Проблемы религиозно-нравственного воспитания в современной семье

№41-3,

социологические науки

Смена ценностных ориентаций, произошедшая в 90-е годы, привела к смене ценностных ориентиров из сферы духовной в материальную, к утрате молодёжью преемственности лучших православных традиций. Церковь рассматривает семью как «малую церковь». В духе религиозной традиции предполагается выработка навыков благочестия, ведение религиозного образа жизни во всех его проявлениях, приобщение к церковной культуре. Сторонники такого подхода видят родство христианской веры с душой человека, которое, по их мнению, даёт возможность развить внутренний мир ребёнка и на этих принципах построить его воспитание таким образом, чтобы он был готов противостоять различным соблазнам и обладал внутренней целостностью.

Похожие материалы

Обращение к проблеме духовного воспитания подрастающего поколения современной России связано с целым рядом причин. Современная вестернизация российского общества, проявляющаяся не только в изменении образа жизни россиян, внешнего облика, особенно молодёжи, меняет ценностные ориентации, мышление, порождает бездуховность. Смена ценностных ориентаций, произошедшая в 90-е годы, привела к господству прагматизма, к смене ценностных ориентиров из сферы духовной в материальную, к утрате молодёжью преемственности лучших православных традиций.

Релятивизм, ставший характерной особенностью эпохи постмодерна, в которой мы живём, особенно оказался пагубен в области нравственности, разрушая сложившиеся в веках глубочайшие связи культуры и нравственности. Согласно принципам христианской этики, человеческое общество может разрушить себя, если не сможет отличать добро от зла. Православие, являясь основой русской культуры, формирует национальное самосознание, характер русского народа, его ментальность, этические и эстетические идеалы. На основе православных ценностей воспитываются лучшие гражданские качества, выражающиеся в глубокой любви и преданном служении Родине и своему народу.

В своё время Н.А. Бердяев, подчёркивая необходимость сохранения национальных духовных ценностей, отмечал: «В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы»[1: 148].

Необходимость решения проблем духовного возрождения российского общества вызвала самый пристальный интерес к вопросам воспитания подрастающего поколения. Важное значение приобретает философско-культурологическое осмысление православных традиций в духовной жизни общества, их соотношение и взаимодействие с ценностными ориентациями современного общества.

Известный американский публицист ХХ века Серафим Роуз, принявший Православие после долгих исканий, считал, что современный нам мир «лежит во зле». Спасение от этого зла он видел в воспитании на православных ценностях «добропорядочных детей». Отсутствие в детях понятий авторитета и послушания, вежливости, возведение детей в качество «семейного божка» являются, по его мнению, основными пороками семейного воспитания. Из таких детей, считал иеромонах Серафим, вырастают люди, ищущие постоянных развлечений и удобств.

Особенности решения нравственных проблем в православной педагогике наиболее полно и глубоко были рассмотрены еще в XIX -XX вв. русскими религиозными философами, психологами и педагогами К.С. Аксаковым, С.Н. Булгаковым, Н.Ф. Каптеревым, И.В. Киреевским, Н.И. Пироговым, В.В. Розановым, М.М. Рубинштейном, B.C. Соловьевым, братьями С.Н. и Е.Н. Трубецкими, П.А. Флоренским, А.С. Хомяковым, К.Д. Ушинским и др.

Интерес представляют взгляды Л.Н. Толстого на воспитание детей. Он считал, что нравственность происходит от религии, которые должны быть основным предметом всякого образования. Человек без религии, по его мнению, «так же невозможен, как человек без сердца»[7: 45].

В.В. Зеньковский также полагал, что основу формирования личности ребенка составляет духовный, нравственный процесс и, прежде всего, воспитание совести. Как религиозный педагог он видел в Церкви высшую силу духовного развития человека: «Церковь и есть та благодатная среда, в которой и через которую можно действовать на духовную жизнь, можно подлинно помогать ее развитию» [2:244]. Он также считал, что очень важна для ребёнка детская среда, формируемая детским садом и школой и восполняющая недостатки семьи. А чрезмерная забота и нежность родителей к ребенку могли «испортить» его душу.

Другой русский религиозный философ И.А. Ильин считал, что воспитание ребёнка в семье начинается с первых минут его жизни. В основе семейного воспитания, по его мнению, лежит пример родителей, их внутренняя духовная жизнь, в которой участвуют и которую чувствуют их дети. Главное в системе воспитания он видел в совершенствовании личности на основе христианских принципов[3:246]. Позднее В.А. Сухомлинский заметит, что ребёнок является «зеркалом семьи», в котором отражаются нравственные принципы родителей[6: 89].

Таким образом, воспитание, формирование личности начинается, прежде всего, в семье. Для христиан брак был не только юридическим договором и средством продолжения рода, но, как считал святитель Иоанн Златоуст, «таинством любви», «вечным единением супругов друг с другом во Христе»[5:82]. Первоначально христиане при заключении брака ограничивались церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что считалось древнейшей формой совершения Таинства Брака. Позднее будет введён обряд венчания.

Церковь рассматривает семью как «малую церковь». Но необходимо учитывать, что современный ценностный кризис привёл к кризису и семью. Утрачено главенствующее положение отца. Изменилось положение женщины, занятость которой в общественном производстве ослабило её участие в воспитании детей. Более того, подорвано экономическое положение семьи, связанное с утратой членами семьи работы или снижением их заработной платы, подорожанием товаров и услуг, снижением уровня медицинского обслуживания и т.д. Следствием такой ситуации в семье, как правило, являются алкоголизм, тунеядство, наркомания и т.п. В целом, утрачивается воспитательный и культурный потенциал семьи. Семья для ребёнка – среда обитания. Не имея положительных образцов членов семьи, он меняет стереотипы поведения в худшую сторону.

Поэтому основной задачей духовного семейного воспитания было и остаётся следование основным христианским заповедям, усвоение православных ценностей. Всё это способствует формированию в душе ребёнка жизненных ориентиров, защищающих от деградации и распада личности. Усвоение норм православной этики — задача не только для верующих семей. Основные православные ценности сформировали русский национальный характер, русскую ментальность и в идеале должны быть свойственны каждому православному гражданину российского общества. Принципы православной морали имеют универсальный характер, и их соблюдение способствует духовному оздоровлению не только семьи, но и всего общества.

Религиозное воспитание — процесс неодномерный и состоит из нескольких измерений, необходимых для формирования целостной личности. Такой подход в современной педагогике называется холистическим, обеспечивающим более полное развитие всех возможностей человека. В духе религиозной традиции холистический подход предполагает выработку навыков благочестия, ведение религиозного образа жизни во всех его проявлениях, приобщение к церковной культуре. Сторонники такого подхода видят родство христианской веры с душой человека, которое, по их мнению, даёт возможность развить внутренний мир ребёнка и на этих принципах построить его воспитание таким образом, чтобы он был готов противостоять различным соблазнам и обладал внутренней целостностью.

К сожалению, в наше время понятие «воспитание» искажено. Как правило, для родителей воспитание сводится к удовлетворению всех просьб и ближайших потребностей ребёнка. Это, в конечном итоге, порождает в характере различные пороки такие, как беспечность, безответственность, иждивенчество, моду на пустое времяпрепровождение — шопинги. Вспоминается рекламная установка: « … шопинг — моя религия». Если родители пренебрегают духовным, такой ребёнок становится «чадом тела», «бездуховным рабом» плотских желаний. Иоанн Златоуст говорил: «Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни наказания. Палачи нужны потому, что отсутствует нравственность» [5: 81].

В воспитании проявляются две крайности — безнаказанность и страх. Безнаказанность порождает вседозволенность, дерзость по отношению к родителям и взрослым. Слишком суровое отношение к ребёнку вызывает страх и, как следствие, — ложь, озлобленность, подавленность, комплекс неполноценности, жестокость. Но, пожалуй, самое непростительное в воспитании — это равнодушие. Именно равнодушие вызывает у человека ощущение своей ненужности, брошенности, комплекс «маленького человека». Люди с такими ощущениями чаще всего оказываются не у дел, у них тяжелая судьба, они трудно идут к своей цели, порой, так и не достигнув её, попадают в секты и т.д.

Таким образом, дети всегда нуждаются в постоянном внимании родителей, в их любви, справедливом отношении к ним. Кроме того, родители должны обучить детей какому-либо ремеслу или рукоделию, хранить и передавать семейные традиции и обычаи.

Список литературы

  1. Бердяев, Н.А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев. — М.: Институт русской цивилизации, 2012. — 624 с.
  2. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. — М. . — М.: Свято-Владимирское братство, 1993. — 244 с.
  3. Ильин, И.А. Кризис безбожия / И.А. Ильин. — М.: ДАРЪ, 2005. — 496 с.
  4. Карпова, Н. Семейное чтение – семейная библиотерапия / Н. Карпова // Шк. б-ка. — 2004. — № 5. —- С. 53-57.
  5. Каспаров, Г.С. Иоанн Златоуст о воспитательной функции семьи, [347-407 гг.] / Г.С. Каспаров // Страницы истории педагогики. — Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. Вып.22. — С. 79-85.
  6. Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской любви / В.А. Сухомлинский — М.: Прогресс, 1990. — 112 с.
  7. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения /Сост. Н.В. Кудрявая; Акад. пед. Наук СССР / Л.Н. Толстой. — М.: Педагогика, 1989. — 544 с.