Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

NovaInfo 45, с.10-14, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Сельскохозяйственные науки
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

Рассмотрено правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации.Особое внимание обращается на государственное регулирование в этой области.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УГОДЬЯ, ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Текст научной работы

Оборот земель сельскохозяйственного назначения представляет собой сделки с земельными участками этой категории земель, направленные на смену титула прав на эти участки [1].

Критерии ограничений в обороте земель сельскохозяйственного назначения обусловлены следующими объективными обстоятельствами [2]:

  1. Значимостью земель сельскохозяйственного назначения, представляющих собой основное средство производства пищевой энергии для человечества;
  2. Точной определенностью земель, обладающих статусом сельскохозяйственного назначения;
  3. Необходимостью обеспечения рациональной структуры земель сельскохозяйственного назначения;
  4. Необходимостью соблюдения требований Конституции РФ, запрещающей субъектам земельных отношений осуществлять свои земельные права и свободы в нарушение земельных прав и свобод других лиц;
  5. Приоритетом публичного интереса при осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Главная цель правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения заключается в достижении наиболее эффективного использования земель данной категории [5].
Эффективно же использовать землю могут только те субъекты прав на земельные участки, которые являются наиболее эффективными землепользователями.

Способы включения в отношения по обороту наиболее эффективных землепользователей [3]:

  1. конкурсный порядок предоставления земельных участков в собственность из земель сельскохозяйственного назначения;
  2. продажа земельных угодий арендаторам осуществляется после доказанности их способности эффективно эксплуатировать продаваемое угодье в течение не менее чем трехлетнего надлежащего использования;
  3. принудительное изъятие в судебном порядке сельхозугодий у собственника в установленных земельным законодательством случаях ненадлежащего использования этих угодий;
  4. жесткий государственный контроль за реализацией оборота.

Правовые методы осуществления оборота земель сельскохозяйственного назначения можно подразделить на два основных вида: административно-правовые и гражданско-правовые.
Оба эти метода обеспечивают оборот земель сельскохозяйственного назначения как путем перехода земельных угодий из публичных форм собственности в частные, так и путем их перехода из частных форм собственности в публичные [6].

В частности, для перехода земельных угодий из публичных форм собственности в частную собственность предусмотрено осуществление приватизации земельных участков.

В то же время в случаях ненадлежащего использования сельхозугодий, находящихся в частной собственности, частный собственник может принудительно лишиться этого ненадлежаще - используемого земельного участка в принудительном порядке.

Административно-правовые методы осуществления оборота земель сельскохозяйственного назначения выражаются в том, что [4]:

  • от имени РФ соответствующие государственные органы вправе осуществлять перераспределение этих земель, если они используются с нарушениями закона. В частности, принудительно могут быть отчуждены сельскохозяйственные угодья, используемые с нарушением их целевого назначения или нерационально, с последующей продажей их с публичных торгов. Тем самым осуществляется смена менее эффективных хозяйствующих субъектов более эффективными;
  • органы государственной власти субъектов РФ осуществляют принудительное перераспределение сельскохозяйственных угодий между собственниками, если в результате оборота этих угодий возникнут обстоятельства, требующие государственного вмешательства. Например, если один гражданин оказался по законным основаниям собственником такой площади сельскохозяйственных угодий, которая превышает допустимую норму;
  • принудительное вмешательство в оборот земель сельскохозяйственного назначения может иметь и временно-вынужденный характер и прекращается с устранением обстоятельств, которые вызвали потребность в этом вмешательстве. Допускает реквизицию земельного участка, т.е. временное изъятие сельскохозяйственного угодья у собственника в целях защиты от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз жизненно важным интересам граждан, общества и государства.
  • органы судебно-исполнительного производства (судебные приставы-исполнители) осуществляют конфискацию сельскохозяйственных угодий на основании соответствующего судебного решения в порядке санкции за совершение преступления.

Государство осуществляет следующие функции правового управления режимом земель сельскохозяйственного назначения [3].

  1. Функция ведения учета и наблюдения за состоянием категории земель сельскохозяйственного назначения, который ведется в форме:
    • земельного кадастра, позволяющего получить систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам, землевладельцам, землепользователям и аренда торам, о качестве и ценности земель. Организация ведения земельного кадастра возложена на органы местного самоуправления, а обеспечение работ по ведению кадастровой работы - на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии [7];
    • мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда, который позволяет своевременно выявить изменения, возникшие в нем, дать оценку негативным процессам, обеспечить предупреждение и устранение их последствий;
    • выявление сельскохозяйственных земель, используемых не по целевому назначению, либо используемых неэффективно, либо выбывших из оборота, либо переведенных в менее ценные угодья.
  2. Функция планирования использования земельного фонда. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии [7] осуществляет экспертизу программ, схем и проектов в части развития землевладения, землепользования, землеустройства и рационального использования земель. Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ совместно с органами местного самоуправления разрабатывают и выполняют федеральные программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими мероприятиями.
  3. Функция распределения и перераспределения земель и создания специального фонда перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ)[1].
  4. Функция управления порядком хозяйственной эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения, которая осуществляется путем:
    • применения и совершенствования налогообложения лиц, использующих земли сельскохозяйственного назначения;
    • установления повышенных цен за экологически чистую продукцию, выращиваемую на землях сельскохозяйственного назначения;
    • частичной компенсации расходов землепользователей из средств бюджета за снижение дохода, возникшее в результате временной консервации земель не по вине лиц, использующих эти земли;
    • осуществления государственной экспертизы при размещении объектов, могущих отрицательно влиять на состояние земель и окружающей природной среды; организации выявления мнения населения через формы непосредственной демократии;
    • установления нормативов предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитно - бактериальных и радиоактивных веществ в почве.
  5. Функция контроля, задачей которого является обеспечение соблюдения всеми гражданами, организациями, должностными лицами и государственными органами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель. Государственный контроль осуществляется органами местного самоуправления, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и его органами на местах и другими государственными органами [7]. Функции санитарного контроля за технологией использования сельскохозяйственных земель осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Функции общего контроля за охраной окружающей среды осуществляются органами МПР России и т.д. Непосредственные контрольные функции на местах осуществляют специалисты-землеустроители Росреестра [7].
  6. Охранительная функция обеспечения правового режима использования сельхоз земель. Основная работа по реализации этих функций возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и органы местного самоуправления (и их администрацию).

Таким образом, регулирование оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», цель его в максимальной степени распространить на использование и оборот земель сельскохозяйственного назначения общие правила земельного и гражданского законодательства [2].

Применение механизмов государственного регулирования, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [2], позволит обеспечить создание полноценных условий реформирования земельных отношений в агропромышленном комплексе, ввести в легитимные рамки оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на них. Данный Федеральный закон является также ключевым фактором обеспечения эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и привлечения инвестиций в сельское хозяйство России.

Читайте также

Список литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] :от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СПС «Консультант Плюс»
  2. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс»
  3. Чаркин С.А. «Актуальные проблемы закрепления прав собственности на земли сельскохозяйственного назначения» [Текст]: / С.А. Чаркин. - Правовые вопросы недвижимости, 2012,- №1. – С. 6-8
  4. Аскаров А.А. Государственное регулирование агропромышленного комплекса [Текст]: научная статья А.А Аскаров, З.Я. Мухамадияров, Н.А Коваленко, С.П. Шакирзянова, Р.Р. Нуриахметов. - В сборнике: Система ведения агропромышленного производства в Республике Башкортостан Гусманов У.Г., Ахатова И.А., Исаев Э.Ф., Исмагилов Р.Р., Баширов Р.М., Ильязов Р.Г., Гусманов Р.У., Шутьков У.Г., Коваленко Н.А. Российская академия сельскохозяйственных наук, Академия Наук РБ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет Башкирский НИИ сельского хозяйства РАСХН. Уфа, 2012. С. 66-71.
  5. Балашов Е.В. О правовом режиме общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения [Текст]: научная статья / Е.В. Балашов, А.А. Шорохова. - Вестник ВЭГУ. 2015. № 1 (75). С. 11-16.
  6. Иксанов Р.А. Значение государственного управления в сфере сельского хозяйства [Текст]: научная статья /Р.А. Иксанов, Е.А. Апсаликова. - Экономика и социум. 2015. № 5-2 (18). С. 479-484.
  7. Официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rosreestr.ru - 28.04.2016

Цитировать

Даутова, И.И. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации / И.И. Даутова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 10-14. — URL: https://novainfo.ru/article/5797 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться