В соответствии с требованиями, предъявляемыми современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие продуктивного, творческого мышления, обеспечивающего возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности.
Развитие умений у школьников важно вести таким образом, чтобы отрабатываемые способы деятельности не ограничивали мышление учащихся, а, наоборот, подводили учеников непосредственно к творческому решению разнообразных учебных задач. Тогда сам процесс развития умений у учащихся можно рассматривать как способ достижения конечной цели – формирование творческой личности.
При этом высокий уровень развития умений должен быть основой для развития творческих способностей личности. Учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, далеко не всегда оказываются способны к самостоятельному творческому мышлению. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, невольно тормозит развитие творческих способностей учащихся. Для реализации данных идей мы должны смотреть глубже, то есть на вопросы подготовки конкурентоспособных педагогических кадров.
Характеристика состояния общепедагогической подготовки учителей рассматриваются в работах О.А. Абдуллиной, В. И. Завьяловой, З.К. Каргиевой и ряда других авторов. Проведенные ими исследования показывают, что в университетах существует значительное расхождение в системе подготовки будущих учителей по сравнению с педагогическими институтами
Поэтому дальнейшее совершенствование обучения в университете в контексте подготовки к инновационной деятельности будущих учителей не может быть осуществлено при педагогической ориентации на один, пусть даже очень эффективный принцип обучения (проблемности, движения от абстрактного к конкретному и т. д.), неизбежно приводящий к недооценке других. Необходима реализация системы принципов, звенья которой определяются спецификой самого продуктивного мышления, особенностями его генетического развития у обучаемых. И нацелена она на развитие навыков инновационно направленного стиля преподавания.
Формированию такого стиля, а также компенсации в определенной степени недостатков педагогической работы и «дефицита» учебного времени в Университете может способствовать, на наш взгляд, педагогический тренинг.
Результаты исследований динамики изменения готовности будущего учителя к инновационной педагогической деятельности и логика предыдущих суждений подсказывают, что целью любого тренинга стиля студента – будущего педагога является оптимизация подходов к инновационной подготовки студентов, а также достижение необходимо-заданных "параметров" готовности к инновационной педагогической деятельности.
Процесс совершенствования стиля деятельности педагога продолжается годами. Поэтому ускорению этого процесса может способствовать предлагаемый ниже поэтапный тренинг, который может также быть использован при формировании готовности студентов к инновационной педагогической деятельности.
Первый этап - анализ социально-психологической ситуации в университете и системы подготовки будущих учителей, выполнение упражнений на развитие уверенности в себе и коммуникативной тренировки.
Второй этап тренинга - выполнение упражнений на развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, на формирование мышечной свободы; упражнения для выработки умений естественно вести себя в школьном коллективе, другом публичном месте, на эмоционально целесообразное поведение и т.п.
Третий этап - выполнение упражнений на развитие инновационных педагогических навыков, наблюдение за своим поведением, за действиями других студентов и учителей; решение инсценированных задач при различных ситуациях преподавания учебного предмета; отработка действий в предлагаемых обстоятельствах; тренировка приемов на привлечение внимания обучаемых, на повышение интереса к изучаемому предмету, на запоминание учебного материала, на активную работу на занятии, на другие факторы повышения эффективности обучения (ролевая игра).
Четвертый этап - повышение культуры преподавания: изучение понятий - такт, дисциплина общения, этикет и способов /приемов/ включения этих понятий в свой стиль общения.
Устранение причин рассматриваемых в данном исследовании проблем возможно лишь в рамках комплексного подхода к организации инновационной подготовки студентов, объединяющего функциональный, проблемный и моделирующий и системный методы, которые совместно могут рассматриваться как особый способ организации учебно-воспитательного процесса, при котором усвоение учебного предмета выступает эффективным средством достижения готовности студентов к применению инновационных педагогических технологий.
Как показывают исследования, в процессе использования системного подхода при формировании готовности к инновационной деятельности в учебных заведениях наиболее важным звеном является управленческая структура, совершенствование которой является одной из определяющих задач повышения эффективности инновационной подготовки будущих учителей.