В современных условиях развития возрастает важность участия государства в лице административных органов федерального и регионального уровня в регулировании строительной деятельности не только как крупнейшего заказчика и инвестора, но и для обеспечения общеэкономической и социальной эффективности функционирования строительной отрасли страны.
Строительная отрасль является сложной, многоуровневой системой, эффективное функционирование которой во многом зависит от целенаправленного управленческого и регулирующего воздействия на хозяйствующих субъектов, участвующих в общестроительной, а также сопутствующей строительству деятельности [1, с.742].
На современном этапе промышленность строительных материалов РБ в полной мере способна обеспечить строительный комплекс РБ строительными материалами, т.к. большая часть предприятий работает сегодня только на уровне от 17,5 до 74 % от своей производственной мощности. Таким образом, имеется огромный резерв увеличения производства за счет увеличения производственной мощности, а также за счет внедрения новых технологий [10].
Основной производственный потенциал регионального комплекса сохранился, но отрасль находится в сложном положении. Одним из путей преодоления этой ситуации является разработка новых механизмов регулирования деятельности строительного комплекса.
На данном этапе целью государственного управления строительным комплексом является рационализация и дальнейшее совершенствование взаимодействия экономических субъектов в процессе их хозяйственной деятельности [4].
Прямое государственное регулирование строительной деятельности в Республике Башкортостан целесообразно осуществлять только в части бюджетного финансирования, а косвенное государственное регулирование сосредоточить по трем основным направлениям [3, с.83]:
- разработка новых механизмов экономического воздействия на деятельность предприятий строительного комплекса;
- структурная перестройка путем дальнейшего реформирования предприятий строительного комплекса.
- усиление государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.
В сложившихся условиях задача привлечения инвестиций и повышения инвестиционной активности предприятий строительного комплекса не может быть решена лишь за счет государственных капиталовложений, тем более на фоне постоянно снижающегося размера бюджетных инвестиций, в связи с чем возникает проблема привлечения иных источников финансирования. Для преодоления тенденции спада производства необходимы значительные инвестиции, которые сегодня смогут обеспечить только частные инвесторы, сумевшие успешно адаптироваться к рынку. Следовательно, в этой связи, для осуществления крупных инвестиционных проектов в строительном комплексе в части прямого регулирования деятельности строительного комплекса возникает объективная необходимость во внедрении принципиально новых инструментов государственного регулирования инвестиционной сферы и создания благоприятного климата капиталовложений.
Формирование механизма регулирования экономических процессов возможно лишь при участии государства, а нерегулируемый рынок не решает многие экономические и социально-экономические проблемы государства и общества.
Необходимость государственного регулирования строительной деятельности в Республике Башкортостан обусловлена следующими причинами: потребностью в координации деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности, в регулировании и контроле их деятельности [5].
Государственные регуляторы и рыночные саморегуляторы должны способствовать достижению оптимальной структуры и инфраструктуры инновационно-инвестиционной деятельности и деятельности конкретных субъектов экономических отношений как экономики в целом, так и строительных предприятий в частности.
В обозначенных условиях проект совершенствования государственного регулирования строительной деятельности должен включать следующие мероприятия [7, с.11]:
- Совершенствование правовых основ государственного регулирования строительной деятельности построено на основе исследования теоретических и практических проблем гражданско-правового регулирования градостроительной деятельности,
- Использование геоинформационных систем, входящих в инфраструктуру госпредпринимательства в градостроительстве; разработана обобщенная матрица, в которой отражены характеристики геоинформационных систем с позиций основных участников градостроительной деятельности; предложен методический инструментарий к управлению геоинформационными системами.
- Развитие системы электронного предпринимательства в градостроительстве; должны быть систематизированы, развиты и дополнены требования, предъявляемые к геоинформационным системам; разработаны методы и алгоритмы реализации синтеза геоинформационных систем и «Электронного правительства», что позволяет интегрировать элементы геоинформационных систем в систему межсубъектных взаимодействий, свойственных современному инвестициионно-строительному рынку.
- Совершенствование государственного регулирования строительной деятельности:
- Совершенствование регулирования рынка жилищного строительства для снижения инновационных рисков строительных организаций.
- Ведение новых организационно-экономических и методических принципов государственного управления инвестиционно-строительной деятельностью.
Государственные регуляторы и рыночные саморегуляторы должны способствовать достижению оптимальной структуры и инфраструктуры инновационно-инвестиционной деятельности и деятельности конкретных субъектов экономических отношений как экономики в целом, так и строительных предприятий в частности.
- Рациональное использование бюджетных средств на цели инвестирования строительной отрасли - ранжировать инвестиционно-строительные проекты, претендующие на государственную поддержку, через инструменты экспертизы соответствия проектов их инновационной направленности, конкурентоспособности и социально-экономической значимости. В первую очередь применение экспертного подхода подразумевается в отношении инвестиций, осуществляемых в рамках федеральных адресных целевых программ и проектов, полностью или частично финансируемых за счёт федерального бюджета. Кроме того, актуально введение механизма «возвратной бюджетной ответственности», включающего в себя обязательность возврата бюджетных средств, в случае не достижения проектных целей.
- Разработка региональных инвестиционно-строительных проектов с учетом государственного участия в управлении инвестиционно-строительной деятельностью, предполагающая [2, с.7]:
- формулирование региональных проблем посредством анализа совокупности внешних по отношению к региону факторов, включающих федеральные цели и программы, а также внутренних факторов, как контролируемых, так не доступных контролю, природа которых определяется реальными условиями данного региона;
- определение цели регионального инвестиционно-строительного проекта на основе анализа исходных данных для количественного и качественного описания решаемой проблемы и изучения возможностей ресурсного потенциала региона для её решения, разработки и выбора определенной альтернативы для окончательного варианта регионального инвестиционно-строительного проекта, разработки его технико-экономических характеристик и полного бюджета;
- реализацию регионального инвестиционно-строительного проекта с оценкой достижения целей, контролем соответствия запланированных и фактически полученных количественных результатов.
- Выделение этапов планирования разработки и реализации регионального инвестиционно-строительного проекта, предусматривающих определение системы региональных проблем и возможностей, выявление целей, которых будет добиваться администрация региона и выбор источников мобилизации финансовых и других ресурсов для их достижения, определение объёмов и структуры инвестиций, проектирование внедрения и контроля реализации регионального инвестиционно-строительного проекта. Данный подход к постановке и реализации регионального инвестиционно-строительного проекта изменяет традиционную методологию государственного управления инвестициями как по направлениям - от отраслевого, приоритетного принципа распределения инвестиций, к межотраслевому решению реальных проблем региона, так и по форме организации.
- Развитие системы стратегического управления инвестиционно-строительной деятельностью, направленные на выявление комплексных региональных проблем и разработку региональных инвестиционно-строительных проектов, обоснована структура распределения обязанностей в рамках системы стратегического управления инвестиционно-строительной деятельностью, предполагающая разделение обязанностей между тремя группами [6, с.2]:
- штабной группой, в обязанности которой входит выявление нежелательных тенденций и формулировка проблемы, оценка масштабов их воздействий и развития;
- группой общего руководства, занимающейся оценкой относительной важности стратегических задач, составлением их перечня, разработкой методов их рассмотрения и распределением обязанностей, связанных с их решением;
- группой исполнителей, которым поручена разработка соответствующих региональных инвестиционно-строительных проектов.
Предлагаемые организационно-экономические и методические принципы государственного управления инвестиционной деятельностью, основанные на системном подходе и межотраслевой интеграции в разработке и реализации региональных инвестиционных проектов, будут способствовать эффективному решению проблем и развитию экономики отдельных регионов и муниципальных образований.