Государственное регулирование агропродовольственного рынка

NovaInfo 44, с.43-47
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье обращается внимание на необходимость более глубокой теоретико-методической проработки вопроса государственного регулирования агропродовольственного рынка. Определены факторы, обосновывающие необходимость государственного вмешательства, выделены основные негативные тенденции, присущие агропродовольственному рынку на современном этапе развития.

Ключевые слова

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Текст научной работы

В настоящее время регулирование агропродовольственного рынка является фундаментальным элементом государственной экономической политики России. Многолетняя дискуссия о целесообразности поддержки агропромышленной сферы утратила смысл после внедрения национального проекта «Развитие АПК», четко систематизирующего механизм поэтапного государственного регулирования агропродовольственного комплекса. Спустя несколько лет приоритетный проект трансформировался в четырехлетнюю государственную программу развития сельского хозяйства, которая получила свое логическое продолжение – государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы».

В данном, актуальном на сегодняшний день, документе вновь подчеркивается целесообразность государственного вмешательства в механизм агропродовольственного рынка с целью усиления конкурентоспособности отечественной агропродукции и повышения доходности российских сельхозпроизводителей. Тем самым на государственном уровне утвердилась позиция необходимости государственного вмешательства в сельскохозяйственное производство, так как рыночная система в полной мере не способна решать все проблемы социально-экономического развития. [3]

Приоритетными направлениями государственного регулирования агропродовольственного рынка, в соответствии с программой, являются: увеличение доли российской агропродукции на внутреннем рынке, балансировка сезонных колебаний цен на сельхозпродукцию, а также формирование условий для повышения объемов экспорта и развития товаропроводящей инфраструктуры на отечественном рынке.[1]

Вопросы государственного регулирования агропродовольственного рынка активно изучались отечественными учеными: А.Н. Алексеевым, Г.В. Беспахотным, А.Ю. Грёнлунд, Ю.А. Романовой, А.Ф. Серковым, А.А. Шутьковым и др. Однако, несмотря на многочисленные труды по данному вопросу, недостаточно проработанными остаются ряд аспектов функционирования агропродовольственного рынка в современных условиях хозяйствования, в частности в условиях действия европейского продовольственного эмбарго и вынужденных ответных санкций со стороны РФ.

Целесообразно выделить ряд экономических особенностей, отличающих агропродовольственный рынок от других рынков:

Высокие отраслевые риски

Аграрному сектору характерны повышенные риски, обусловленные, прежде всего высокой нестабильностью рыночного кластера, связанные с природными факторами, а также несбалансированным поступлением в течение года продукции на рынок.[10] Это формирует скачки рыночных цен, цены увеличиваются также и за счет дополнительных издержек на заготовку продукции и её последующее хранение.

Непрерывность спроса

Покупательский спрос относительно равномерно распределен в течение года, из-за того, что основную часть продукции нельзя отложить на длительный срок. Объем рынка формируется не только количеством населения, но и его потребностями в продовольствии.[7] Лишь после удовлетворения потребностей населения продуктами питания в плане количества производители уделяют внимание повышению качества сельскохозяйственной продукции.

Ограниченные возможности контроля масштабов предложения

Аграрный сектор подвержен воздействию естественных факторов природы, в силу чего производители сельхозпродукции имеют ограничения в контроле масштабов собственного производства.[5] В связи с этим одной из приоритетных задач государства является создание продовольственных резервов, основанное на результатах мониторинга и прогнозирования объемов производства и потребления сельхозпродукции.

Существенные региональные различия

На агропродовольственный рынок большое воздействие оказывают региональные различия, формирующие не только ассортимент производимой сельхозпродукции, но и объем транспортных издержек, а также уровень производственных расходов и рыночных цен. Локализация некоторых производителей сельхозпродукции отдаленных от центров потребления, пунктов переработки и хранения продукции не позволяет им сформировать механизм сбыта на выгодных, или зачастую даже экономически целесообразных, условиях. Отрицательное влияние здесь оказывает и несовершенство транспортной инфраструктуры агропродовольственного рынка во многих регионах. [8]

Полагаем, что факт негативного воздействия рассмотренных выше особенностей доказывает необходимость государственного регулирования агропродовольственного рынка, которое способно позволить исключить или смягчить пагубные рыночные тенденции.

Государственное регулирование агропродовольственного рынка, прежде всего, должно формировать предупреждающие механизмы потенциального возникновения факторов, негативно воздействующих на рыночные механизмы, а также способствовать снижению уровня их негативных последствий, формированию связей между участниками рынка посредством формирования необходимых условий для их сбалансированного развития, в том числе через повышение инвестиционной активности.[15] При этом уровень государственного вмешательства в АПК должен постоянно регулироваться и зависеть от конкретных экономических и территориальных условий.[4] Существенная территориальная дифференциация и наличие большого числа регионов с экстремальными условиями хозяйствования требует разработки индивидуальных программ регулирования продовольственного рынка на мезоуровне. Причем, научно-методический аппарат для данной практической деятельности в современной науке представлен достаточно обширно, так ряд работ А.Н. Алексеева посвящены организационным и экономическим особенностям развития агропродовольственного рынка регионов, относимых к территориям Крайнего Севера. [6, 11]

Исследование показывает, что государственное регулирование агропродовольственного рынка обуславливает необходимость систематизации мер по развитию конкурентной среды и инфраструктуры. [12] Известно, что Россия имеет колоссальный агропроизводственный потенциал. Однако, имея явно недостаточный уровень поддержки со стороны государства, отечественный АПК продолжает «буксовать». Это становится следствием высокой степени износа основных фондов, массового использования устаревших технологий, недостаточного финансирования сельскохозяйственной науки, инфраструктурных проблем.[13]

Полагаем, что для решения данных проблем, со стороны государства необходимо стимулировать производителей сельхозпродукции снижением налоговых ставок, осуществлять развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка, а также повышать уровень кадрового потенциала работников села, прежде всего, посредством эффективного привлечения и обучения молодого поколения, повышения престижности сельских профессий.[9]

Система государственного регулирования агропродовольственного рынка должна быть емкой, гибкой, последовательной, соответствовать целям и задачам социально-экономического развития государства. Рост благополучия страны напрямую зависит от эффективности аграрной политики, ее приспособляемости к меняющимся условиям, возможности реально повысить продовольственную безопасность государства.

Читайте также

Список литературы

  1. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы»
  2. Аверин А.В. Стандартизация и регламентация государственных услуг: российский и зарубежный опыт// Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 721-727.
  3. Алексеев А.Н. Государственная поддержка агропромышленного комплекса северных регионов// Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2008. Т. 3. С. 29-32.
  4. Алексеев А.Н. Организационный механизм управления агропродовольственным рынком районов Крайнего Севера // Перспективы науки. 2010. № 11. С. 101-104.
  5. Алексеев А.Н. Повышение конкурентной устойчивости агропродовольственной сферы северных регионов России// Транспортное дело России. 2011. № 6. С. 122-124.
  6. Алексеев А.Н. Продовольственное обеспечение северных регионов: проблемы и перспективы// Интеграл. 2007. № 6. С. 96-97.
  7. Алексеев А.Н. Теоретические основы развития агропродовольственного рынка районов Крайнего Севера. – М.: РУДН, 2010. – 158 с.
  8. Алексеев А. Н. Транспортная инфраструктура агропромышленного комплекса районов Крайнего Севера // Транспортное дело России. 2010. № 3. С. 117-118.
  9. Алексеев А.Н. Управление кадровым потенциалом агропродовольственного сектора районов Крайнего Севера// Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 1. С. 21-23.
  10. Алексеев А.Н. Факторы, влияющие на развитие агропродовольственного рынка районов Крайнего Севера // Перспективы науки. 2011. № 17. С. 115-117.
  11. Алексеев А.Н. Формирование экономического механизма продовольственного обеспечения населения Северо-Восточного региона России/ дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2006
  12. Алексеев А.Н., Грёнлунд А.Ю. Экономические особенности локального агропродовольственного рынка Северо-Восточного региона// Микроэкономика. 2013. № 1. С. 96-99.
  13. Алексеев А.Н., Филатов В.В. Социально-экономическая сущность агропродовольственного рынка// В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3. С. 287-291.
  14. Нечаев В.И., Хатуов Д.Х. Совершенствование системы государственного регулирования региональной агроэкономики. - Краснодар, 2011.
  15. Хатуов Д. X. Развитие системы государственного регулирования аграрной экономики. – Краснодар, 2013.

Цитировать

Слуцкая, К.Ю. Государственное регулирование агропродовольственного рынка / К.Ю. Слуцкая. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 43-47. — URL: https://novainfo.ru/article/5585 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться