Проблемы системы сметного нормирования в строительной отрасли и возможные пути их решения

NovaInfo 42, с.81-86, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

Возникший в 2008 г. и активно процветающий экономический кризис в России привел к массовому сокращению доходов во всех отраслях деятельности человека. Огромные потери понесли бюджеты всех уровней, в частности больше всего страдают региональные бюджеты. Данная ситуация требует оперативного поиска рациональных решений в вопросах эффективного и грамотного использования материальных средств, задействованных преимущественно в строительной отрасли.

Ключевые слова

СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА, СМЕТНАЯ НОРМА, СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА

Текст научной работы

Возникший в 2008 г. и активно процветающий экономический кризис в России привел к массовому сокращению доходов во всех отраслях деятельности человека. Огромные потери понесли бюджеты всех уровней, в частности больше всего страдают региональные бюджеты. Данная ситуация требует оперативного поиска рациональных решений в вопросах эффективного и грамотного использования материальных средств, задействованных преимущественно в строительной отрасли.

Наиболее важным элементом в инвестиционной сфере строительной отрасли является сметное нормирование, а также ценообразование, которое представляет собой многоуровневый, динамический процесс, который может изменяться в зависимости от законодательных и правовых основ, развитием государства в экономической отрасли и является наиважнейшим компонентом экономических взаимоотношений всех участников инвестиционной деятельности. Это определяется тем, что в проблеме определения ценовой политики для различных участников инвестиционно-строительного комплекса пересекаются и концентрируются все основные проблемы отрасли, а также прогнозируются темпы и перспективы ее дальнейшего развития.

На территории РФ в настоящее время действует безналоговая система сметного нормирования и ценообразования в строительной отрасли. Ни в одной отрасли материального производства нет такой системы. Ее становление происходило еще во времена СССР и базировалась она на системе нормирования ресурсов в строительстве. Формировалась эта система для централизованной плановой экономики, поэтому в данный период развития России она не актуальна.

При рассмотрении истории развития сметного нормирования можно заметить, что наиболее значительные изменения происходили в 50-х годах, когда в состав «Строительных норм и правил (СНиП)» включили «Сметные нормы и правила (СНиП IV)». Изначально они были представлены, как ЭСН (элементные сметные нормы) на отдельные виды работ и конструкций. Эти принципы были разработаны по типу усреднения. В тот же период в действие были введены среднерайонные сметные цены на эксплуатацию строительных машин, конструкции, строительные материалы и транспортные расходы на перевозку грузов. Таким образом, основой формирования сборников единых районных единичных расценок на строительные работы (ЕРЕР) стали элементные сметные нормы и цены. Это стало фундаментом для создания в 1957 года государственной сметно-нормативной базы ценообразования в строительной отрасли. Затем на основе ЭСН и ЕРЕР в 60-х годах научно-исследовательские институты страны разработали нормы, применяемые на комплекс работ по возведению зданий и сооружений в целом, а также их конструктивных элементов. Ими стали – укрупненные расценки (УР), укрупненные сметные нормы (УСН), а также прейскурантные цены на здания и сооружения (ПРЗС).

В систематизированном виде СНиП были представлены в СНиП IV-84, где системы сметного нормирования в строительстве стала четырехуровневой и включала в себя следующие виды нормативов и норм:

  • ЭСН и единичные расценки;
  • производственные нормы и расценки;
  • УР и укрупненные сметные нормы;
  • сводные показатели стоимости и потребности в ресурсах.

Далее система сметного нормирования развивалась в период перехода на рыночные условия хозяйствования. В тот момент в строительство пришла система свободных цен, формируемых заказчиком и подрядчиком. Эта система заменила государственное регулирование сметного ценообразования. Но поскольку потребность в едином подходе к формированиюстроительства, порядку и формам составления сметной документации до сих пор существует, то необходимость регулирования ценообразования в строительстве сохранилась.

На практике приходится использовать нормативы сметно-информационных баз, разработанные и утвержденные еще в СССР до 1990 года. Конечно, происходят небольшие изменения, но они носят косметический характер, не затрагивают основных и концептуальных методов нормирования. Таким образом, механизм управления инвестиционно-строительной деятельностью и административное планирование не изменяются.

Изменения структуры сметных норм и уточнение их содержания в действующих понятиях были предопределены новыми задачами нормирования строительной деятельности в условиях рыночных отношений. Новые походы к ценообразованию в строительной деятельности нашли свое отражение в Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81-01-94. Данный свод правил стал основополагающим методическим документом. В нем определялись цели ценообразования, порядок определения стоимости строительства и структура сметных нормативов.

В 2004 г. Свод правил заменили на Методику определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004). Она включала в себя основные положения по ценообразованию и сметному нормированию, а также конкретные рекомендации по составлению форм сметной документации на различные виды работ.

В 2001 г. велась работы по созданию новой сметно-нормативной базы, содержание и этапы которой были разработаны Госстроем России. Новые сметные нормы создавались с учетом многолетнего опыта сметного нормирования. Таким образом, в ценообразовании появилась новая точка отсчета применения стоимости для основной оценки инвестиций – 1 января 2000 г.

Опираясь на программу формирования новой сметно-нормативной базы, были созданы государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001), федеральные единичные расценки (ФЭР-2001) на строительные, специальные, монтажные и пусконаладочные работы, нормативы лимитированных и других затрат, территориальные единичные расценки (ТЭР-2001).

Система сметного нормирования и ценообразования все время находилась в процессе реформирования. Пересматривались сметные нормативы на федеральном и территориальном уровнях.

В свою очередь на федеральном уровне можно выделить следующие элементы:

  • сборники государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы (за исключением нескольких сборников на строительство специальных сооружений) – ГЭСН-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНР-2001, ГЭСНп-2001;
  • сборники федеральных единичных расценок на аналогичные виды работ (ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001, ФЕРп-2001);
  • сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФСЭМ-2001);
  • сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (в 5 частях) – ФСЦМ.

На территориальном уровне выделяется аналогичная структура элементов, разработанная на основе ГСН:

  • территориальная сметно-нормативная база (ТСНБ) «Госэталон 1.1.», включающая сборники ТЕР на строительные работы; укрупненные расценки на конструкции и виды работ жилищно-гражданского строительства;
  • прейскурант на наружные сети водопровода и канализации на 01.01.2001;
  • ежемесячно обновляемые сборники средних сметных цен на основные материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (СССЦ);
  • тарифные ставки оплаты труда рабочих и система индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по отношению к 01.01.2000 г.

К сожалению, сметно-нормативная база изменилась не в лучшую сторону. ФГУ ФЦЦС ограничивается арифметическим пересчетом норм и расценок 2001 года, когда необходимо разработать нормативы на новые технологии, обновить и дополнить сборники элементных сметных норм и единичных расценок.

Таким образом, внесенные изменения не принесли ничего, кроме сложностей определения уместности применения тех или иных сметных нормативов.

При невозможности внесения существенных поправок в методические документы сметно-нормативная база выглядит как непонятный набор цифр, так как если нет правил их применения и нет разработанных методических указаний по каждой позиции, то система сметного нормирования не имеет никакого практического смысла.

Главные проблемы в сметном нормировании и ценообразовании связаны с недостаточным учетом разработчиками в составе действующей сметно-нормативной базы многообразия современных отечественных и зарубежных технологий производства строительных работ, новых средств механизации и транспорта, материалов и оборудования, а также отражения в нормах объективно необходимых производственных и прочих затрат.

Проанализировав изменения, внесенные в сметно-нормативные базы 2008 и 2009 года, можно заметить, что по одинаковым видам работ уменьшились сметные нормативы за счет их стоимости, т.е. корректировки ЭСН и норм расходования материальных, трудовых и технических ресурсов не производилось. Данный факт противоречит всей истории развития сметного нормирования, потому что тогда основной была технология производства, которая определяла состав и количество ресурсов, а стоимость строительства формировалась как стоимость всех примененных технологий.

Смета является функцией проекта, а сметные нормативы должны являться функцией технических норм. Но разработка новых сметных норм производится на основе требований к устаревшим технологиям.

Сложившаяся ситуация совершенно недопустима, поскольку рассматривать вопросы ценообразования в строительстве необходимо совместно с технологическими аспектами строительного производства. Основой для формирования сметных нормативов должны стать технические регламенты.

Серьезная проблема существует в части определения стоимости проектных работ, так как действующая система ценообразования абсолютно для них не подходит и действует неэффективно. Поэтому необходимо доработать методы создания укрупненных показателей, так как методы, изложенные в 1984 году, практически не используются.

Много лет назад Дорожкин В.Р. предложил метод агрегирования, в котором содержалась концепция по разработке укрупненных показателей. В ней предполагался переход от укрупненных ресурсных показателей к стоимости ресурсов, а затем к стоимости объекта, опираясь на сметно-нормативную базу. Но, к сожалению, впоследствии это было забыто.

Новые сметные нормативы и комплексы в строительстве должны адекватно отражать современный технологический и организационный уровень строительства, соответствовать предъявляемым требованиям к качеству конечной продукции, новейшим строительным материалам, используемым строительным машинам, оборудованию, инструментам, механизмам и высокому уровню квалификации рабочих. Именно так высказался в одном из своих интервью Президент Ассоциации строителей России Николай Павлович Кошман.

Рассмотренная история развития и проблемы системы сметного нормирования и ценообразования в России, а также предложенные пути решения приводят к пониманию того, что процесс совершенствования будет весьма долгим и непростым. Но некоторые проблемы возможно решить уже сейчас.

Необходимо осуществить следующие действия:

  • расширить возможности применения ресурсного метода ценообразования при государственном финансировании;
  • приступить к разработке современных сметных нормативов с привлечением профессионалов;
  • обеспечить участие государственных органов управления строительством в формировании политики ценообразования, проведении грамотной экспертизы сметной документации на строительство, а также при разработке новой системы сметного нормирования на основе технических регламентов;
  • упростить процесс согласования и утверждения индивидуальных сметных нормативов с целью своевременного пополнения нормативных документов нормами и расценками на основе технологий.

Данные меры, конечно, не решат все описанные проблемы, но зададут верное направление на пути к достоверному определению размера требуемых капитальных вложений в строительство.

Читайте также

Список литературы

  1. Барановская Н.И. Проблемы современного ценообразования в России // Вестник гражданских инженеров. – 2012. – С. 237-243.
  2. Гумба X.М. Ценообразование и сметное дело в строительстве / ГГумба X.М., Ермолаев Е.Е., Уварова С.С. // Учебно-практическое пособие. – 2010. – С. 64.
  3. Ильин В.Н. Сметное ценообразование в строительстве / В.Н. Ильин, А.Н. Плотников // Ростов н/Д: Феникс. –2011. – С.318.
  4. Шабаева Е.А. Проблема оценки стоимости применения инноваций в строительстве / Е.А. Шабаева // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». – 2011. - №2. – С. 332-345.

Цитировать

Гаджикеримов, Д.К. Проблемы системы сметного нормирования в строительной отрасли и возможные пути их решения / Д.К. Гаджикеримов, Е.Д. Попова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 81-86. — URL: https://novainfo.ru/article/4760 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться