Правовая работа - это работа (деятельность) в области обеспечения защиты прав, обеспечения законности, сохранности собственности, укрепления дисциплины. Т.е.работа (деятельность), которую должны осуществлять юрисконсульты и другие штатные работники администрации.
В свою очередь, основные полномочия отдела по правовой работе заключается в следующем[3]:
- проведение правовой экспертизы, согласования, подготовки правовых заключений (проведение правовой оценки) проектов постановлений и распоряжений администрации, проектов решений Собрания представителей муниципального образования, подготавливаемых структурными подразделениями администрации и иных документов, связанных с нормотворческой деятельностью;
- проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации;
- проведение первичной правовой экспертизы муниципальных правовых актов администрации, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативно-правовых актов[3];
- участие в разработке и внедрении административных регламентов исполнения муниципальных функций (предоставления муниципальных услуг);
- организация и обеспечение деятельности административной комиссии;
- рассмотрение обращений граждан.
Муниципальное правотворчество представляет собой порядок деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления по созданию предусмотренных уставами муниципальных образований
правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления в пределах их компетенции и осуществляется в целях правового регулирования вопросов местного значения на территории муниципального образования [1]. Данными проблемами занимались в своих научных публикациях российские ученые [3-19].
Строго говоря, правотворческий процесс - это урегулированный нормативными правовыми актами и имеющий своей целью установление, изменение или отмену нормы (норм) права порядок осуществления правотворческой деятельности, включающий следующие этапы[3]:
- анализ общественных отношений;
- формирование идеи
- подготовку проекта нормативного правового акта
- внесение проекта в правотворческий орган
- рассмотрение проекта
- принятие проекта
- опубликование
Каждый из перечисленных этапов может быть представлен несколькими стадиями. Так, например, в процедуре подготовки проекта решения представительного органа МСУ можно выделить такие стадии, как[3]:
- формирование идеи решения
- создание рабочей группы
- работа над текстом решения
- апробация и экспертиза подготовленного решения
- окончательная подготовка для внесения на рассмотрение представительного органа МСУ текста проекта и сопроводительных документов.
Муниципальная правотворческая инициатива - это установленное законом право вносить проект правового акта (решения представительного органа МСУ) на рассмотрение представительного органа МСУ[2]. Обладающий таким правом, становится субъектом правотворческой инициативы. В соответствии с Ф3-№131 правом правотворческой инициативы в МО обладают депутаты представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования, иные выборные органы местного самоуправления, глава местной администрации, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан, а также другие уполномоченные уставом муниципального образования субъекты [2].
Таким образом, порядок осуществления правотворческого (нормотворческого) процесса в муниципальном образовании, в том числе процедура принятия правового акта, должны быть определены Уставом муниципального образования, либо отдельным правовым актом представительного органа МСУ - регламентом.