Государственное регулирование рационального использования водных ресурсов

№41-1,

юридические науки

В статье рассмотрена необходимость государственного регулирования рационального использования водных ресурсов. Дана характеристика водного ресурса, кратко сформулированы основные проблемы государственного регулирования водными ресурсами и предложены направления по их решению.

Похожие материалы

Источником жизнеспособности любого общества являются водные ресурсы. Обеспечение населения водными ресурсами и их эффективное использование являются важнейшими экономическими и политическими факторами развития общественного производства. Человек на 80 процентов состоит из воды, пища, которую он получает в виде урожаев с обработанной земли – на 88, продукты животноводства, выращенные на лугах и пастбищах, - до 98%. В то же время согласно статистическим данным, запасы водных ресурсов в стране и в мире стремительно сокращаются. Для России, обладающей огромной территории, а значит и запасами водных ресурсов – этот факт является дополнительным стимулом для совершенствования государственного регулирования рационального использования водных ресурсов. Приходим к выводу, что водные ресурсы являются ключевыми на современном этапе развития страны, прочной основой национального богатства, которые необходимо беречь и использовать в качестве жизненно важного ресурса для населения РФ.

Под водными ресурсами понимаются поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. Государственное регулирование рациональным использованием водных ресурсов осуществляются специальными государственными органами, осуществляющими управление в данной сфере, например, Федеральное агентство водных ресурсов.

Рациональное использование водных ресурсов следует относить к числу важнейших принципов водного права. Содержание данного принципа определяется как общими требованиями, предъявляемыми к использованию и охране водных ресурсов. В связи с принятием нового водного законодательства произошли изменения всей системы водных правоотношений, основой которых стали многообразие форм собственности на водные ресурсы, целей водопользования и охрана водных ресурсов.

Водные ресурсы субъектов РФ не однородны по своему качеству, а географическое положение, климат являются существенными факторами для развития отдельных отраслей экономики нашего государства, например, сельского хозяйства. Правовые методы повышения эффективности рационального использования водных ресурсов в РФ в сельском хозяйстве изучались в трудах отдельных исследователей: Владимирова И.А. [1,4,6,8] и др. Особо следует отметить труды преподавателей Башкирского ГАУ: Балашова Е.В., исследовавшего правовой режим озера Байкал[2]. Отдельные Вопросы развития правоотношений, так или иначе касающихся водных ресурсов в аграрном секторе экономики в правовом аспекте, например правовые проблемы экологии человека[10] и питания[12] также изучались достаточно подробно. Изучение правовой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей, как возможных участников водных отношений в комплексе [3], вопросов подготовки специалистов по их правовой защите [5], механизма обеспечения их защиты[9], отдельных форм и способов правовой защиты[11,7], а также принципов[13] необходимо для выработки грамотной политики повышения эффективности использования водных ресурсов в сельском хозяйстве.

Система управления водными ресурсами может быть государственной, муниципальной и внутрихозяйственной в зависимости от формы собственности на водные ресурсы и органа, осуществляющего функции управления. Управление водными ресурсами – это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны водных ресурсов. Управление водными ресурсами включает такие функциональные действия, как ведение государственного водного реестра, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и другие. Управление водными ресурсами, как и любая другая государственная деятельность, имеет правовое обеспечение её функционирования. Умение рационально управлять водными ресурсами регионов в России позволит благоприятно влиять на развитие многих сфер экономики, например, вывод сельскохозяйственного комплекса субъектов РФ на новый, более высокий уровень.

Делая вывод, нужно отметить, что на данный момент перспективы развития и государственного регулирования водных правоотношений в различных сферах экономики, в т.ч. в сельском хозяйстве существуют и они достаточно многообразны, это подтверждает наличие достаточных запасов водных ресурсов предназначенного для сельского хозяйства, но насколько они будут эффективно использоваться зависит в большей степени от взвешенной, грамотной политики государственных органов.

Список литературы

  1. Владимиров И.А. Проблема реализации принципа экологизации аграрного предпринимательства / безопасность жизнедеятельности в современных условиях: проблемы и пути решения : Материалы Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 34-35.
  2. Габбасова Л.Г., Балашов Е.В. Правовой режим озера Байкал // Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество Материалы региональной научно-практической конференции. Академия наук Республики Башкортостан, Государственное автономное научное учреждение "Институт региональных исследований Республики Башкортостан", Зауральский филиал Башкирского государственного аграрного университета, Администрация городского округа город Сибай, Администрация муниципального района Зианчуринский район. 2012. С. 85-89.
  3. Иксанов, Р.А. Правовая защита сельскохозяйственных товаропроизводителей России в условиях участия в ВТО / Р.А. Иксанов. – Уфа : ФГБОУ ВПО РИО Башкирский ГАУ, 2014.- 150 с.
  4. Владимиров И.А. Проблема реализации принципа экологизации аграрного производства // Актуальные вопросы экологии человека Сборник научных статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 3-х томах. Ответственный редактор Г.М. Хасанова. 2015. С. 127-133.
  5. Иксанов, Р.А. Вопрос подготовки специалистов по правовой защите товаропроизводителей РФ в ВТО / Р.А. Иксанов // Юрист ВУЗа.- 2014.- №3.- С. 54-56.
  6. Владимиров И.А. Теоретическое обоснование экологизации аграрного предпринимательства // Актуальные вопросы экологии человека Сборник научных статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 3-х томах. Ответственный редактор Г.М. Хасанова. 2015. С. 134-140.
  7. Иксанов, Р.А. Внесудебные формы защиты прав и законных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условиях // Аграрное и земельное право. - 2015 г. - №11. С. 102-107.
  8. Владимиров И.А. Проблема реализации принципа экологизации аграрного производства // Аграрное и земельное право. 2015. № 9 (129). С. 102-106.
  9. Иксанов, Р. А. Механизм государственно-правового обеспечения защиты прав и законных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей России в рамках ВТО // Правовая система и вызовы современности: материалы 9й Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, 3-7 декабря 2012 г. / Институт права БашГУ, РИЦ БашГУ. – Уфа, 2012. – С. 39 – 42.
  10. Горбунова Т.В., Владимиров И.А. Правовые проблемы экологии человека Вестник магистратуры. 2012. № 1. С. 39-41.
  11. Иксанов, Р.А., Кашфутдинова, Э.О. Медиативная процедура как внесудебная форма правовой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей России // Правовая система и вызовы современности : материалы X Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 5-7 декабря 2013 г. / Институт права БашГУ. – Уфа. – 2013.- Стр. 323-326.
  12. Яковлев А.П., Владимиров И.А. Правовые проблемы экологии питания Вестник магистратуры. 2012. № 1. С. 42-43.
  13. Иксанов, Р.А. Принципы защиты прав сельскохозяйственных товаропроизводителей Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации // Молодежь. Образование. Наука: материалы VII российской ежегодной научной конференции аспирантов и молодых ученых в рамках научного фестиваля "Дни молодежной науки в Республике Башкортостан". Уфа.- 2012. С. 52-54.