Влияние художественных произведений на формирование эмпатии

NovaInfo 42, с.267-270, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 15
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассказывается о роли художественных произведений в формировании и развитии эмпатии.

Ключевые слова

СОПЕРЕЖИВАНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЭМПАТИЯ, СОЧУВСТВИЕ

Текст научной работы

Эмпатия - это явление, которое с трудом поддается определению. В психологии это понятие очень сложное и многогранное. Его содержание определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия подразумевает способность одного человека занимать позицию другого. Если говорить иначе, эмпатия предполагает принятие роли другого человека и понимание его чувств и мыслей. Для образного представления акта эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность "прогуляться в ботинках", "влезть в шкуру" или "увидеть ситуацию глазами" другого.

Эмпатия предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. По мнению Роджерса, быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков [1].

Отечественные психологи неоднозначно трактуют понятие эмпатии, определяя ее либо как способность, либо как процесс, либо как состояние. Поэтому во многих работах эмпатия рассматривается под терминами доброжелательность, чуткость, эмоциональная идентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие.

Проявления эмпатии зависят от степени близости с объектом, частоты общения с ним, предыдущего опыта эмпатии. Развитие эмпатии связано с развитием и возрастным изменением темперамента, силы эмоциональной возбудимости. Также эмпатия зависит от социальных групп, в которых находится человек.

Эмпатия делится на 3 уровня: когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния. Второй уровень - эмоциональная эмпатия, которая проявляется не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая форма находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека. Т.П. Гаврилова утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия – альтруистические. Кроме того, Т.П. Гаврилова считает сопереживание более простой формой, а сочувствие – более сложной. Она установила, что сопереживание характерно для младшего школьного возраста, а сочувствие – для подростков [2]. Третий уровень эмпатии – высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. Здесь проявляются реальные действия по оказанию помощи и поддержки партнера. Между этими тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости.

Очень важно формировать эмпатию у детей. Современные школьники стали меньше общаться как со взрослыми, так и со сверстниками, меньше читать художественную литературу. А ведь именно это помогает сформировать чувственную сферу ребенка. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Эмпатия рассматривается в контексте социально-нравственного развития, воспитания у детей чувства гуманности и коллективизма. Она принимает формы сотрудничества и взаимопомощи, дружбы, доброжелательности, положительных взаимоотношений, отзывчивости.

Один из путей развития эмпатии у ребёнка лежит через художественную литературу и предполагает особую работу детей и взрослых с ней. Именно художественная литература является богатейшим источником, побудителем высоких человеческих чувств: эстетических, нравственных, интеллектуальных. К примеру, выделяются русские народные сказки, которые помогают развить эмоциональную сферу малышей. Л. П. Стрелкова указывает, что книги, сказки, стихи являются для ребёнка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии [3]. Художественная литература раздвигает рамки обычной жизни. Форма изображения в детской книге является близкой и доступной пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, общечеловеческими.

Главная цель состоит в том, чтобы чувства, испытанные ребёнком при чтении художественной литературы, проявились в окружающей действительности. Ребёнок должен ведь не только научиться понимать героев произведения, но и осмысленно сопоставлять их с реальным миром. В процессе чтения дети активно сопереживают происходящему в сказке, анализируют события и поступки героев, самостоятельно решают этические задачи, осваивают нравственные нормы. Ребёнок постоянно оказывается перед моральным выбором. С помощью книги он попадает в такие ситуации, в которых должен самостоятельно найти и принять решение, совершить поступок, пожертвовать своими собственными интересами в пользу другого.

Наряду с литературой помогает развитию многих свойств и качеств личности живопись, которая обогащает жизненный опыт ребенка, делает возможным развитие всей эмоциональной сферы дошкольника. Обычно на картинах наглядно показаны те или иные эмоции людей. Дети же описывают, что чувствуют все эти люди, и пытаются им как-то помочь.

Чтобы доказать влияние художественных произведений на развитие эмпатии, мною было проведено исследование. Для исследования эмпатии используется методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова. Класс младших школьников был разделен на 4 части.

Первой группе перед началом опроса была прочитана притча о сочувствии, в которой рассказывалось, как мальчик помог своему соседу справиться с горем. Второй группе первоначально были показаны различные картины, где изображались собаки, которые сопереживали своим хозяевам. Третьей группе был прочитан текст, в котором литературный герой был поставлен в сложную ситуацию. Примеры произведений неслучайны: необходимо было сделать в каждой группе акцент на одной из сторон эмпатии: эмпатии с людьми, эмпатии с животными, эмпатии с литературным героем. Для большей убедительности четвертой группе ничего из вариантов предложено не было.

Результаты исследования показали, что участники четвертой группы в среднем показали нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. У таких людей нет раскованности чувств, и это мешает полноценному восприятию людей. Встречались и дети с низким уровнем эмпатийности, что, вероятно, связано с возрастом опрашиваемых.

Дети третьей группы также в среднем показали нормальный уровень эмпатийности, но на суждения, связанные с фильмами, книгами и их героями, отвечали крайне положительно.

Участники второй группы показали высокий уровень эмпатийности. Такие люди чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, склонны многое им прощать. Особое внимание уделялось именно животным. За исключением немногих дети сочувствовали животным. Вероятно, на это повлияли картины, показанные перед опросом.

Участники первой группы в основном показали высокий уровень эмпатийности, однако присутствовали и дети с очень высоким уровнем. У таких людей болезненно развито сопереживание. В общении они тонко реагируют на настроение собеседника. Вероятно, на результаты повлияло то, что большинство суждений было связано именно с человеком.

Таким образом, результаты исследования показали, что влияние художественных произведений на развитие эмпатии несомненно. Дети, анализируя вымышленные истории, ставят себя на место героя и делают тот или иной выбор. Это явление приобретает особый смысл для работы педагогов, ведь формировать эмпатию нужно с детства.

Читайте также

Список литературы

  1. Роджерс К. – Эмпатия. // Психология мотивации и эмоций (под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман). – М.: ЧеРо, 2002.
  2. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1977.
  3. Стрелкова Л. Г. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. Запорожца А. В., Неверович Я. З. — М., 1986.
  4. Ипполитова Н. Э. Развитие эмпатии через образовательную область «Художественная литература» // Детский сад. Всё для воспитателя №4(04) апрель 2012 г.
  5. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2006. – №1. – С. 15-25.
  6. Прокофьева Л. В.Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. - М.: Вече, 2013

Цитировать

Соколова, С.А. Влияние художественных произведений на формирование эмпатии / С.А. Соколова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 267-270. — URL: https://novainfo.ru/article/4720 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться