К вопросу управления образованием как социально-экономической системой

NovaInfo 41, с.151-155
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты организации и реализации управления сферой образования. В частности предполагается рассмотрение процессов управления этой сложной во всех отношениях отраслью, как многомерной социально-экономической системой. Предлагается ряд конкретных организационных мер для обеспечения высокого качества функционирования образовательной сферы и подготовки управленческих кадров.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ, КАЧЕСТВО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Текст научной работы

Сфера образования – неотъемлемая составляющая совокупности социально-экономических отношений. Реализация эффективного и результативного управления данной сферой является задачей настолько важной, что, как правило, соответствующих сомнений в ее актуальности и значимости не вызывает [1]. Более того, образование – это, фактически, уникальный механизм создания и реального развития кадрового потенциала, который определяет успех практической реализации любых проектов и реформ (экономических, технологических, политических и т.д.), внедрения различных инноваций. Образовательная деятельность обуславливает формирование основ стратегии и адекватную идентификацию глобальных и локальных целей эволюции современного общества [2].

Состояние дел во всех иных сферах (производственной, технологической, экономической, правовой и т.д.) и темпы их развития коррелируют с конечными результатами реализации основной функции образовательных учреждений (ОУ) всех иерархических уровней. Такая основополагающая функция ОУ – формирование теоретических знаний, практических умений и профессиональных навыков специалистов, способных успешно и эффективно решать текущие и стратегические задачи [2–4].

Управление такой сложной во всех отношениях сферой, как образование, по нашему мнению, должно реализовываться на основе системного и кибернетического подходов. Это, в свою очередь, требует от представителей образовательного менеджмента не только глубоких знаний в гуманитарных отраслях (в педагогике, социологии, политике, культуре), но и в тех, которые, на первый взгляд, достаточно далеки от предмета их деятельности (в системологии, теории управления сложными динамическими системами, экономике, информационно-коммуникационных технологиях) [6]. Излишняя самоуверенность представителей менеджмента сферы образования приводит к утверждениям о том, что осуществление эффективного управления данной отраслью и совокупностью процессов, реализуемых в ней, – прерогатива гуманитариев. При этом часто утверждается об исключительно гуманитарной природе и характере событий, явлений и объектов, управление которыми необходимо реализовывать. Но такое утверждение некоректно и ошибочно [7 ].

Образование – это своеобразная социальная «машина времени», от качества и успешности функционирования которой, в текущем периоде времени, существенно зависит будущее социума в целом, а также отдельных личностей и их потомков. Специалисты, получившие в вузе знания в низкого качества, не только сами не могут создать соответствующие условия для своей комфортной, обеспеченной и безопасной жизни в будущем, но и не в силах обеспечить высокий уровень качества жизни всех слоев населения. Более того, что особенно важно, они не могут качественно обучать потомков, передавая знания и формируя умения относительно эффективной реализации ими основных социально-экономических и производственных функций [1].

Некачественное образование, формируемое вследствие осуществления некомпетентного управления им, неэффективного планирования, создания неадекватной структуры и содержания учебно-воспитательных процессов, достаточно субъективной идентификации образовательных целей, а так же критериев эффективности функционирования, создает существенную угрозу и самой гуманитарной сфере, и обществу в целом. Поэтому сегодня веьма остро ставится проблема обеспечения безопасности образования и глобальных последствий его функционирования [5, 8, 10].

Подготовка специалистов по управлению сложными социально-экономическими процессами и системами, в том числе и образованием, должно, по нашему мнению, в постсоветских странах получить статус национальных программ, а сами программы – существенную поддержку властных структур на местах и соответствующий статус. Необходимо также отметить тот факт, что совокупность подобных действий не даст необходимого результата, если они не будут подкреплены наличием финансовых ресурсов [3].

В ряде постсоветских стран уже имеется определенный позитивный опыт. В частности, в педагогических науках была создана принципиально новая специальность «Теория и методика управления в образовании» (на уровне подготовки магистров эта специальность получила название «Менеджмент в образовании»). Такие действия со временем должны привести к постепенному формированию новой генерации специалистов, в том числе и высшей квалификации, способных, на основе научного анализа сущности социально-экономических процессов обосновывать и принимать эффективные управленческие решения в рамках соответствующих властных полномочий. Но, к сожалению, таких специалистов пока не так много, как этого требуют время, рынок и динамически развивающиеся отношения в обществе. Кроме того, государство не всегда заботится об адекватном использовании их знаний в сфере управления [4].

Кроме того, не все в порядке и с научной направленностью учебных программ, а также организацией учебно-воспитательного процесса в рамках специальностей «Государственное управление» и «Менеджмент в образовании». Этот момент вполне объясним, так как преподавательский состав, обучающий студентов (магистрантов) зачастую сам не имеет достаточного управленческого опыта на государственном и муниципальном уровне или же в сфере образования. А привлекаемые в качестве преподавателей-совместителей специалисты-практики не владеют теоретическими знаниями в области системного исследования и кибернетического подхода к управлению социальными и экономическими системами [11].

По нашему мнению, не столь важно какой именно узкопрофессиональной направленности специалисты получают образование в сфере государственного управления или управления в образовательной сфере. Главное, чтобы во время обучения (или переквалификации) у них были сформированы основы системного мышления. А процессы, реализуемые в той или иной сфере практической деятельности (в государственном управлении, экономике, финансах, образовании, социальной сфере и т.д.), они воспринимали бы как некую неотъемлемую часть очень сложной системы социально-экономических отношений, как определенный способ существования (или взаимодействия) всех без исключения объектов и субъектов, объединенных во имя достижения некоторой общей цели. Такое понимание будет обуславливать проведение ими адекватного анализа и реализацию эффективного синтеза конструктивных решений, новых идей, проектов и программ [11].

Именно на это должны быть направлены магистерские программы, а также программы последипломного образования и подготовка кадров высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) вне зависимости от их узкой специализации. Только тогда так называемые постсоветские страны в перспективе смогут составить конкуренцию странам западного мира, в которых, пока мы на государственном уровне стыдливо клеймили кибернетику, как «буржуазную лженауку», идеи системности и общности законов управления успешно «эксплуатировали» на благо развития не только техники и технологий, но также и экономики, и всего общества [7, 9].

А между тем, именно российский ученый А. Богданов (Малиновский) первым сформулировал основные законы управления сложными системами (прежде всего социальными и экономическими), которые впоследствии были творчески переработаны американцами Н. Винером и У. Эшби и представлены научной общественности в виде новой интеграционной науки – кибернетики.

Обобщая сказанное выше, необходимо отметить, что мы должны быть заинтересованы в том, чтобы управление образованием, социально-экономическими отношениями, экономикой, обществом, государством поставлено было на научную основу. Пришло время отбросить миссионерские квазинаучные учения об управлении, насаждаемые с целью завести нас в дебри интуиции и управляемого хаоса, которые даже в западном мире не именуют собственно наукой, а совокупностью методов, приемов и действий, только лишь способствующих организации управления в определенной сфере.

Читайте также

Список литературы

  1. Яблочников С. Л. Организационные и методологические аспекты развития процессов формирования профессиональных знаний / С. Л. Яблочников, И. О. Яблочникова // Cоциальное знание и проблемы интенсификации развития белорусского общества: материалы междунар. науч.- практ. конф., (г. Минск, 12–13 ноября 2015 г.). – НАН Беларуси, Ин-т социологии НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2015. – C. 312–315.
  2. Яблочников С. Л. Качественная подготовка экономистов и финансистов как фактор обеспечения устойчивости экономики / И. О. Яблочникова, С. Л. Яблочников // Труды международной научно-практической конференции «Внешнеэкономическая деятельность страны в условиях вступления мировой экономики в режим турбулентности». – Астана: Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, 2015. – C.556–560.
  3. Яблочніков С. Л. Аспекти організаційного управління вищою професійною освітою / І. О. Яблочнікова, С. Л. Яблочніков // Соціально-економічні аспекти реструктуризації регіональної економіки / Матеріали міжнародної науково-практичної конференції (Вінниця, 6–7 лютого 2014 р.).– Вінниця: ТОВ «Нілан лтд», 2014. – C. 398 – 404.
  4. Яблочніков С. Л. Підготовка науково-педагогічних кадрів з управління в освіті // С.Л. Яблочніков / Застосування інноваційних технологій у підготовці фахівців з економіки, фінансів та права // Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції (м. Вінниця, 20 – 21 червня 2013 р.). – Вінниця: ТОВ «Нілан-ЛТД», 2013. – С. 67 – 71 с.
  5. Yablochnikov S. Aspects of Safety of the education Systems. IDIMT-2012. Support for Complex Systems. 20th Interdisciplinary Information Management Talks, September 12-14, 2012. – Jindrichuv Hradec, Czech Republic.- p. 359-362.
  6. Yablochnikov S. Management Process in Education Sphere in the Limit of System-Cybernetic Approach. IDIMT–2013. Information Technology – Human Values, Innovation and Economy. 21th Interdisciplinary Information Management Talks, September 11–13, 2013. – Prague, Czech Republic. – p. 307 – 312.
  7. Яблочніков С. Л. Аспекти управління розвитком освітніх процесів і систем на засадах системно-кібернетичного підходу / С.Л. Яблочніков // Вісник черкаського університету: Серія педагогічні науки. – Черкаси: Черкаський національний університет ім. Б. Хмельницького, 2012 – №32 (245).– С. 127–132.
  8. Яблочніков С. Л. Безпека системи освіти / С.Л.Яблочніков // Управлінські та фінансові аспекти сучасної економіки – 2012 / Матеріали регіональної науково-практичної конференції молодих учених, аспірантів та студентів. – Вінниця: ТОВ «Нілан-ЛТД», 2012.– С. 545 – 548.
  9. Яблочніков С. Л. Педагогічна кібернетика. Системно-кібернетичний підхід до управління в освіті / C.Л. Яблочніков // Монографія. – Вінниця: ТОВ «Фірма «Планер», 2011. – 406 с.
  10. Яблочников С. Л. Безопасность процессов в образовании и науке – неотъемлемая часть комплексной безопасности государства и общества // С.Л. Яблочников, И.О. Яблочникова // Наука и образование XXI века: опыт и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана (г. Уральск, Казахстан, 22–23 сентября 2015 года). – Орал, Уральск: Из-во Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана, 2015. – Ч.1 – С. 42 – 47.
  11. Яблочніков С. Л. Актуальність формування розуміння основ системно-кібернетичного підходу у фахівців з державного управліня / С.Л. Яблочников // Підготовка фахівців у галузі знань «Державне управління»: вимоги до змісту та відповідність сучасним викликам: матеріали щорічної науково-практичної конференції з міжнародною участю (Київ, 6–7 листоп. 2014). – К.: НАДУ, 2014. – С. 108 – 109.

Цитировать

Яблочников, С.Л. К вопросу управления образованием как социально-экономической системой / С.Л. Яблочников. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 151-155. — URL: https://novainfo.ru/article/4483 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться