Нормативно-правовая основа территориального планирования в РФ

№42-2,

Юридические науки

В статье рассмотрены прежняя и новая системы государственного стратегического планирования. Проанализированы причины неэффективности старой системы стратегического планирования в РФ, особенности перехода к новой системе. Рассмотрена структура нового Закона «О стратегическом планировании в РФ», а также разработаны предложения основных направлений развития системы планирования в рамках закона.

Похожие материалы

Эффективная система стратегического планирования позволяет решать комплекс проблем страны и регионов, требующих в настоящее время особого внимания и усилий со стороны органов власти. Необходимость формирования стратегической системы планирования в РФ возникла еще в период реформ, но действующие в то время нормативно-правовые акты, регламентирующие этот процесс, не решали основных методологических проблем планирования и управления. До настоящего времени система государственного прогнозирования и планирования регулировалась Федеральным законом № 115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г[1].

Согласно Закону система государственного прогнозирования и планирования основывалась на долгосрочном прогнозе, концепции и программе социально-экономического развития РФ. Основным механизмом реализации концепции являлись среднесрочные целевые программы. Такая система государственного прогнозирования и планирования была функциональна, но не отражала стратегический подход. Кроме того, имелся ряд проблем:

  1. Не совпадали периоды прогнозирования и планирования социально-экономического развития (4 года) с политическими циклами (6 лет). Если учесть, что срок полномочий президента увеличился до 6 лет, то и среднесрочная перспектива социально-экономического развития должна этому соответствовать.
  2. Центральным звеном реализации всех управленческих решений и плановых задач являлись целевые программы. Однако методологическая незаконченность системы программно-целевого планирования на государственном уровне снижала эффективность всей системы управления. Опыт использования программно-целевого планирования в СССР показал, что основная его цель — преодоление диспропорций в развитии народного хозяйства. Переход на разработку комплексных государственных программ позволил решить некоторые проблемы. Однако, по-прежнему остаются актуальными вопросы методической обеспеченности программно-целевого планирования.
  3. Существенным недостатком системы государственного прогнозирования и планирования в РФ являлось отсутствие звена, формирующего цели развития отраслей и регионов на кратко и среднесрочную перспективы на основе Долгосрочной Концепции социально-экономического развития РФ. Очевидно, что только одним документом невозможно охватить и детально проработать всю систему целевых ориентиров во всех областях деятельности страны и на всех уровнях управления [1-5].

Новая усовершенствованная система государственного стратегического планирования, учитывающая недостатки прежней, а также стратегические принципы развития, формировалась постепенно и долго.

Длительный период времени законотворчества на федеральном уровне позволил большинству регионов страны разрабатывать свои нормативно-правовые акты по отраслевому и территориальному планированию. Большая часть регионов разработала свою концепцию развития, на основе которой подготовлены, обсуждены и утверждены прогнозы и программы социально-экономического развития на кратко, средне, и долгосрочную перспективу. Меньшая часть регионов разработала стратегические планы развития, в отдельных субъектах делались попытки составления межотраслевого баланса и т.д.

28 июня 2014 г. принят новый Закон Российской Федерации — «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2].

Стратегическое планирование осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований. В соответствии с принятым и утвержденным законом складывается новая система планирования и программирования. Эта система принципиально отличается от ранее принятой.

В целом Закон «О стратегическом планировании в РФ» помогает решить основные ранее указанные проблемы: уточнен период планирования, изменена структура процесса стратегического планирования и программирования, стратегическое целеполагание отражено на различных уровнях управления, раскрывается отраслевой и территориальный принципы планирования, стратегии и целевые программы становятся механизмом реализации системных целей. Особое внимание уделено этапу целеполагания, реализующему системный и всесторонний подход к формированию стратегических целей развития на долгосрочные перспективы на уровне государства, отраслей, регионов и субъектов.

Очевидно, что реализация Закона потребует большого количества институциональных реформ: нормативных, финансово-экономических, налоговых — которые придадут нужный вектор и темп экономической жизни [6-10].

Согласно Закону «О стратегическом планировании в РФ» процесс формирования стратегии развития отраслей и регионов сопряжен с глубокой методической проработкой и взаимосвязью с тактическим управлением и планированием.

Таким образом, в настоящее время для ускорения процесса формирования эффективной системы стратегического планирования в рамках Закона необходимо скорейшее внедрение уточненных и новых методических подходов, а именно:

  1. Внедрить единую методическую основу системы стратегического планирования: процедуру разработки и прохождения необходимых документов, усовершенствованную методику стратегического анализа и прогнозирования развития отраслей и регионов; уточнить требования к региональным и отраслевым стратегиям, отработать механизмы согласования федеральных, отраслевых и территориальных стратегий.
  2. На этапе стратегического целеполагания большую актуальность приобретают не столько методические указания по разработки региональных и отраслевых стратегий, сколько качество процесса целеполагания, отражающее не только реакции на изменения в мире, но и долгосрочное системное стратегическое видение пути развития нашей страны и регионов.
  3. Распределить полномочия между органами власти и органами местного самоуправления в вопросах стратегического планирования. Сильная вертикаль власти и чрезмерная централизация управления в экономических вопросах не дают регионам самостоятельности в разработке жизнеспособных стратегий на местах. Региональным органам власти в рамках Закона нужно делегировать больше полномочий, а также и степень ответственности. Организация местного самоуправления дает возможность формировать точно и конкретно стратегические цели развития, эффективно использовать имеющиеся ресурсы и конкурентные преимущества применительно к данному региону, учитывая местные особенности.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». № 15-ФЗ от 20.07.1995 г. с изменениями от 08.09.2000 г. // Собрание Законодательства РФ. № 30.
  2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ.
  3. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н., Кутлияров Д.Н. К вопросу о субсидиарной ответственности членов сельскохозяйственного кооператива // Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. академика Е.А. Букетова. 2015. С. 257-262.
  4. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н Источники формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета, в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2015». Часть III. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2015. – С.151-154.
  5. Копылова Т.В., Кутлиярова Р.Ф. Современные проблемы развития местного самоуправления в РБ // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы международной научно-практической конференции (26 декабря 2014г.). – В 3-х частях. – Ч.2. / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов – Саратов: Изд-во «Академия управления», 2015. - С.49-51.
  6. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Паевые взносы – основной источник формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (16-17 ноября 2011 г.).-Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2011. – С. 218-221.
  7. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. О правовом режиме имущества сельскохозяйственного кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (16-17 ноября 2011 г.).-Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2011. – С. 221-223.
  8. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. О правовом режиме паевого фонда сельскохозяйственного кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов (16 октября 2009 г.) – Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2009. –С. 231-234.
  9. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Субсидиарная ответственность членов сельскохозяйственного кооператива по обязательствам кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов (16 октября 2009 г.) – Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2009. –С. 228-231.
  10. Кутлияров Д.Н., Кутлияров А.Н., Кутлиярова Р.Ф. Повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель. // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета, в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2015». Часть III. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2015. С. 226-230.
  11. Зиозетдинова А.Б., Кутлиярова Р.Ф. О современном состоянии общественного контроля в России. // Экономика и социум. - №2(15) – 2015. С. 544-546.
  12. Кутлиярова Р.Ф. Правовой режим имущества сельскохозяйственных кооперативов в России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, Казань, 2008.