Текучесть кадров - показатель, фиксирующий уровень изменения состава работников организации вследствие увольнения и перехода на другую работу по личным мотивам.
На сегодняшний день проблема текучести кадров актуальна для всех сфер деятельности. По отношению к государственной службе данная проблема особо актуальна.
Государственная служба очень специфична по своей природе, она строго регламентирована нормативными актами. При этом необходимо учитывать большой объем этих актов и постоянное принятие новых. Кроме того, развитие общества усложняет процесс принятия решения, что обязывает иметь высокий уровень знаний при разрешении управленческих задач.
Основная причина текучести — недовольство работников своим положением. В частности, речь идет о неудовлетворенности заработной платой, условиями и организацией труда; нерешенности социальных проблем; отдаленности работы от дома; отсутствии условий для отдыха, детских учреждений; неуважительном отношении со стороны руководства, неустойчивости служебного положения и невозможности сделать карьеру.
Таким образом, текучесть кадров связана не только с социальной и бытовой неустроенностью, но и со сложностями самореализации.
Привлечение квалифицированных и компетентных специалистов и предотвращение текучести кадров – одни из приоритетных задач государственной службы. Следовательно, необходимо выстроить систему, которая могла бы обеспечить стимулы для развития карьеры государственных служащих, стимулировать их к соблюдению этических норм поведения, а также мотивировать к достижению намеченных результатов.
Разработкой данной проблемы также занимались российские ученые.[1-14]
Для того чтобы снизить текучесть, необходимо устранить причины, приводящие к ее росту или способствующие сохранению на высоком уровне. Поэтому следующей задачей должна стать разработка комплекса управленческих решений, направленных на нормализацию уровня текучести, то есть приведение к уровню ниже критического значения.
Для того чтобы облегчить разработку таких мероприятий, необходимо, в свою очередь, проведение факторного анализа показателей уровня текучести в различных подразделениях, должностных и возрастных категориях.
Для управления уровнем текучести необходим целый ряд преобразований. Первый этап предусматривает проведение мероприятий в масштабе всего организации. Любые преобразования необходимо начинать с анализа и оптимизации организационной структуры. Это необходимо для того, чтобы последующие мероприятия были максимально эффективными.
Затем необходимо проанализировать существующую систему оплаты труда и стимулирования, социального обеспечения сотрудников.
Наконец, необходимо провести анализ существующей корпоративной культуры.
Важно отметить, что достижение положительных результатов в ходе проведения комплекса таких мероприятий вовсе не является основанием для того, чтобы забыть о текучести и сосредоточиться на других проблемах. Наблюдение за уровнем текучести следует проводить на постоянной основе, периодически возвращаясь к тем или иным элементам мероприятий по управлению текучестью персонала.
В целом состояние государственной службы в настоящее время характеризуется ее низкой эффективностью в сравнении с теми затратами, которые общество и государство несут при обеспечении государственной службы; недостаточной гибкостью и приспособленностью к решению задач гражданского общества и формирования рыночной экономики; невосприимчивостью к новым методам и формам организации, планирования, ресурсного обеспечения и стимулирования деятельности государственных служащих.
Подводя итог, следует еще раз отметить, что, возвращаясь к вопросу в настоящее время, важно осознавать влияние экономического кризиса на данный процесс, учитывать и стабильность, по сравнению с предыдущими периодами. Отток кадров из аппарата государственного управления снизился ввиду ухудшения положения в бизнесе. Именно стабильность государственной гражданской службы стала главным приоритетом для государственного служащего.
Если не разрешать иные проблемы государственной службы, снижающие ее привлекательность главным образом для самих гражданских служащих, можно ожидать новую волну дестабилизации системы кадров в сфере государственного управления.