Вариативность и синтез понятий, терминирующих людей с особыми потребностями в современной социальной работе

NovaInfo 52, с.358-361, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается разнообразие терминов для обозначения объектов социальной работы с особыми потребностями. Важность нахождения оптимального термина обусловлена борьбой с одним из проявлений дискриминации. По мнению профессора Ричарда Ризера, современная действительность находится на периферии медицинской и социальной модели. Важно стремится к социальной модели, так как медицинская дискриминирует и априори ограничивает возможности человека с особыми потребностями.

Ключевые слова

ИНТЕГРАЦИЯ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ТЕРМИНЫ, ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Текст научной работы

Социальная работа с людьми с особыми потребностями – одна из наиболее сложных задач современных систем социальной помощи. Это очень тяжелый, долгий и парадоксальный процесс. Согласно 5 статье Конвенции о правах инвалидов, «Государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве» [1]. Соответственно, важно учесть все аспекты комфортного пребывания таких людей в обществе. И одним из этапов теоретической социальной работы служит терминирование объектов социальной работы, нуждающихся в помощи.

Английский педагог Ричард Ризер много лет занимается проблемами людей с особыми потребностями. Он разграничил процесс принятия человека, не вписывающегося в «прокрустово ложе всеобщей похожести» на 2 модели: медицинскую и социальную. Для наиболее эффективной интеграции человека с потребностями важно учитывать социальную модель. Нахождение толерантного термина для обозначения таких людей можно отнести к этой модели. Уже несколько лет в России ведется спор о том, как называть эту категорию объектов социальной работы. В современной действительности используется множество разнообразных терминов: инвалид, человек с ограниченными возможностями здоровья, человек с особыми нуждами, люди с нарушением в развитии и т.д. [2, с. 32]

Если рассматривать этот вопрос через призму законодательства, то в масштабе нашей страны категориальный аппарат не всегда наполнен четким и продуманным содержанием. Наряду с привычными понятиями «инвалид», «ребенок-инвалид», в правовом базисе используются такие термины, как «дети с отклонениями в развитии», «дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии», «лица с ограниченными возможностями». В федеральном законе № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» дается определение слову «инвалид», в котором сказано, что это лицо, у которого имеются нарушения здоровья, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. [3]

В Законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» и ряде других актов до недавнего времени присутствовало понятие «дети с отклонениями развитии». Но были внесены изменения, согласно которым термин «с отклонениями в развитии» был заменен определением «с ограниченными возможностями здоровья». [4]

Что касается зарубежного и международного опыты, то, к примеру, Всемирная организация здравоохранения использует в отношении людей, имеющих физические и психические ограничения термин «лица с ограниченными возможностями» (disabled persons).

При существующем разнообразии терминологии все же можно выделить общие черты для обозначения данной категории:

  • у человека могут иметься физические или ментальные ограничения, а так же возможен их синтез.
  • эти ограничения могут служить преградой для выполнения обычных жизненных функций;
  • при наличии этих ограничений человеку необходима помощь специалистов в социальной, педагогической, психологической сфере.

В литературе встречаются различные мнения авторов об употреблении определений. К примеру, Е.И.Холостова в учебном пособии «Социальная работа» людей с особыми потребностями называет «инвалиды», при этом автор уверена, что если вовремя не оказать социальную, педагогическую и психологическую помощь, человек может стать с ограниченными возможностями. То есть определение «ограниченные возможности» вытекает из определения «инвалид».

В.Л. Кокоренко, Н.Ю.Кучукова, И.Ю. Маргошина считают, что большинство детей, имеющие ограниченные возможности жизнедеятельности, - это дети-инвалиды. Так же специалисты дают свое определение инвалидности, называя это явление социальной недостаточностью, происходящей вследствие нарушений здоровья. Соответственно, у них инвалидность следует за ограниченными возможностями. Эти понятия находятся в синтезе [5].

В.А. Бронников, М.С. Надымова дают такое определение человеку с особыми потребностями: это человек, который из-за определенных физических и психических расстройств не может полностью участвовать в деятельности социальных институтов и получать положенную им поддержку без вмешательства профессионалов и других помощников [6]. По мнению многих экспертов, данный термин является наиболее толерантным. Он обладает новизной и довольно часто используется в практике социальной работы. К определению Бронникова В.А. стоит добавить, что он обозначает человека, неспособного в полной мере реализовывать свои потребности по состоянию здоровья, но испытывающего большое желание к активной общественной жизни.

Таким образом, существует большое количество вариаций терминов, касающихся людей с врожденной или приобретённой инвалидностью. Важно, что современная социальная работа стремится к толерантности и поиску оптимальных решений для комфортного пребывания людей с особыми потребностями в обществе.

Читайте также

Список литературы

  1. Конвенция о правах инвалидов. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability
  2. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. М.: ACADEMIA, 2001. С. 32
  3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 (ред. От 21.07.2014, с изм. От 06.04.2015) № 181-ФЗ //……] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166137/]
  4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/
  5. Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В. Л. Кокоренко, Н. Ю. Кучукова, И. Ю. Маргошина. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 256 с.
  6. Бронников В.А. Глоссарий по комплексной реабилитации инвалидов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А.Бронников, Надымова М.С. – Пермь.: Изд-во Перм. гос. ун-т, 2010. – 530 с.

Цитировать

Михайлец, Д.И. Вариативность и синтез понятий, терминирующих людей с особыми потребностями в современной социальной работе / Д.И. Михайлец. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 52. — С. 358-361. — URL: https://novainfo.ru/article/7917 (дата обращения: 21.05.2022).

Поделиться