Новая модель регулирования социальной безопасности граждан (швейцарский опыт)

NovaInfo 41, с.204-207, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье показан зарубежный опыт работы социальных служб Швейцарии.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК, БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Текст научной работы

В современной науке проблемы благополучия общества рассматриваются с позиции обеспечения социальной безопасности его членов [7, 8, 9, 10]. Этим понятием обозначают «совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей» [5].

Систему социальной безопасности того или иного государства следует оценивать по ее способности: предотвратить возникновение ситуации социального взрыва; предупредить деградацию социальной структуры (путем ее нивелирования и развития поляризации, маргинализации); обеспечить устойчивость социальной структуры при нормальной вертикальной и горизонтальной социальной мобильности; поддержать адекватность системы ценностных ориентаций и культуры общественного поведения, в том числе политического и экономического [19].

Каждое государство прорабатывает свои подходы к обеспечению социальной безопасности граждан [1, 2, 3, 4, 6]. Особый интерес, по нашему мнению, представляет практическая модель, реализованная в Швейцарии.

Традиционно проблемы девиантного поведения молодежи решает полиция, но далеко не все действия молодежи противозаконны, и поэтому полномочия полиции ограничены. Необходима специальная структура, помогающая обществу. Учреждение, именуемое SIP (СИП), функционирует в г. Цюрих под патронажем Социального департамента с 2000 г. Аббревиатура СИП складывается из трех понятий: безопасность (Sicherheit), вмешательство (Intervention), профилактика (Prävention).

Главная цель данной службы – обеспечить возможности безопасного и бесконфликтного сосуществования различных групп населения. Профессиональное кредо службы таково: «Общественное пространство должно быть доступным для всех». Решая указанную задачу, специалисты SIP выполняют запросы от общества и индивида. От индивида – улучшить здоровье, развить толерантность, повысить/вернуть уважение, др. От общества – урегулировать конфликты, возникающие в социуме, повысить чувство социальной безопасности граждан.

Деятельность SIP осуществляется в интересах членов социума, встретившихся с проблемой, которая снижает их ощущение безопасности (те, в чьем районе хулиганит молодежная группировка; лица, живущие рядом с наркопритоном, др.).

Основной задачей сотрудников SIP является снятие напряженных отношений между молодежью (чаще всего) и обществом. Негативное отношение общества, по мнению SIP, отчасти сформировано СМИ, выбравшими стратегию «запугивания» общества (молодежь опасна). Главное в работе SIP – приведение поведения молодежи в приемлемые объемы и выстраивание новых отношений общества и молодежи.

Алгоритм деятельности сотрудников включает 4 этапа:

  1. Поступление сведений о проблеме (запрос о помощи и оказании социальных услуг от конкретного лица - информатора).
  2. Анализ ситуации – нарушается ли использование пространства, мешает ли это кому-нибудь, страдает ли при этом чья-то безопасность.
  3. Организация общения информатора с клиентами – одной стороне дают возможность высказать претензии и выразить эмоции, а другой – объяснить мотивы своего поведения. Это позволяет повысить толерантность информатора и примирить противоположные модели поведения, сложившиеся в обществе.
  4. Общая ориентация – собственно работа сотрудников SIP:
    • представление и реклама услуг SIP (кто мы и что делаем);
    • оценка ситуации (насколько она опасна и требует внешнего участия);
    • мотивирование молодых людей на дальнейшее общение со специалистами SIP, чтобы можно было корректировать их поведение;
    • ознакомление с правилами общения с сотрудниками SIP и в социуме (сотрудники SIP заранее предупреждают клиентов о возможном вызове полиции, если проблему не удастся решить мирным путем, исключение составляют ситуации насилия и опасности).

Специалисты SIP оказывают разнообразные услуги: урегулирование конфликтов; проведение информационных акций; реклама социальных услуг; делегирование решения проблем клиентов социальным службам или специалисту; проведение семинаров для жителей микрорайонов, где возникают проблемы с молодежью (особое внимание на них уделяется формированию правильной реакции на молодежную агрессию и выработке особых моделей поведения, например, такой, как «войти в контакт и не пострадать»); проведение собраний для конфликтующих, нацеленных на урегулирование ситуации (SIP выступает как сторонний наблюдатель, контролирующий, соблюдаются ли принятые совместно правила и договоренности).

В заключение отметим, что сотрудники SIP привержены своеобразной профессиональной позиции: «Мы не адвокаты клиентов, мы нейтральны в отстаивании их интересов (даже в тех ситуациях, когда контролируем их поведение)». Такой подход, на наш взгляд, оптимален и гуманен.

Организация структур, подобных SIP, на наш взгляд, целесообразна и позволила бы изменить жизнь российского общества и повлиять на социальную безопасность личности [11, 12, 13, 14].

Представленные материалы используются в учебном процессе в институте при подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы [15, 16, 17, 18].

Читайте также

Список литературы

  1. Schilling S., Gautschi J., Rüegger C., Kurenkova O., Shcherbakov G.
  2. International cooperation in social work: some reflections on a swiss-russian cooperation project // Social Work & Society. 2013. Т. 11. № 1.
  3. Багреева Е.Г. Институты гражданского общества и уголовно-исполнительная система России: от конфронтации к сотрудничеству // Российский следователь. 2012. № 22. С. 35-38.
  4. Багреева Е.Г. Об организации пенитенциарных систем в международной практике // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 5. С. 21-24.
  5. Багреева Е., Ускачева И. Анализ понятий «социализация» и «ресоциализация» осужденных // Закон и право. 2007. № 3. С. 96-97.
  6. Волковский В.И. Деятельность налоговых органов как фактор социальной безопасности: Дисс. … доктора социол.наук: 22.00.04. – М., 2002. – С. 23.
  7. Воронин Р.М., Ганишина И.С., Датий А.В. Профилактика наркотической зависимости осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 205-209.
  8. Воронин Р.М., Датий А.В., Ковачев О.В. Социально-демографическая характеристика больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 184-187.
  9. Ганишина И.С., Датий А.В. Медико-психологические аспекты реабилитации наркозависимых осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 295-299.
  10. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 143-145.
  11. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе (особенная часть) // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 342-346.
  12. Датий А.В. Словарь по пенитенциарной медицине // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 190-191.
  13. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Медицина. 2013. Т. 1. № 4 (4). С. 74-85.
  14. Датий А.В. Характеристика больных туберкулезом осужденных мужчин, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 230-235.
  15. Датий А.В., Ковачев О.В. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин // Медицина. 2014. Т. 2. № 4 (8). С. 28-37.
  16. Куренкова О.Е., Коновалова Н.А. Российско-швейцарское сотрудничество как фактор профессионализации пенитенциарной социальной работы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 12 (115). С. 22-26.
  17. Степанов С.С. Приветственное слово // Материалы ежегодного Форума молодых стратегов. 2015. Т. 1. С. 5-6.
  18. Степанов С.С. Приветствие участникам чтении // Материалы ежегодных Моисеевских чтений. 2015. Т. 5. С. 6-8.
  19. Степанов С.С., Дарда И.В. ВТО и модернизация образования в России: что нас ожидает? // Экономические стратегии. 2013. Т. 15. № 3 (111). С. 20-26.
  20. Чмыхало А.Ю. Социальная безопасность. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. С.51.

Цитировать

Куренкова, О.Е. Новая модель регулирования социальной безопасности граждан (швейцарский опыт) / О.Е. Куренкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 204-207. — URL: https://novainfo.ru/article/4453 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться