Внедрение инновационных технологий в муниципальное управление

№41-2,

экономические науки

В статье рассмотрена возможность внедрения в практику муниципального управления инновационных технологий, порядок и система внедрения, а также ожидаемый от этого эффект

Похожие материалы

В современном мире одним из важнейших направлений реформ является совершенствование государственного и муниципального управления. Все в большей степени утверждаются различные инновационные методы работы. В условиях динамично развивающейся экономики внедрение инноваций является не только хорошей перспективой, но и необходимой задачей. Необходимость инновационного развития предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности.

В условиях поиска оптимальных вариантов развития территориальных экономических структур особую актуальность получает разработка инновационных подходов к муниципальному управлению. Разработкой данного вопроса занимались многие российские ученые [1-17]. Развитие идеологии местного самоуправления и формирование экономических и правовых основ его осуществления является важным звеном в системе отношений российского федерализма [3].

Возможности осуществления инновационного развития практически безграничны. Однако имеется существенное различие между уровнем возможностей и уровнем фактического применения данного потенциала. Опыт показывает, что применение устаревших форм и методов не позволяет эффективно и рационально решать актуальные вопросы муниципального управления. Но в современной России имеются примеры не только неудач и ошибок, но и положительный опыт динамичного развития и преодоления возникающих трудностей. Современные методы организации и управления в различных сферах общественной жизни уже активно применяют Подмосковье и Саратовская область, а также другие территории [1].

В настоящее время представляется актуальным изучение маркетингового подхода к управлению. Маркетинг на уровне муниципального образования называется муниципальным маркетингом. Он должен быть ориентирован на достижение целей муниципальной деятельности, которые имеют, в основном, социальную направленность. Так, например, население муниципального образования заинтересовано в постоянном и стабильном повышении уровня и качества жизни, различные организации – в создании благоприятной для деятельности среды [2].

Существует ряд причин, по которым применение маркетингового подхода можно назвать целесообразным. Так, например, в результате на муниципальный уровень переходит решение вопросов по удовлетворению нужд и потребностей, передаются другие важные полномочия, усиливается конкуренция с частным сектором в сфере предоставления социальных услуг, происходит проникновение рыночных механизмов в развитие и функционирование социальной сферы, а также, что очень важно, происходит поиск новых подходов к формированию социальных отношений в российском обществе, совершенствование процессов управления социальной сферой, особенно на уровне муниципального образования [2].

Для внедрения и широкого использования инновационных методов в управлении муниципальными образованиями будут целесообразны и полезны следующие действия:

  • сбор и обобщение опыта в сфере управленческих инноваций других муниципальных образований, регионов, стран;
  • разработка оптимальных моделей и технологий для решения проблем, существующих на данный момент;
  • регулярное проведение различных конференций, семинаров с обсуждением вопросов, касающихся инновационного подхода;
  • создание центра по распространению и передаче опыта в области инноваций в сфере муниципального управления [1].

Система по внедрению инноваций должна включать в себя следующие подсистемы:

  • организационную, состоящую из горизонтальных сетевых структур, включающих государственные и муниципальные, частные и общественные организации;
  • техническую, которая включает новейшие средства вычислительной техники и технологии, мультимедийные средства и ресурсы;
  • информационную – информационные системы и технологии, в том числе с использованием возможностей Интернета (электронный муниципалитет), включая различные средства массовой информации;
  • научную, состоящую из собственного научного центра, отдельных консультантов и экспертов;
  • экономическую, состоящую из средств муниципального бюджета, внебюджетных и привлекаемых средств;
  • нормативную – нормативно-правовые акты муниципальных органов.
  • Следует также отработать механизм стимулирования инновационной деятельности и реализации проектов и экспериментальных программ [1].

В результате внедрения инновационных технологий повышается эффективность муниципального управления, оптимизируются существующие методы управления, муниципальные служащие обучаются современным методам управления, повышается инновационный потенциал муниципального образования, а также возрастает его способность решать злободневные проблемы.

Список литературы

  1. БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Недорезков В.Д., Зиязетдинов Р.М., Аипов Р.С., Алмаев Р.А., Андрианов Д.А., Закиров А.З., Коновалов В.Ф., Кирилов В.Г., Ханнанов Р.А., Гадиев Р.Р., Дусыев В.М., Лукманов Д.Д., Фасхутдинов В.З. Уфа, 2000.
  2. ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.
  3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 219-221.
  4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
  5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 16-17.
  6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАХОВОГО МЕХАНИЗМА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПК Бакиров А.Ф., Ханнанова Л.Р. В сборнике: Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVII Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2007". 2007. С. 158-160.
  7. К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.
  8. КАК ПОСЧИТАТЬ РЕПУТАЦИЮ? ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ РАБОТНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Креативная экономика. 2009. № 3. С. 44-48.
  9. НОВАЯ ПАРАДИГМА СОБСТВЕННОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 4. С. 694-708.
  10. ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ Ханнанова Т.Р. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). С. 184-190.
  11. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Хайретдинова Ю.С., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «АЭТЕРНА». г.Уфа, Россия, 2014. С. 263-265.
  12. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ Ханнанова Т.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVII Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2007". 2007. С. 300-302.
  13. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  14. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Абрарова А.Ф., Галимьянова Л.Ф., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 17-22.
  15. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.
  16. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  17. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007