Нестабильность экономики и девальвация рубля ожидаемо привели к сложностям в реальном секторе экономики. Снижение спроса, рост производственных затрат и сложности с финансированием новых проектов — основные риски для компаний. На таком рынке будут выживать те, кто будет работать наиболее эффективно и качественно с минимальными издержками.
Одним из ярких примеров плохой адаптации к условиям, которые диктует нынешний кризис, служит банкротство ОАО «Авиационная компания «Трансаэро», приостановившей свою деятельность из-за долгов (свыше 250 млрд. руб.). Девальвация рубля и снижение туристического потока на чартерных рейсах сделали непосильными выплату лизинговых валютных платежей по 106 самолетам и задолженностей банкам. Таким образом, второй по величине авиаперевозчик России стал банкротом [2].
После появления официальной статистики банкротств за 2015 год между экспертами началась полемика о том, ждет ли нас в 2016 году новая волна банкротств.
В 2016 году рост стоимости ресурсов и сжатие рынков для внутренних производителей могут не позволить адаптироваться предприятиям к новым условиям и повлечь за собой новую волну банкротств. Важное внимание следует уделить и банковскому сектору. В условиях санкций и высокой ключевой ставки, у банков снижаются возможности выгодного кредитования, поэтому они вынуждены принимать жесткие меры в отношении просроченной задолженности. Сложность с балансировкой федерального бюджета и необходимость увеличения его доходов, способствует активизации деятельности ФНС.
По данным исследований ООО «Коммерсантъ КАРТОТЕКА» в настоящее время в России ухудшается ситуация по действующим и прекратившим деятельность коммерческим юридическим лицам (рисунок 1).
Количество прекративших деятельность организаций растет более быстро, нежели количество действующих. Следует заметить, что в последнем периоде темп прироста действующих коммерческих юридических лиц является наибольшим за исследуемый период (4,5%), а прекративших деятельность — наименьшим (8,2%).
![- Количество действующих и прекративших деятельность коммерческих юридических лиц в динамике [3]](/res/0mnrqkv4ff.jpg)
Банкротство — одна из причин прекращения деятельности предприятия. Федеральный закон от 26.10.2002 №127ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяет банкротство как «признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Законом отдельно рассмотрены основные признаки банкротства для финансовых и кредитных организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий и крестьянского (фермерского) хозяйства.
Для остальных юридических лиц основным признаком является неспособность удовлетворить задолженность по уплате кредиторам, работникам и по обязательным платежам, «если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены» [6].
Если обратиться к статистике Единого федерального реестра сведений о банкротстве и к сведениям о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности, то можно сделать вывод о том, что в период с 2008 по 2015 годы длительных положительных тенденций не наблюдается (рисунок 2).
![- Количество банкротств в динамике за период 2011-2015гг. [1], [5]](/res/7dmbgh17ro.jpg)
После начала кризиса в 2008 году мы можем наблюдать рост банкротств в 2009 и 2010 годах. Аналогично, следствие замедления экономического роста и вход экономики России в стагнацию в 2013 году стали причиной всплеска банкротств в 2014 и 2015 годах.
На первый взгляд, количество банкротств предприятий в 2015 году возросло менее чем на 1%, однако Западные санкции, сокращение инвестиций, ухудшение условий банковского кредитования и спад рентабельности Российских предприятий в 2014 году отразились на статистике в первом квартале 2015 года.
По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного планирования (далее — ЦМАКП) в 2014 году максимальное число банкротств достигало 1670 в декабре. А по итогам первого квартала 2015 года зафиксировано 3865 банкротств, из них только в марте — 1547. Похожая ситуация была при кризисе 2008-2010гг., когда в октябре 2009 года было 1650 банкротств и в июле 2010 года — 1567. С 2008 года выше этих показателей Российская экономика не достигала [5].
Из представленных в исследованиях ЦМАКП для фундаментальных исследований НИУ ВШЭ графиков, можно также сделать вывод о том, что во втором и третьем кварталах 2015 года произошла стабилизация интенсивности банкротств. В четвертом квартале также наблюдается тенденция к снижению числа предприятий банкротов [5].
Однозначно говорить о том, что худшее позади, нельзя. Динамика числа банкротств чувствительна к прибыли компаний, поэтому заметную роль в улучшении динамики банкротств сыграла девальвация. Она позволила многим предприятиям, работающим на экспорт, а также предприятиям, у которых остались старые запасы, купленные по прежним ценам, увеличить свою рентабельность. Однако девальвацию нельзя расценивать как положительное явление. Для производств, во многом зависящих от импортного сырья, ее влияние может оказаться негативным, если продукция, производимая ими, не выигрывает в борьбе с подорожавшими импортными аналогами.
В условиях неблагоприятного влияния экзогенных причин, необходимо уделять должное внимание внутренним факторам и своевременно проводить диагностику банкротства.
Диагностика банкротства актуальна в связи с особенностями рыночной экономики России и огромным количеством предприятий, оказавшихся на грани банкротства. «Целью диагностики банкротства, наряду с констатацией факта несостоятельности фирмы, является прогнозирование кризисных ситуаций, которое возможно за 1,5-2 года до появления его очевидных признаков. Регулярная диагностика позволяет своевременно выявлять нарушения в работе предприятия, с которых начинается движение к кризисному состоянию и мешают эффективной работе предприятия» [4, c.246].
Спустя почти век, после первых попыток оценки и прогнозирования банкротства американскими учеными А. Винакором и Р.Ф. Смитом, база подходов к диагностике банкротства существенно расширилась. Особенных успехов достигли западные исследователи. Для отечественной экономики адаптация зарубежных моделей прогнозирования банкротства, а также разработка собственных, удовлетворяющих российским реалиям, остается важной научной проблемой.
Несоответствия при интерпретации понятий и пересчете постоянных показателей, различия в законодательной базе, учете, структуре капитала в российских и иностранных компаниях, уровнях макроэкономических показателей существенно затрудняют эту деятельность. Поэтому предприятиям важно в настоящих экономических условиях научиться своевременно распознавать внутренние и внешние сигналы, предвещающие кризисные ситуации, а также выявлять слабые стороны с помощью различных методов прогнозирования банкротства, наиболее подходящих для их отраслей, и устранять их.