Особенности создания малого предприятия, занимающегося внешнеторговой деятельностью

№42-2,

экономические науки

Статья затрагивает проблему недостаточного уровня развития российского малого бизнеса, ориентированного на осуществление внешнеторговой деятельности. Автор приводит конкретные практические рекомендации по порядку создания такого малого предприятия. Отдельное внимание уделено особенностям таможенного оформления с использованием электронного декларирования и повышению удельного веса малого бизнеса в интернет-торговле.

Похожие материалы

Очевидно, что глобализация в различных своих проявлениях – от роста внешнеторговой активности до международной унификации бизнес-стандартов - все больше затрагивает не только транснациональные корпорации и стратегические альянсы, но и менее заметные с точки зрения объемов хозяйствования субъекты- средних и малых предпринимателей. Исследователи отмечают, что степень вовлечения именно малого бизнеса в международный товарооборот зависит от целого ряда национальных особенностей, а также государственной внешнеторговой политики, возможности противостоять вызовам глобализации на основе внутригосударственных конкурентных преимуществ, а также разумной адаптации зарубежного опыта. [9]

Российская Федерация имеет довольно тесные контакты с множеством государств и международных организаций и выстраивает свои отношения с ними на основе собственной таможенной политики. Многие иностранные компании являются постоянными партнерами российских импортеров и экспортеров, однако сотрудничество это, зачастую, сопряжено с различными проблемами, касающимися как торговых ограничений со стороны правительств, так и традициями торговли. Безусловно, взаимоотношения России с другими странами развиваются достаточно быстро, особенно касательно перемещения продовольственных товаров, техники, в том числе физическими лицами.[3] Даже несмотря на появление ряда санкционных ограничений, вызванных геополитическими изменениями последних лет.

В тоже время, анализ показателей развития малого и среднего бизнеса в РФ, позволяет сделать вывод о том, что внешнеторговая деятельность пока не входит в число приоритетов предпринимателей данной категории, что, отчасти, может быть связано с недостаточной информированностью о различных нюансах открытия внешнеторгового бизнеса, а также сложностями с таможенным оформлением товаров.[7] Данному аспекту и посвящена настоящая статья.

Для открытия бизнеса по ввозу и продаже товара необходимо оформить значительное количество документов. Сначала нужно зарегистрировать ООО с правом внешнеэкономической деятельности. Для этого понадобится снять офис, закупить мебель, оргтехнику, получить в налоговой инспекции копию устава, открыть расчётный и валютный счёт в банке и зарегистрироваться в органе государственной статистики.

После регистрации следует заняться поиском фирмы, производящей товар, в которой знакомы с условиями вывоза выбранного товара заграницу. Она должна представить следующие документы: свидетельство о регистрации компании, лицензию на экспорт и другие виды сертификатов (ISO, CE, ROSH). После того, как найдётся подходящая компания, заключается контракт внешнеэкономической сделки, его должны составить профессиональные юристы, грамотно перевести и нотариально заверить.

Затем следует выбрать товар и перевести деньги сначала на расчётный счёт, потом на свой валютный счёт и, наконец, на валютный счёт фирмы. Например, для перевозки чая в аэропорт следует нанять перевозчика. До привоза товара следует заключить договор с таможенным представителем, который поможет контролировать процесс перевозки товара. При перевозке через границу, товар некоторое время будет находиться на складе временного хранения (СВХ). Стоимость данной услуги довольно высока, поэтому представитель должен организовать быстрое таможенное оформление и ввоз товара. Стоимость доставки груза зависит от многих параметров: масса товара, расстояние, особенности товара, время перевозки. Время доставки зависит и от региона. Например, доставка из Китая в Москву железнодорожным транспортом и на автомобиле стоит 4$ за 1 кг (сюда входит оплата пошлин, таможенных сборов и налогов). Доставка из того же Китая уже до Саратова железнодорожным транспортом (в зависимости от вида и объема контейнера) обойдется в диапазоне от 13500 до 90200 рублей.

Товар следует обеспечить контрольными (идентификационными) знаками до ввоза в РФ. [12] До таможенного оформления проводится сертификация товара. Для сертификации нужно ввезти небольшую партию товара. Эта партия будет тестовой. После сертификации пробной партии можно готовить основную.

Для таможенного оформления необходимо предоставить следующие основные документы: контракт, который содержит сведения о товаре, оплате и другие данные, invoice (инвойс)– коммерческий документ, содержит сведения о продавце и покупателе, цель отправки груза и его описание, паспорт сделки, оформленный, в случае валютной операции, упаковочные листы – товарный документ, содержащий информацию о товаре, сертификат о происхождении товара – документ, в котором подтверждается страна-производитель груза. [4] Также следует предоставить договор, на основании которого работает брокер и учётную карточку участника ВЭД.

Способов реализации товара существует большое количество. Можно открыть свой сайт и разместить его рекламу в интернете. А можно открыть магазин, который будет и офисом, и складом, и магазином. При выборе помещения стоит помнить о его местонахождении и дизайне. Уютный магазин в центре города или в популярном торговом центре привлечёт массу клиентов. В магазине должен быть склад для товара (5-10 кв.м.). Возможно, что в данном случае, целесообразным окажется также рассмотрение опыта франчайзинга в малом и среднем предпринимательстве. [6]

Для организации ввоза и продажи товара могут понадобиться услуги многих специалистов. Во-первых, следует найти бухгалтера, который имеет опыт работы во внешнеторговых сделках. Во-вторых, нужен человек, который будет контролировать качество товара и его доставку в иностранном государстве. Найти его можно с помощью интернет-сайтов, специализирующихся на внешней торговле, где предоставляют услуги по поиску поставщиков, оформление документов, инспектированию товара, перевозке и многое другое. При возможности можно самому выехать на поиск поставщика, наладить контакт и решить всё вопросы. В зависимости от формы реализации могут понадобиться продавец товара, администратор и специалист по рекламе, которые должны разбираться в специфике товара.

О. Г. Кудишов, в свете рассматриваемой нами проблематики, обращает также внимание на такое инновационное для отечественного малого бизнеса направление внешнеторговой деятельности, как интернет-торговля. Действительно, интернет-торговля способна помочь субъектам малого и среднего предпринимательства снизить число вынужденных посредников в повседневной работе, добиться более высоких показателей эффективности во внешнеторговой деятельности (нежели чем, например, у предприятий промышленности [2]) за счет их адаптивности к изменениям во внешней среде, оперативности. Кроме того, частично компенсируется проблема отдаленных рынков. Автор справедливо отмечает, что преимуществами интернет-торговли являются оперативность и низкие издержки обращения, которые при традиционном документообороте могут достигать 10%. К недостаткам же интернет-торговли можно отнести трудности в использовании нормативно-правовой и информационной баз электронной торговли. [9]

Отдельного внимания заслуживают трудности, возникающие у малых и средних предпринимателей в процессе таможенного оформления. Известно, что с 1 января 2014 г. таможенное оформление коммерческих партий товаров полностью перешло на электронную форму. Необходимо отметить, что применение электронного декларирования позволяет также осуществить переход на электронный документооборот между таможенными органами и участниками ВЭД. Также это позволяет компаниям, создавать собственный архив юридически значимых документов в электронном виде с обеспечением доступа к нему сотрудников в случае необходимости. Предполагается, что реального присутствия экспортера не потребуется, участник ВЭД сообщает номер декларации на товары и транспортных документов в налоговый орган, а дальше ФНС и ФТС проводят соответствие убытия товара.

Подобные технологии можно переложить и на деятельность самих таможенных представителей. В том случае, если компания работает с большой номенклатурой кодов ТНВЭД, то у сотрудников может уходить достаточно много времени для определения наиболее эффективных путей декларирования товаров, необходимого перечня документации и т.д. Облегчить данную ситуацию может создание собственной электронной базы данных по оформленным товарам, с целью унификации случаев и особенностей перемещения товаров, через таможенную границу Таможенного союза. К основной информации, которая должна быть включена можно отнести код ТНВЭД, страну происхождения, документы и решения таможенных и иных государственных органов, относительно мер технического регулирования.

Список литературы

  1. Аверин А.В., Григорьева В.В., Петухов Д.В. Внутренний контроль и мониторинг качества консультационных услуг в системе обеспечения эффективности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства// Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 5. С. 91-95.
  2. Алексеев А. Н. Анализ технико-экономической структуры отраслей промышленности (на примере машиностроения) // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. 2012. № 1. С. 40-47.
  3. Алексеев А.Н. Система организации внешнеторговой деятельности в современных условиях хозяйствования// Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. 2015. № 1.
  4. Алексеев А.Н. Управление внешнеторговой деятельностью предприятий текстильной промышленности//Транспортное дело России. 2015. № 4. С. 58-59.
  5. Алексеев А.Н. Управление системой развития малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт/В сборнике: Управление в социальных и экономических системах Материалы международной научно-практической конференции. под редакцией Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева. 2015. С. 8-15.
  6. Алексеев А.Н., Сыроватко И.В. Развитие предпринимательских структур на основе франчайзинга// В мире научных открытий. 2012. № 10.2 (34). С. 22-33.
  7. Алексеев А.Н., Батулкин Д.С. Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки// Транспортное дело России. 2015. № 1. С. 39 - 41.
  8. Ведров Е.С., Петухов Д.В., Алексеев А.Н. Маркетинговые исследования. - Москва, 2010. – 242 с.
  9. Кудишов О. Г. Место малого бизнеса России в международной торговле // Молодой ученый. 2011. №10. Т.1. С. 124-126.
  10. Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов// Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 10 (60). С. 51-60.
  11. Рагулина Ю.В. Малое предпринимательство как субъект экономического развития// Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1 (46-1). С. 633-635.
  12. Рагулина Ю.В., Завалько Н.А., Кожина В.О. Международная торговля. - Москва, 2014. 269 с.