Экологическое воспитание — самое важное в наше время. Без него невозможно полноценное развитие личности и общества, потому что экология — это наука о связях и взаимозависимостях живого организма с окружающей средой. С самого раннего возраста необходимо развивать у детей понимание необходимости бережного отношения к природе, учить видеть красоту окружающего мира, любить свою Родину. Мы живем в век высоких технологий, которые, к сожалению, не всегда приносят пользу для человека и природы.
Воспитание любви к природе в школьных учреждениях, является одним из важных условий формирования экологической культуры. Экологическое воспитание является неотъемлемой частью образования детей. Оно направлено на приобщение детей к миру природы, любви к ней. В современном мире экологическая проблема стоит очень остро. Все более быстрыми темпами растет загрязнение окружающей среды, уменьшается количество природных ресурсов. Природа не может сама себя защитить. Она взывает о помощи. И помощь приходит к нам в виде воспитания любви к Родине, её природе.
Экологическое воспитание в школе — это систематическая и целенаправленная работа на формирование бережного отношения к природе и окружающей среде. Система экологического воспитания включает:
- Формирование у учащихся знаний по экологии;
- Воспитание у них бережного и ответственного отношения к окружающей среде;
- Формирование навыков экологически грамотного поведения в природе.
Цель экологического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы воспитать у детей интерес и любовь к природе, способность понимать и ценить ее красоту, умение бережно относиться к ней. В настоящее время в связи с изменением экологической обстановки в мире, в частности, у детей дошкольного возраста, возникает необходимость более пристального внимания к вопросам экологического воспитания. Это вызвано тем, что именно дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для формирования у ребенка основ экологической культуры.
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, правил и принципов, которые должны быть усвоены детьми младшего дошкольного возраста, а также учащимися школьных учреждений. Критерием эффективности экологического воспитания и образования является его экологизация, то есть включение экологических понятий и процессов в содержание всех образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Для успешного решения данной задачи в дошкольном учреждении проводится работа по экологическому воспитанию. Воспитатели с детьми проводят интегрированные занятия, где дети знакомятся с природой, узнают о временах года, о явлениях природы, о растениях, животных, птицах, насекомых.
Важность экологического образования состоит в том,что оно обеспечивает не только формирование отношения к природе как к целому, но и воспитание экологической культуры личности. Экологическое образование — это не только получение информации, знаний о природе, но также и формирование системы отношений человека к природе, умений и навыков экологически целесообразного поведения и деятельности. Усвоение экологических знаний, формирование отношения к ним как к объективной необходимости обеспечивает экологическую культуру личности.