Введение
Утвержденным генеральным планом развития Волгограда было определено несколько земельных участков под строительство культовых сооружений различных конфессий, мирно уживающихся в славном городе-герое Волгограде. В том числе под такое строительство было определено место в сквере имени 8-го Марта, напротив которого располажилась фашистская комендатура.
Выбор места обоснован тем, что именно здесь, в соответствии с архивными документами, находится место массового погребения евреев.
В 1943 г. на братской могиле погибших солдат был установлен временный деревянный памятник, а в 1947 г. он был заменен на кирпичный обелиск. Позже в 1959 г. архитектором Б.Г. Гольдманом был запроектирован ныне существующий памятник, а рядом установлен закладной камень на месте расстрела более 600 мирных граждан-евреев, осуществленный в период немецко-фашистской оккупации 1942-43 г.г. Всего же в братской могиле захоронено более 2500 человек, как мирных жителей, так и военнослужащих.
Целью работы было создание проекта здания синагоги и гостиницы для паломников. Проектирование комплекса осуществлялось на утвержденном генеральным планом развития города Волгограда участке общей площадью 1.67 Га. Площадь застройки храма 1095 м2, гостиницы 1235 м2.
В планировочную идею генерального плана и плана этажей здания синагоги заложен символ иудеев — звезда Давида. При детальной проработке планов этажей появилась идея кристаллообразной формы, которая затем воплотилась и в образе купола храма.
В главном зале храма место для чтения торы так же в планировочной структуре имеет вид звезды Давида. Для идеологического усиления патриотических чувств верующих на территории парка перед входом в здание храма оставлена существующая памятная плита, которая по замыслу авторов помещена в бассейн — чашу слез и скорби.
Геометрическая акустика молельного зала. Расчет задержки первых звуковых волн
Итак, исходными данными для расчета является молельный зал синагоги на 480 мест. Прихожане размещаются в портале и на балконе: портал — 340 чел, балкон — 140 чел.
За основу расчета выбрана общепринятая методика, приведенная в нормативных документах [1].
(1)
где Δl = lотр — lпр; lотр — длина отраженного звука; lпр — длина прямого звука; с = 340 м/с
Для залов с речевой акустикой 20 ≤ Δt ≤ 25.
Расчет задержки первых отражений звуковых волн приведен в таблице 1.
№ точек | Прямой звук | Отраженный звук | ∆l,м | ∆t,с | ||
Обозначение | Длина | Обозначение | Длина | |||
Точки на плане | ||||||
1 | И1* | 6,0 | И11* | 14,14 | 8,14 | 23,94 |
2 | И2* | 7,0 | И22* | 14,1 | 7,1 | 20,88 |
3 | И3* | 4,5 | И33* | 12,9 | 8,4 | 24,7 |
4 | И4* | 4,94 | И44* | 12,4 | 7,46 | 21,94 |
Точки на разрезе | ||||||
1 | И1* | 8,3 | И11* | 16,9 | 8,6 | 25,2 |
2 | И2* | 11 | И22* | 15,7 | 4,7 | 13,8 |
3 | И3* | 12 | И33* | 15,8 | 3,8 | 11,17 |
Расчет времени реверберации
Акустическое проектирование должно быть ориентировано на оптимизацию времени реверберации, определяющего гулкость звучания храмовых помещений. Расчет ведется для главного зала храма. Общая вместимость храма- 480 человек.
Время реверберации Т, с., рекомендуется рассчитывать по формуле
(2)
где V = 2700 < м3 — общий воздушный объем помещения, м3; So = 1065,67 м2 — общая площадь внутренних ограждений, м2; αср — средний коэффициент звукопоглощения (КЗП) помещения, определяемый в диапазоне 125 — 2000 Гц; n — коэффициент, учитывающий поглощение звука в воздухе помещения (причем на частотах 125, 500 Гц n=0, а на частоте 2000Гц, n=0,009).
КЗП в каждом диапазоне частот определяется по формуле:
где Ao — суммарная эквивалентная площадь звукопоглощения, м2;
(3)
где αi — коэффициент звукопоглощения; Si — площадь конструкции; Nj — число штучных поглотителей данной группы; Aj — эквивалентная площадь штучных поглотителей данной группы.
70% от всей вместимости — зрители, сидящие в креслах, 30% — пустые кресла.
αd — коэффициент добавочного звукопоглощения, учитывающий звукопоглощение деталями меблировки интерьеров, не охватываемыми данными табличных расчетов (на частоте 125,500 Гц αd=0,06-0,09, на частоте 2000 Гц αd=0,03-0,05).
Приведем в табличной форме расчеты эквивалентных площадей звукопоглощения материалами и конструкциями (табл.2), а также звукопоглощения зрителями и креслами (табл.2).
Наименование звукопоглотителя | Площадь S, | Эквивалентная площадь звукопоглощения на частотах, Гц | |||||
125 | 500 | 2000 | |||||
а | Аа | а | Аа | а | Аа | ||
Стены кирпичные, оштукатуренные с росписью акриловой краской | 319,25 | 0,02 | 6,385 | 0,02 | 6,385 | 0,04 | 12,7 |
Стены кирпичные, оштукатуренные с росписью масляной краской | 128,9 | 0,01 | 1,289 | 0,02 | 2,578 | 0,02 | 2,578 |
Бетон с железнением поверхности | 45,36 | 0,01 | 0,4536 | 0,01 | 0,4536 | 0,02 | 0,907 |
Мрамор, гранит и другие шлифованные каменные поверхности | 270,54 | 0,01 | 2,71 | 0,01 | 2,71 | 0,015 | 4,0581 |
Штукатурка по металлической сетке | 260,12 | 0,04 | 10,405 | 0,05 | 13,006 | 0,04 | 10,405 |
Пол дощатый на лагах | 14,163 | 0,1 | 1,41 | 0,1 | 1,41 | 0,08 | 1,133 |
Полуцилиндрические резонирующие панели | 27,34 | 0,32 | 8,75 | 0,35 | 9,569 | 0,27 | 7,38 |
Коэффициент добавочного звукопоглощения | 0,09 | 0,09 | 0,05 | ||||
Сумма | 1065,67 | 31,402 | 36,116 | 39,161 |
Наименование звукопоглотителя | Кол-во, n | Эквивалентная площадь звукопоглощения на частотах, Гц | |||||
125 | 500 | 2000 | |||||
а | Аа | а | Аа | а | Аа | ||
Сидящие слушатели в жестких сиденьях | 336 | 0,20 | 67,2 | 0,30 | 100,8 | 0,35 | 117,6 |
Cвободные сиденья | 144 | 0,02 | 2,88 | 0,03 | 4,32 | 0,04 | 5,76 |
Окончательный расчет приведен в таблице 4.
Наименование | Ед. изм. | Частота, Гц. | ||
125 | 500 | 2000 | ||
Суммарная эквивалентная площадь звукопоглощения | м2 | 197,388 | 237,142 | 219 |
Расчетное время стандартной реверберации | с | 1,978 | 1,662 | 1,58 |
Оптимальное время реверберации | с | 2,147 | 1,652 | 1,487 |
Отклонение расчетного времени реверберации от оптимального, ± | % | -7,87 | 0,605 | 6,25 |
Заключение
Запроектированный молельный зал полностью отвечает требованиям архитектурной акустики. В нем созданы оптимальные условия для восприятия звука, правильно подобрано объемно-планировочное решение и были достигнуты все необходимые акустические свойства зала с широким диапазоном звука. Акустика зала была запроектирована, в том числе с использованием специальных компьютерных программ.