Психологические механизмы формирования интернет-аддикции у подростков

NovaInfo 41, с.215-217, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье освещаются последствия неразумного использования интернета и формы аддитивного поведения подростков увлечённых компьютерными играми, которые причиняют вред их психологическому и физическому здоровью.

Ключевые слова

ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ, АДДИКЦИЯ, ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, РАСПОРЯДОК ДНЯ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

Текст научной работы

День за днем увеличивается число людей пользующихся компьютером. Процесс модернизации компьютерной техники все больше привлекает внимание и вызывают интерес у каждого человека. В связи с этим и появилось новое понятие Интернет – аддикция. Термин «Интернет аддикция» был предложен Голдбергом (1996) для описания непреодолимого желания пользоваться Интернетом. Проблеме Интернет аддикции было посвящено работы таких психологов как, С.А. Шапкина, Е.В.Якушиной, И.В.Анисимовой, В.А.Лоскутовой, Ж.Функа, С.Штерна, К.Янга и других. Э.Г.Гозиев, Г.К.Туляганова, Р.И.Суннатова и другие узбекские психологи посвятили свои исследовали к проблемам психологических особенностей аддиктивного поведения подростков.

Неразумное интенсивное использование компьютера не только причиняют вред психологическому и физическому здоровью подростков, но и оказывает пагубное влияние на межличностные отношения в подростковом возрасте.

Интернет–аддикция является новой аддикцией, качественно отличающейся от других нехимических форм выходом на безграничные возможности виртуального мира.

Представляется возможность выделить ряд фактов, создающих структуру притягательности Интернета как потенциального аддиктивного агента. К ним относятся: возможность многочисленных социальных интеграций; виртуальная реализация фантазий и желаний с установлением обратной связи; нахождение желаемых «собеседников», удовлетворяющих любые требования. Возможность установления контакта с новыми лицами и их прерывание; неограниченный доступ к информации, к различным видам развлечений; участие в различных играх.

Специфичные, патологические признаки Интернет – зависимости включают в себя, следующие формы аддитивного поведения:

  • несколько повышенное настроение во время использования Интернета;
  • неудержимое влечение к выходу в Интернет;
  • увеличение количества времени нахождения в Интернете;
  • трудности прекращения сеанса связи;
  • нарастающие отрицательные эмоции (раздражительность, апатия, сниженное настроение, чувство пустоты, чувство скуки) вне общения с компьютером;
  • потеря интереса к семье, учебе, прежним увлечениям;
  • безответственность, не выполнение обязанностей на учебе, дома, в частые ошибки в учебной деятельности.

По мере прогрессирования аддикции виртуальный мир становится все более интересным, в то время как реальный воспринимается неинтересным, скучным, а зачастую «враждебным» связи аддикта с реальным миром ослабевают; эмоции, интересы, когнитивная сфера, энергия и система ценностей сосредотачиваются на виртуальном мире.

Интернет - зависимые подростки часто ведут нездоровый образ жизни, пренебрегают личной гигиеной, нарушают диетический режим, недосыпают. Для них характерно возникновение приступообразных головных болей, постоянное чувство усталости.

По данным результатов исследования психологов, у подростков с Интернет аддикцией наблюдаются частая усталость, снижение успеваемости, избегание от общения с близкими, замкнутость, нетолерантность к критическим замечаниям, лживость и склонность к обману, постоянная потребность к деньгам и другие.

С целью изучения уровня Интернет аддикции нами было проведено исследования. В качестве методики был применен тест К.Янга «Определение Интернет -аддикции», который состоит из 26 вопросов.

В процессе анализа результатов вопросы были обобщены на пять факторов. 1-фактор называется «готовность нарушения социальных норм для удовлетворения потребности в Интернете», 2-фактор «доминантность эмоционально-чувственного отношения к компьютеру и Интернету», 3-фактор «потребность и стремление к внутренним переживаниям возникающих в процессе на работе компьютере», 4- фактор «осознание влияния компьютера на здоровье»“, 5- фактор «воровать деньги для компьютерных игр». Были выявлены некоторые корреляционные взаимосвязи между этими факторами и вопросами с методов математической статистики.

Результаты свидетельствуют о том, что существуют высокая взаимосвязь между фактором «готовность нарушения социальных норм для удовлетворения потребности в Интернете» и с вопросами «Пришлось ли вам обманывать родителей, учителей и других по поводу, что вы часто играете различные компьютерные игры?» (0,708);

«Продолжаете ли Вы играть на компьютере после возникновения некоторых проблем в учебе?»(0,656). С фактором «доминантность эмоционально-чувственного отношения к компьютеру и Интернету» существует корреляция с вопросом «Были ли времена, когда вы играли на компьютере с целью поднятия настроения, избегания чувства беспомощности, виновности, подавления ненависти и т.д.(0,788),

Интернет-аддикция может привести к депрессиям, повышенной тревожности, нарушениям сна, невозможности приспособиться к новым ситуациям. Родители должны своевременно контролировать деятельность подростков, и необходимо развивать у них следующие умения: соблюдать личную гигиену; правильное распределение своим временем (распорядок дня), пропорциональность умственного и физического труда, повышение интереса к спорту, чтению книг, и т.д.

Читайте также

Список литературы

  1. Соколов А. Интернет-зависимость /Вы и ваш компьютер.-М., 2003.С. 26-28
  2. Тўлаганова Г.Қ. Тарбияси қийин ўсмирлар. - Т.: Университет, -1286.
  3. Ғозиев Э.Ғ. Онтогенез психологияси. Т.: 2011. - 280 с

Цитировать

Курбанова, З.Б. Психологические механизмы формирования интернет-аддикции у подростков / З.Б. Курбанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 215-217. — URL: https://novainfo.ru/article/4622 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться