Совершенствование экономической эффективности региона

NovaInfo 41, с.236-243
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье была рассмотрена тема-Совершенствование экономической эффективности региона.В ней мы рассмотрели совершенствование региона Республики Башкортостан.

Ключевые слова

ЗАДАЧИ, РАЗВИТИЕ, РЕГИОН

Текст научной работы

Экономическое положение Республики Башкортостана на протяжении последних лет характеризовалось позитивными тенденциями развития в основных секторах экономики. Мировая политическая ситуация отразилось на динамике экономических показателей Республики Башкортостан в последние годы. Важнейшими причинами экономического спада являются сокращение объемов промышленного производства (в основном обрабатывающих производств), снижение инвестиционной активности и потребительского спроса. Вместе с тем, сохраняются положительные тенденции в сельскохозяйственном производстве. Поэтому довольно интересным представляется разработка основных направлений улучшения экономического положения в Республике Башкортостан.

Основная деятельность Правительства Республики Башкортостан и министерств республики по разработке региональной экономической политики, должна быть нацелена на решение внутренних экономических проблем региона, способствовать развитию научно-технического потенциала и ориентироваться на удовлетворение потребительского спроса и рост конкурентоспособности продукции.

Для решения указанных проблем можно предложить основные направления совершенствования экономической политики региона.

а) Деятельность Правительства Республики Башкортостан и министерств республики должна быть направлена на повышение эффективности производства, сокращение числа неэффективных и убыточных предприятий.

б) Второе направление региональной экономической политики – развитие малого и среднего предпринимательства. Для развития малого и среднего предпринимательства в регионе необходимо выполнить комплекс мероприятий, включающий в себя следующее: подготовку и переподготовку кадров для малого и среднего бизнеса; создание эффективной региональной правовой базы, ее упрощение, однозначность трактовок понятий, детальное регулирование отношения бизнеса и министерств республики; разработку механизма эффективного использования и возврата инвестиций; развитие и совершенствование финансовой, транспортной и информационной инфраструктуры региона.

Для успешного проведения экономических реформ в регионе можно предложить следующие направления действий:

  • Сделать систему предпринимательство более эффективной;
  • Развивать малый и средний бизнес;
  • Стимулировать активность предпринимателей;
  • Улучшить инфраструктуру региона;
  • Внедрить инновационные технологии и стимулировать их и т.п.

Для решения данных задач на региональном уровне необходимо коренным образом повысить роль наукоемких производств, широко внедрять в производство передовые разработки, для чего необходимо проводить для таких предприятий льготную кредитно-налоговую политику; снизить долю первичных отраслей материального производства, сократить энерго- и материалоемкость на базе внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий; повысить долю внешнеэкономического оборота в общественном продукте, что обусловлено включением регионального комплекса в региональное разделение труда и внешнеэкономические связи; изменить структуру производимого продукта в сторону увеличения нематериального производства.

в) Оказание поддержки предприятиям через различные инвестиционные программы. Основная сложность развития многих промышленных предприятий в Республике Башкортостан– это большой моральный и физический износ основных фондов. Многие предприятия не имеют достаточных инвестиций для технического перевооружения, что приводит к дальнейшему увеличению износа основных фондов и, как следствие, к снижению конкурентоспособности. Рост инвестиций сдерживается из-за отсутствия на многих предприятиях собственных средств на реконструкцию, низкой активности банковского капитала в долгосрочных инвестициях. В этих условиях одной из основных задач республики является поиск источников инвестиций.

В условиях высокой степени износа основных фондов необходимо считать приоритетными направления по поддержанию сложившегося благоприятного инвестиционного климата в регионе, созданию условий для привлечения иностранного капитала, совершенствованию механизмов привлечения кредитно-банковского капитала, развитию лизинга.

Для создания и обеспечения функционирования нормативно-правового механизма реализации инвестиционной составляющей стратегии социально-экономического развития региона необходимо формирование региональной инвестиционной программы, представляющей собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционной активности в регионах и достижение на этой основе целей устойчивого развития. Она представляет собой механизм реализации программно-целевого подхода к управлению экономическим развитием региона.

В соответствии с основными приоритетами экономического развития, обозначенными Президентом Российской Федерации, задачами, поставленными Главой Республики Башкортостан ежегодных посланиях Государственному Собранию, ориентирами, предусмотренными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2025 года, предложенными направлениями по совершенствованию экономической политики региона, приоритетными направлениями экономической политики в республике на ближайшие годы будут стабилизация и преодоление кризисных явлений в экономике посредством реализации текущих антикризисных задач, а также создание предпосылок для устойчивого развития в посткризисный период. Основными целями по-прежнему остаются обеспечение высокого уровня экономического и социального развития республики, повышение благосостояния граждан, развитие человеческого капитала.

При этом планируется направить промышленную политику в среднесрочной перспективе на сохранение и развитие технологического потенциала, а также формирование инновационного и конкурентоспособного промышленного комплекса. Для достижения этих целей необходимо обеспечить:

  • организацию современных производств, в том числе инновационных;
  • создание модели промышленного развития, ориентированной на интеграцию в межрегиональные кооперационные связи;
  • увеличение доли обрабатывающих производств с высокой степенью добавленной стоимости.

Важное значение, для развития промышленного комплекса и экономики республики в целом, будет иметь реализация перспективных инвестиционных проектов предприятий.

Агропромышленная политика в целях закрепления положительных тенденций развития агропромышленного комплекса с учетом сложившихся условий его функционирования будет направлена на решение следующих задач: повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых в агропромышленный комплекс, усиление контроля за их целевым использованием, обеспечение доступности и эффективности кредитования отрасли; развитие производственного потенциала, совершенствование экономических условий обеспечения агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами; совершенствование системы поддержки агропродовольственного сектора за счет средств консолидированного бюджета, обеспечение отраслевой адресности субсидий, создание и развитие ипотечного кредитования в сельском хозяйстве, финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей; привлечение инвестиций для расширенного производства мясной и молочной продукции; внедрение современных ресурсосберегающих технологий производства продукции агропромышленного комплекса; формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры рынка, достижение максимального уровня потребления продукции местных сельхозтоваропроизводителей; устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения и прочие.

Развитие сельскохозяйственного производства в среднесрочной перспективе намечается обеспечить путем реализации следующих первоочередных мер:

  • стимулирования привлечения в животноводство инвестиционных ресурсов и наращивания объемов лизинговых поставок для внедрения современных технологий, техники и оборудования, племенного скота; оказания государственной поддержки мясному скотоводству;
  • укрепления кормовой базы животноводства и улучшения работы ветеринарной службы для обеспечения выполнения задач по увеличению животноводческой продукции; сохранения объемов товарного производства в сфере малых форм хозяйствования;
  • модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых предприятий, сельской кредитной кооперации;
  • создания предпосылок для устойчивого развития сельских территорий за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, повышения обеспеченности сельского населения питьевой водой, газификации домов природным газом;
  • улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли; обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
  • повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов.

Приоритетными задачами инвестиционной политики должны быть: обеспечение приоритета в реализации высокотехнологичных инновационных проектов, имеющих прорывной характер, в том числе на базе создаваемого технопарка; использование механизма государственно-частного партнерства при реализации перспективных инвестиционных проектов Республики Башкортостан; поиск дополнительных источников финансирования инвестиционных потребностей предприятий и обеспечение доступности для них кредитных ресурсов за счет предоставления субсидий на возмещение части уплаченных процентов по кредитам и государственных гарантий; продвижение наиболее значимых инвестиционных проектов Республики Башкортостан в федеральных институтах развития (Инвестиционный фонд Российской Федерации, ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), ГК «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО), ГК «Ростехнологии»); возобновление реализации приостановленных инвестиционных проектов.

Основными направлениями развития строительного и жилищно-коммунального комплексов являются формирование благоприятной для жизнедеятельности среды, модернизация социальной инфраструктуры, включая жилье, обеспечение ее доступности для широких слоев населения.

В связи с этим важнейшими задачами будут: развитие ипотечного жилищного кредитования, коммунальной инфраструктуры в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье».

В условиях финансового кризиса особое значение имеют вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства, так как развитие данного сектора экономики может смягчить последствия кризиса, обеспечить дополнительную занятость и рост производства.

Предполагается реализация следующих мер: поддержка начинающих предпринимателей (приоритетные направления: производство, строительство, транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяйство, социальная сфера, общественное питание, инновации); предоставление государственных услуг по содействию самозанятости безработных граждан; подготовка, обучение и переобучение незанятых граждан основам предпринимательской деятельности, содействие их трудоустройству; создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности на муниципальном уровне; обеспечение доступа малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам за счет эффективного функционирования гарантийного фонда, развития микрофинансирования, субсидирования процентных ставок по кредитам малых и средних предприятий, развития венчурного финансирования, привлечения субъектов малого предпринимательства к кредитованию; содействие формированию кадрового потенциала и позитивного имиджа предпринимательства, в том числе через реализацию Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства; организация участия субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсах инновационных проектов.

Основными задачами развития потребительского рынка товаров и услуг остаются максимальная обеспеченность населения необходимыми товарами, развитие конкурентной среды, повышение качества и безопасности товаров.

Развитие потребительского рынка будет обеспечиваться за счет: совершенствования нормативной базы по вопросам организации и осуществления торговой деятельности, обеспечения свободной конкуренции, повышения качества обслуживания и доступности товаров для населения; дальнейшего усиления позиций организованного рынка за счет формирования крупных торговых сетей; внедрения современных форматов торговли с развитием передовых торговых технологий и форм обслуживания населения, предоставлением дополнительных видов услуг; координации взаимодействия республиканских предприятий производителей, переработчиков сельскохозяйственной продукции и организаций торговли, разработки рационального механизма продвижения местных товаров на региональный потребительский рынок, развития фирменной торговли и дилерской сети по реализации продукции местных товаропроизводителей; устранения диспропорций размещения объектов потребительского рынка; развития системы общественного питания с использованием прогрессивных технологий обслуживания; создания организационных и экономических условий, благоприятствующих сдерживанию цен на продовольственные товары и торговых надбавок; повышения эффективности работы оптовой торговли за счет развития ее инфраструктуры; преобразования рынков в современные торговые комплексы; создания условий для реализации излишков сельхозпродукции, произведенных личными подсобными, фермерскими хозяйствами, сельхозкооперативами, и развитие сети специализированных торговых предприятий по их продаже; формирования конкурентной среды в сфере услуг за счет дальнейшего вовлечения в отрасль малого бизнеса и увеличения объемов платных услуг за счет расширения их видов; поддержки организаций потребительской кооперации в сохранении и расширении сети магазинов в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах.

основные направления совершенствования экономической политики региона.

а) Деятельность Правительства Республики Башкортостан и министерств республики должна быть направлена на повышение эффективности производства, сокращение числа неэффективных и убыточных предприятий.

б) Второе направление региональной экономической политики – развитие малого и среднего предпринимательства. Для развития малого и среднего предпринимательства в регионе необходимо выполнить комплекс мероприятий, включающий в себя следующее: подготовку и переподготовку кадров для малого и среднего бизнеса; создание эффективной региональной правовой базы, ее упрощение, однозначность трактовок понятий, детальное регулирование отношения бизнеса и министерств республики; разработку механизма эффективного использования и возврата инвестиций; развитие и совершенствование финансовой, транспортной и информационной инфраструктуры региона.

Для успешного проведения экономических реформ в регионе можно предложить следующие направления действий:

  • Сделать систему предпринимательство более эффективной;
  • Развивать малый и средний бизнес;
  • Стимулировать активность предпринимателей;
  • Улучшить инфраструктуру региона;
  • Внедрить инновационные технологии и стимулировать их и т.п.

Для решения данных задач на региональном уровне необходимо коренным образом повысить роль наукоемких производств, широко внедрять в производство передовые разработки, для чего необходимо проводить для таких предприятий льготную кредитно-налоговую политику; снизить долю первичных отраслей материального производства, сократить энерго- и материалоемкость на базе внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий; повысить долю внешнеэкономического оборота в общественном продукте, что обусловлено включением регионального комплекса в региональное разделение труда и внешнеэкономические связи; изменить структуру производимого продукта в сторону увеличения нематериального производства.

в) Оказание поддержки предприятиям через различные инвестиционные программы. Основная сложность развития многих промышленных предприятий в Республике Башкортостан– это большой моральный и физический износ основных фондов. Многие предприятия не имеют достаточных инвестиций для технического перевооружения, что приводит к дальнейшему увеличению износа основных фондов и, как следствие, к снижению конкурентоспособности. Рост инвестиций сдерживается из-за отсутствия на многих предприятиях собственных средств на реконструкцию, низкой активности банковского капитала в долгосрочных инвестициях. В этих условиях одной из основных задач республики является поиск источников инвестиций.

Читайте также

Список литературы

  1. НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.
  2. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Человек и труд. 2009. № 4. С. 45-46.
  3. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.
  4. АГРАРНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940.
  5. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  6. КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  7. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  8. ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ НОРМ ГТО Погорелова Д.С., Шапошникова Р.Р. NovaInfo.Ru. 2014. № 26. С. 200-201.
  9. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.
  10. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ Тукаева И.О., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 165-166.
  11. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007
  12. ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.
  13. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Абрарова А.Ф., Галимьянова Л.Ф., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 17-22.
  14. ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ Старикова А.С., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 122-125.
  15. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Рафикова Н.Т., Валишина Н.Р. В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике". МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 36-38.

Цитировать

Загидуллина, Л.В. Совершенствование экономической эффективности региона / Л.В. Загидуллина, Р.Р. Шапошникова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 236-243. — URL: https://novainfo.ru/article/4525 (дата обращения: 24.01.2022).

Поделиться