Управление разграничением полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации

NovaInfo 41, с.184-188, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассказывается об управлении разграничением полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации.

Ключевые слова

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ, ПОЛНОМОЧИЯ, ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Текст научной работы

В процессе осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления своей компетенции между ними неизбежно происходит взаимодействие. Взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления, как правило, определяют как совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение как общегосударственных, так и местных задач[5].

Вопрос разграничения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти, при управлении закрепленными за ними территориями является принципиальным. Конституция России, устанавливая предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72), порядок формирования предметов ведения субъектов РФ (ст. 73), основные направления деятельности органов местного самоуправления (ст. 132), определила основу для разграничения государственных дел в Российском государстве между различными уровнями публичной власти [1].

Эта тема была рассмотрена в научных трудах российских ученых[8-20].

Конституционные положения о разграничении предметов ведения являются исходным положением для нормотворческой работы по установлению правового пространства для всех уровней публичной власти России. Однако в действующем законодательстве они не всегда учитываются. Во-первых, отсутствие единого подхода к применению понятий «предмет ведения», «компетенция», «полномочия» нередко приводит к смешению их содержания. После определения предметной сферы, т.е. предмета ведения, для каждого уровня властных структур более корректно определять их правомочия, обязанности и ответственность.

Во-вторых, отсутствие в Конституции предмета совместного ведения между органами государственной власти субъектов РФ
и органами местного самоуправления входит в противоречие с ее фактическим наличием. Например, в ст. 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [2] установлено единство принципов организации муниципальной и государственной гражданской службы Российской Федерации [2].

Основной причиной является содержание ст. 12 Конституции РФ, где постулируется самостоятельность и организационное обособление местного самоуправления. Следовательно, основной целью муниципальной политики является продолжение целей государственной политики, что предполагает ее реализацию в конкретных предметных сферах посредством распределения правомочий, обязанностей и ответственности.

В-третьих, нестабильность законодательной базы, регламентирующей общие принципы организации местного самоуправления в России. В частности, в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 (далее ФЗ № 131) с момента его принятия, т.е. с 2003 г. внесено 62 поправки, 9 из которых в 2011 году [3]. Они повлекли за собой изменения других нормативных актов, в том числе в Налогового, Земельного и Бюджетного кодексов РФ. Это свидетельствует об отсутствии у законодателей представлений о сути «общих принципов организации местного самоуправления».

В-четвертых, в законах, регулирующих предметы ведения местного самоуправления, используются методы позитивного и негативного регулирования. В первом случае определяется перечень вопросов, которыми местное самоуправление может заниматься, в другом случае указываются вопросы, не входящие в сферу действия органов местного самоуправления. Остальными, т.е. не перечисленными они вправе заниматься. Оба эти способа уместны для определения предметов ведения, однако в них не просматриваются правомочия, обязанности и ответственность за положение дел. Следовательно, при правовом регулировании следует четко обозначать ее суть, обеспечивающую разграничение не только предметов ведения различных уровней властных структур, но также распределение между ними функционально значимых правомочий, обязанностей и ответственности.

Для того, чтобы качественно разрешить проблему разграничения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти следует обратиться к опыту научных исследований. Говоря, об определении объема полномочий местного самоуправления и его органов, нужно отметить, что в Конституции РФ
этот вопрос недостаточно четко решен. В части 1 ст. 130 лишь в общем виде определены полномочия местного самоуправления: обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В действующем законодательстве прослеживается позитивная тенденция усиления государственной модели организации местного самоуправления в Российской Федерации, что создает предпосылки реализации принципа единства системы государственной власти, с учетом роли и значимости местного самоуправления в решении единых государственных задач.

Таким образом, разграничение полномочий должно опираться на научно проработанную и законодательно выдержанную конструкцию понятий «компетенция», «предметы ведения», «полномочия», «вопросы местного значения», «установление предметов ведения», «разграничение полномочий»; «совместное ведение», исключая при этом расплывчатые формулировки такие, как «создание условий», «участие в....», «содействие...» применительно к вопросам местного значения.

Читайте также

Список литературы

  1. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Российская газета. - 2007.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. - 2003. - 8 октября.
  3. Гайнанов, Д. А. Теория и механизмы современного государственного управления: Учебное пособие / Д.А. Гайнанов, А.Г. Атаева, И.Д. Закиров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
  4. Звонников, В. И. Государственное и муниципальное управление (академ. бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Уч. пос. / Под ред. В.И.Звонникова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 352 с.
  5. Кленов, С. Н. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: Учебное пособие / С.Н. Кленов и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 268 с.
  6. Орешин, В. П. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие / В.П. Орешин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 320 с.
  7. Кузнецов, Р.А., Меньщикова, В.И / Разграничение предметов ведения и полномочий органов власти и управления по вопросам реабилитации проблемных регионов //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 9 (137). С. 55-59.
  8. Проблемы социальной ответствености бизнеса в Российской Федерации Ахметзянов И.М., Валиева А.Р. В сборнике: Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 томах. 2015. С. 10-11.
  9. Проблемы правового регулирования заключения и расторжения брака с участием иностранных граждан и лиц без гражданства Валиева А.Р., Есина К.С. В сборнике: взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович . Уфа, 2015. С. 187-190.
  10. Коррупция на государственной и муниципальной службе,причины, последствия и пути его пересечения Гарифуллина А.Ф., Гильмутдинова И.Д. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 268-270.
  11. Правовые основы организации местного самоуправления в Российской Федерации Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 388-391.
  12. Отличия общественно-политических движений от политических партий Марченко Ю.А., Ханнанов Р.А. В сборнике: Научный взгляд на современное общество сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович . Уфа, 2015. С. 142-145.
  13. Актуальные проблемы взаимодействия духа и буквы закона в аграрной сфере Ханнанова Т.Р., Ханнанов Р.А. В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 441-445.
  14. Управление использованием общераспространённых полезных ископаемых на примере субъекта РБ Гумерова Л.У., Ханнанов Р.А. В сборнике: Современные концепции развития науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович . Уфа, 2015. С. 53-55.
  15. К вопросу о проблемах правового обеспечения государственной поддержки пчеловодства Ханнанова Т.Р., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 445-447.
  16. Актуальные проблемы муниципального регулирования общественного питания в Республике Башкортостан и пути их решения Гарипова А.Г., Ханнанова Т.Р. В сборнике: Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 томах. Тамбов, 2015. С. 45-46.
  17. Основные проблемы в деятельности органов опеки и попечительства Хайретдинова Ю.С., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «АЭТЕРНА». г.Уфа, Россия, 2014. С. 263-265.
  18. Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 16-17.
  19. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  20. К вопросу о реорганизации судебной власти в России Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.

Цитировать

Галиянова, Э.Р. Управление разграничением полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации / Э.Р. Галиянова, И.В. Данилко, С.В. Фоминых. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 184-188. — URL: https://novainfo.ru/article/4418 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться