Демографическая политика в Российской Федерации

№42-2,

социологические науки

В статье рассматриваются вопросы, связанные с демографической политикой в РФ. Отмечено, что одним из главных направлений решения демографической политики в стране является повышение рождаемости и увеличение количества детей в семье.

Похожие материалы

Демографическая политика составляет основу социально-экономической политики государства. Ее содержание и результаты реализации оказывают решающее влияние на развитие всех сторон общественной жизни. Состояние экономики, обороноспособность страны, качество жизни населения, политическая и социальная стабильность зависят от того, в какой степени в том или ином государстве решаются вопросы формирования и развития трудовых ресурсов [6].

В России цели демографической политики обеспечиваются мерами, составляющими суть семейной политики и направленными на улучшение условий жизни семей с детьми. Основные меры семейно-демографической политики:

  • материальная поддержка семьи (пособия и финансовые льготы);
  • дополнительные отпуска для родителей в связи с рождением ребенка, по уходу за детьми;
  • развитие сети дошкольных детских учреждений;
  • поддержка усыновления сирот;
  • финансовое стимулирование рождаемости (в частности, выплата так называемого «материнского капитала» при рождении второго, третьего или последующего ребенка в семье);
  • культурно-просветительская работа с подростками и молодежью по проблемам семейных отношений, по информационному и юридическому обеспечению молодых семей;
  • пропаганда семьи, брака, детей как базовых ценностей [7].

Таким образом, достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Поэтому, необходимо не только детально изучить механизмы взаимосвязи экономического, социального и демографического развития, особенности современной демографической ситуации, ее тенденции и последствия, но и сформулировать систему научно обоснованных рекомендаций по управлению развитием населения, семьи. Реализация этих задач возможна при помощи целевых комплексных программ, в рамках которых должны содержаться долгосрочные прогнозы демографического развития города. Долгосрочная программа развития населения должна быть нацелена на решение узловых проблем, так или иначе касающихся направлений демографической политики [1, с.125].

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

  • сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
  • сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
  • сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
  • повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
  • привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции [8].

Целенаправленное, планомерное воздействие на развитие населения в нужном направлении можно осуществлять двумя путями: через изменение общественных отношений и через изменение условий материальной и социальной среды конкретного городского поселения. Следовательно, если мы поставили в качестве главной цели демографической политики в стране управление развитием населения, то на это должны быть направлены все проекты, программы решения и действия на всех уровнях общества [2, с.127].

Для определения мер по оптимизации воспроизводства населения и укрепления семьи необходимо знать не только сегодняшнюю, но и завтрашнюю ситуацию в составе населения, брачности, рождаемости, миграции. В этой связи анализ и прогнозирование демографических процессов являются предпосылкой для разработки всех разделов плана социального развития [4, с.88; 5, с.19].

Следует отметить, что качественное изменение общественных отношений возможно лишь в масштабе всей страны на основе пропорционального развития всех сторон общественной жизни. В этой связи совершенно справедливо, на наш взгляд, замечание Н.А.Аитова о том, что: «Успех дела во многом будет зависеть от наличия объективной информации о развитии различных сторон жизни общества на всех уровнях, о существующих недостатках, тормозящих социальное развитие. Возникает, следовательно, задача детального анализа, поиска надежной информации, которая бы всесторонне отражала существующее положение дел, была бы конкретной и деловой» [3, с.139-140].

В заключение отметим, что демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения (что никак не влияет на демографическую ситуацию), сокращение уровня смертности, стимулирование рождаемости путем государственной поддержки семей, уже имеющих детей, стимулирование опасной для самого существования русского народа миграции, сохранение и укрепление здоровья населения [9].

Список литературы

  1. Волкова Л.Ф., Игебаева Ф.А. К вопросу о демографической политике: задачи и перспективы. //Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе. Материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. – С.125 – 126.
  2. Игебаева Ф.А. Целевые программы по управлению развитием населения и брачно-семейных отношений //Актуальные вопросы развития современного общества. Сб. статей 3-й Международной научно-практической конференции. – Курск, 2013. – С. 126 – 128.
  3. Аитов Н.А., Говако Б.И., Игебаева Ф.А. Город. Население. Трудовые ресурсы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982. – 144с.
  4. Игебаева Ф.А. Демографическое воспроизводство населения: анализ и прогнозирование.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 2. Ч. 1. С. 87 – 89.
  5. Игебаева Ф.А. К вопросу о прогнозировании демографического развития региона в современных условиях //Маркетинговые и социологические исследования: технология использования компьютерных программных средств. Сб. ст. Международной научно-практичес¬кой конференции. Пенза, 2010. – С. 18 – 20.
  6. http://megabook.ru/article/
  7. http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/demograficheskaya-politika-rf.html
  8. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/
  9. http://demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25.html