проблем посредством анализа совокупности внешних по отношению к региону факторов, включающих федеральные цели и программы, а также внутренних факторов, как контролируемых, так не доступных контролю, природа которых определяется реальными условиями данного региона;
    • определение цели регионального инвестиционно-строительного проекта на основе анализа исходных данных для количественного и качественного описания решаемой проблемы и изучения возможностей ресурсного потенциала региона для её решения, разработки и выбора определенной альтернативы для окончательного варианта регионального инвестиционно-строительного проекта, разработки его технико-экономических характеристик и полного бюджета;
    • реализацию регионального инвестиционно-строительного проекта с оценкой достижения целей, контролем соответствия запланированных и фактически полученных количественных результатов.
  3. Выделение этапов планирования разработки и реализации регионального инвестиционно-строительного проекта, предусматривающих определение системы региональных проблем и возможностей, выявление целей, которых будет добиваться администрация региона и выбор источников мобилизации финансовых и других ресурсов для их достижения, определение объёмов и структуры инвестиций, проектирование внедрения и контроля реализации регионального инвестиционно-строительного проекта. Данный подход к постановке и реализации регионального инвестиционно-строительного проекта изменяет традиционную методологию государственного управления инвестициями как по направлениям - от отраслевого, приоритетного принципа распределения инвестиций, к межотраслевому решению реальных проблем региона, так и по форме организации.
  4. Развитие системы стратегического управления инвестиционно-строительной деятельностью, направленные на выявление комплексных региональных проблем и разработку региональных инвестиционно-строительных проектов, обоснована структура распределения обязанностей в рамках системы стратегического управления инвестиционно-строительной деятельностью, предполагающая разделение обязанностей между тремя группами [6, с.2]:
    • штабной группой, в обязанности которой входит выявление нежелательных тенденций и формулировка проблемы, оценка масштабов их воздействий и развития;
    • группой общего руководства, занимающейся оценкой относительной важности стратегических задач, составлением их перечня, разработкой методов их рассмотрения и распределением обязанностей, связанных с их решением;
    • группой исполнителей, которым поручена разработка соответствующих региональных инвестиционно-строительных проектов.

Предлагаемые организационно-экономические и методические принципы государственного управления инвестиционной деятельностью, основанные на системном подходе и межотраслевой интеграции в разработке и реализации региональных инвестиционных проектов, будут способствовать эффективному решению проблем и развитию экономики отдельных регионов и муниципальных образований.

Читайте также

Список литературы

  1. Артеменко А. А. Актуальные вопросы инновационного развития строительства [Текст] / А. А. Артеменко // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 742-744.
  2. Безруков А. В. Модернизация государственного управления и системы органов государственной власти субъектов РФ // Проблемы права. — 2012. — № 3.
  3. Бурангулова С.В. Инвестиционно-строительный комплекс Республики Башкортостан: состояние и перспективы развития // Экономика и управление. - 2015 г. - № 5. – с.83-87.
  4. Доклад Председателя Госстроя РБ Х.М.Махмудова «Об итогах деятельности Государственного комитета по строительству и архитектуре в 2015 году» на коллегии Госстроя РБ 12 февраля 2016 года (https://building.bashkortostan.ru/).
  5. Доклад Председателя Госстроя РБ Х.М. Махмудова «О текущей ситуации в строительном комплексе РБ, возникающих негативных тенденциях и предлагаемых способах их решения» от 24 Июня 2015 года (https://building.bashkortostan.ru/).
  6. Каменецкий М. И., Донцова Л. В. Строительный комплекс: состояние, проблемы, основные тенденции долгосрочного развития // Экономика строительства. 2015. № 3. С. 2.
  7. Омаров З.З. Методы государственного регулирования сбалансированности развития строительного комплекса. - Махачкала, 2015. - 131 с.
  8. https://building.bashkortostan.ru/.
  9. http://economy.gov.ru/minec/main/.
  10. http://minecon.bashkortostan.ru/.
  11. НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76
  12. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Человек и труд. 2009. № 4. С. 45-46
  13. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82
  14. АГРАРНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940
  15. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  16. КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  17. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  18. ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ НОРМ ГТО Погорелова Д.С., Шапошникова Р.Р. NovaInfo.Ru. 2014. № 26. С. 200-201.
  19. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.
  20. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ Тукаева И.О., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы еждународной научно-практической конференции. 2011. С. 165-166.
  21. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007
  22. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Абрарова А.Ф., Галимьянова Л.Ф., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 17-22.
  23. ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ Старикова А.С., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 122-125.

Цитировать

Канафиев, Р.С. Государственное регулирование строительной деятельности / Р.С. Канафиев, Р.Ф. Латыпов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 298-303. — URL: https://novainfo.ru/article/5353 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться