Нами в июне 2016 года подготовлена программа по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» с квалификацией (степенью выпускника – магистр) по очной и заочной формам обучения. При подготовке магистерской программы использована учебная, учебно-методическая и научная литература [1-58].
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать:
- теоретические и практические аспекты квалификаций преступлений;
- основные признаки, понятия и цели квалификации преступлений;
- правовую основу квалификации преступлений;
- основные положения, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых субъектов уголовного права;
Уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы об уголовно-правовой квалификации и порядке назначения наказаний;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- осуществлять должностные обязанности по обеспечению законности в рамках применения основ квалификации преступлений;
Владеть навыками:
- применения юридической терминологии;
- работы с нормативно-правовыми актами;
- работы с приговорами и другими судебными актами;
- анализа судебных актов (приговоров, постановлений, определений);
- анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
- разрешения правовых проблем и коллизий;
- квалификации и разграничения исполнения различных видов наказания, применения мер досрочного освобождения от отбытия наказания.
Таблица 1. Перечень планируемых результатов обучения
Код компетенции |
Результаты освоения ОП (содержание компетенций) |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-3 |
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
Знать
- основные научные методы и принципы самообразования в области права
- процесс получения информации, необходимой для повышения самообразования в области права
- требования к качеству информации, используемой для повышения самообразования в области права
Уметь
- осуществлять самоконтроль в ходе повышения своего интеллектуального уровня
- изменять методику обучения, добиваясь её эффективности
- дополнять стандартные методы и средства познания инновационными подходами
Навыки
- нравственного и физического самосовершенствования адаптированными к своей профессиональной деятельности
- развития навыков нравственного и физического самосовершенствования для решения конкретных служебных задач
|
ПК-2 |
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
Знать
- основные методы обобщения правоприменительной практики в изучаемой сфере права
- судебную практику по своей сфере юридической деятельности в изучаемой области права
- способы контролировать происходящие изменения законодательства в области правового исследования
Уметь
- проверять соответствие квалифицирующих признаков конкретного юридического факта, признакам, содержащимися в нормах права изучаемой правовой сферы
- осуществлять самоконтроль при составлении юридических документов
- корректно изменять методики для решения конкретных юридических задач в изучаемой области права
Навыки
- составления юридических документов, необходимых в профессиональной практике, опирающихся на нормы изучаемой правовой области
- принимать юридические решения, отвечающие всем требованиям действующего законодательства в исследуемой области
|
ПК-4 |
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления |
Знать
- условия и особенности совершения правонарушений и преступлений;
- виды административной и уголовной ответственности
Уметь
- определять в выявленном противоправном деянии признаки административного правонарушения и преступления;
- анализировать причины и условия, способствующие совершению правонарушений
Навыки
- способность выявлять признаки правонарушения
- способность дифференцировать противоправные деяния
- квалифицировать противоправные деяния
|
Дисциплина «Теоретические и практические аспекты квалификаций преступлений» является дисциплиной по выбору вариативной части профессионального цикла ОП.
Целью изучения данной учебной дисциплины является формирование у студентов целостного представления об основах квалификации преступлений. Развитие правосознания, базирующегося на усвоении природы уголовного права и основных его институтов, как на уровне теоретических знаний, так и в их применении на практике; развитие общей юридической культуры и правового мышления у будущих правоведов; развитие навыков и умений, необходимых для профессионального применения уголовного законодательства.
Задачи курса: получение прочных знаний об основах квалификации преступлений; обеспечить уяснение концепции и основных положений уголовного законодательства, касающихся вопроса квалификации преступлений; сформировать у обучаемых устойчивые навыки применения норм уголовного права, привить навыки принятия процессуальных решений; воспитание у студентов убежденности в необходимости точного и неуклонного исполнения и соблюдения при производстве по уголовному делу нормы уголовно-правового законодательства.
Таблица 2. Объем дисциплины по видам учебных занятий
Объем дисциплины |
Всего часов |
для очной формы обучения |
для заочной формы обучения |
Общая трудоемкость дисциплины |
216 |
216 |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) |
40 |
38 |
Лекции |
8 |
8 |
Практические занятия |
32 |
30 |
Самостоятельная работа (всего) |
176 |
174 |
Контроль |
|
4 |
Вид промежуточной аттестации |
Зачет с оценкой
(2 семестр)
|
Зачет с оценкой
(2 курс)
|
Таблица 3. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
№
темы
|
Контролируемые разделы (темы) дисциплины |
Код контролируемой компетенции (или ее части) и ее формулировка |
Наименование оценочного средства |
1 |
Тема 1. Понятие квалификации преступлений, ее виды и социально-правовые последствия (значение) |
ОК-3, ПК-2,4 |
Устный опрос
Тесты
Доклады (рефераты, эссе)
Решение ситуационных задач
|
2 |
Тема 2. Юридические основания квалификации преступлений |
ОК-3, ПК-2,4 |
Устный опрос
Тесты
Доклады (рефераты)
Решение ситуационных задач
|
3 |
Тема 3. Объект преступления и его значение для квалификации содеянного |
ОК-3, ПК-2,4 |
Устный опрос
Тесты
Доклады (рефераты)
Решение ситуационных задач
|
4 |
Тема 4. Особенности квалификации преступлений по признакам объективной стороны их состава |
ОК-3, ПК-2,4 |
Устный опрос
Тесты
Доклады (рефераты, эссе)
Решение ситуационных задач
|
5 |
Тема 5. Квалификация преступления с учетом субъекта посягательства |
ОК-3, ПК-2,4 |
Устный опрос
Тесты
Доклады (рефераты, эссе)
Решение ситуационных задач
|
6 |
Тема 6. Проблема квалификации преступления с учетом признаков субъективной стороны |
ОК-3, ПК-2,4 |
Устный опрос
Тесты
Доклады (рефераты)
Решение ситуационных задач
|
7 |
Тема 7. Квалификация неоконченной преступной деятельности и фактически содеянного при добровольном отказе |
ОК-3, ПК-2,4 |
Устный опрос
Тесты
Доклады (рефераты)
Решение ситуационных задач
|
8 |
Тема 8. Квалификация преступлений, совершенных в соучастии |
ОК-3, ПК-2,4 |
Устный опрос
Тесты
Доклады (рефераты, эссе)
Решение ситуационных задач
|
9 |
Тема 9. Проблема квалификации преступлений при их множественности |
ОК-3, ПК-2,4 |
Устный опрос
Тесты
Доклады (рефераты, эссе)
Решение ситуационных задач
|
Таблица 4. Показатели и критерии оценки компетенций
Код компетенции |
Показатель |
Критерий |
Шкала оценивания (начальный, базовый, итоговый уровни) |
ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
Знание
- основных научных методов и принципов самообразования в области права
- процесса получения информации, необходимой для повышения самообразования в области права
- требований к качеству информации, используемой для повышения самообразования в области права
|
Знает
- основные научные методы и принципы самообразования в области права
- процесс получения информации, необходимой для повышения самообразования в области права
- требования к качеству информации, используемой для повышения самообразования в области права
|
«Отлично» – уверенно знает
- основные научные методы и принципы самообразования в области права
- процесс получения информации, необходимой для повышения самообразования в области права
- требования к качеству информации, используемой для повышения самообразования в области права
Хорошо» - на достаточном уровне знает
- основные научные методы и принципы самообразования в области права
- процесс получения информации, необходимой для повышения самообразования в области права
- требования к качеству информации, используемой для повышения самообразования в области права
«Удовлетворительно» - с ошибками знает
- основные научные методы и принципы самообразования в области права
- процесс получения информации, необходимой для повышения самообразования в области права
- требования к качеству информации, используемой для повышения самообразования в области права
«Неудовлетворительно» - со значительными ошибками определяет
- основные научные методы и принципы самообразования в области права
- процесс получения информации, необходимой для повышения самообразования в области права
- требования к качеству информации, используемой для повышения самообразования в области права
|
Умеет
- осуществлять самоконтроль в ходе повышения своего интеллектуального уровня
- изменять методику обучения, добиваясь её эффективности
- дополнять стандартные методы и средства познания инновационными подходами
|
Умеет
- осуществлять самоконтроль в ходе повышения своего интеллектуального уровня
- изменять методику обучения, добиваясь её эффективности
- дополнять стандартные методы и средства познания инновационными подходами
|
Отлично» грамотно и уверенно владеет
- навыками нравственного и физического самосовершенствования адаптированными к своей профессиональной деятельности
- методами развития навыков нравственного и физического самосовершенствования для решения конкретных служебных задач
«Хорошо» - в достаточной мере владеет
- навыками нравственного и физического самосовершенствования адаптированными к своей профессиональной деятельности
- методами развития навыков нравственного и физического самосовершенствования для решения конкретных служебных задач
«Удовлетворительно» - допускает ошибки в использовании
- навыков нравственного и физического самосовершенствования адаптированными к своей профессиональной деятельности
- методов развития навыков нравственного и физического самосовершенствования для решения конкретных служебных задач
«Неудовлетворительно» - допускает значительные ошибки в использовании
- навыков нравственного и физического самосовершенствования адаптированными к своей профессиональной деятельности
- методов развития навыков нравственного и физического самосовершенствования для решения конкретных служебных задач
|
Владение
- навыками нравственного и физического самосовершенствования адаптированными к своей профессиональной деятельности
- методами развития навыков нравственного и физического самосовершенствования для решения конкретных служебных задач
|
Владеет
- навыками нравственного и физического самосовершенствования адаптированными к своей профессиональной деятельности
- методами развития навыков нравственного и физического самосовершенствования для решения конкретных служебных задач
|
Отлично» грамотно и уверенно владеет
- навыками нравственного и физического самосовершенствования адаптированными к своей профессиональной деятельности
- методами развития навыков нравственного и физического самосовершенствования для решения конкретных служебных задач
«Хорошо» - в достаточной мере владеет
- навыками нравственного и физического самосовершенствования адаптированными к своей профессиональной деятельности
- методами развития навыков нравственного и физического самосовершенствования для решения конкретных служебных задач
«Удовлетворительно» - допускает ошибки в использовании
- навыков нравственного и физического самосовершенствования адаптированными к своей профессиональной деятельности
- методов развития навыков нравственного и физического самосовершенствования для решения конкретных служебных задач
«Неудовлетворительно» - допускает значительные ошибки в использовании
- навыков нравственного и физического самосовершенствования адаптированными к своей профессиональной деятельности
- методов развития навыков нравственного и физического самосовершенствования для решения конкретных служебных задач
|
Таблица 5. Критерии оценки компетенций на зачете
Оценка |
Характеристики ответа студента |
Отлично |
- магистрант уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает;
- опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью юриста;
- умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи;
- делает выводы и обобщения;
- свободно владеет системой правовых понятий.
|
Хорошо |
- магистрант твердо усвоил программный материал, грамотно и по существу излагает его, опираясь на знания основной литературы;
- не допускает существенных неточностей;
- увязывает усвоенные знания с практической деятельностью юриста;
- аргументирует научные положения;
- делает выводы и обобщения;
- владеет системой правовых понятий.
|
Удовлетворительно |
- магистрант усвоил только основной программный материал, по существу излагает его, опираясь на знания только основной литературы;
- допускает несущественные ошибки и неточности;
- испытывает затруднения в практическом применении правовых знаний;
- слабо аргументирует научные положения;
- затрудняется в формулировании выводов и обобщений;
- частично владеет системой правовых понятий.
|
Неудовлетворительно |
- магистрант не усвоил значительной части программного материала;
- допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении прикладных правовых проблем;
- испытывает трудности в практическом применении знаний;
- не может аргументировать научные положения;
- не формулирует выводов и обобщений;
|