Совершенствование организационно-хозяйственных связей в муниципальном образовании

№53-2,

Юридические науки

В статье рассматриваются вопросы совершенствования организационно-хозяйственных связей в муниципальном образовании. Дается определение понятию муниципальное образование, перечисляются виды муниципальных образований.

Похожие материалы

Муниципальным образованием является определенная территория (к примеру, город или поселок, или же несколько поселков), которой управляют органы местного самоуправления. Также муниципальное образование может располагать муниципальной собственностью и местным бюджетом.

Виды муниципальных образований:

  1. Городское поселение - поселок (городского типа) или город.
  2. Сельское поселение - поселок, село, деревня, хутор, аул и прочие, или же их объединение.
  3. Орган местного самоуправления - сельсовет.
  4. Муниципальный район - несколько поселений, которые объединены одной территорией.
  5. Городской округ - поселение (соответственно, городское), не входящее в муниципальный район.
  6. Внутригородская территория города федерального значения - отдельная часть города.

В большинстве случаев разделение муниципальных образований на территории России соответствует адинистративно-территориальному делению.

В настоящее время на уровне местного самоуправления во взаимоотношениях органов местного самоуправления и органов государственной власти существует определенный управленческий и организационный дисбаланс. В этих условиях возникает необходимость совершенствования организационных структур, рационализации разграничения полномочий между главами муниципальных образований, представительными органами, местными администрациями и иными органами местного самоуправления, обеспечения единства их действий.

Это прежде всего, относится к функционированию местной администрации. В современных условиях выделяют два основных подхода к построению структур местных администраций:

  • функциональный (территориально-функциональный, линейно-функциональный);
  • программно-целевой.

Следует подчеркнуть, что функциональный подход применяется при разработке структуры, обеспечивающей текущее управление муниципальным образованием. При этом подходе выявляются функции, исполняемые местной администрацией, и ее структура формируется таким образом, чтобы выполнение каждой из функций обеспечивалось соответствующей структурной единицей. Это не означает, что для выполнения единичной функции необходим отдельный орган. После выявления всего набора функций осуществляется их группировка по какому-либо принципу, например, по отраслевому (благоустройство, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение), по принципу принадлежности к одной сфере (социальная, экономическая, социально-политическая), по территориальному принципу (оперативное руководство деятельностью внутримуниципальных территориальных единиц), и уже после этого окончательно выстраивается необходимая структура. Ряд структурных единиц формируется для осуществления вспомогательных функций, то есть тех, без которых невозможно решение основных задач, стоящих перед органами местного самоуправления (имеются ввиду функции финансового планирования, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, управления кадрами, ведения архивов). Как правило, применяется одновременно несколько принципов для группировки функций, а степень «укрупнения» структурных единиц определяется составом и количеством управляемых объектов. Так, в крупных муниципальных образованиях формируются органы управления в сферах здравоохранения, образования, культуры, а в небольших – создаются общие органы управления социальной сферой. В данной ситуации важно, чтобы все функции были учтены, не пересекались, а функции планирования и исполнения, а также исполнения и контроля не совмещались в одной структурной единице.

Реализация хозяйственных связей, обеспечивающих развитие муниципального образования, через органы местного самоуправления в муниципальных образованиях осуществляется на основе разграничения предметов ведения, полномочий и ответственности, предусмотренного Конституцией Российской Федерации.

В муниципальных образованиях образуются и органы территориального общественного самоуправления, которые решают специфический круг хозяйственных проблем.

Население поселений, улиц, домов может создавать комитеты общественного самоуправления и другие органы территориального общественного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица для наиболее эффективной реализации хозяйственных связей.

Хозяйственные связи реализуются здесь во взаимодействии с депутатами представительных органов местного самоуправления, руководителями администрации муниципального образования, а также муниципальных предприятий по следующим основным направлениям:

  • социальное, бытовое, коммунальное, культурное обслуживание населения;
  • экология и санитарное состояние территории;
  • благоустройство и застройка территории;
  • использование жилых и нежилых помещений.

Хозяйственные полномочия органов территориального общественного самоуправления устанавливаются муниципального образования нормативными актами-положениями и уставами.

Реализация хозяйственных связей в муниципальном образовании требует наличия соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей совокупность отношений, возникающих на уровне местного самоуправления. Ее разработку осуществляет выборный представительный орган местного самоуправления, обеспечивающий принятие нормативных актов по вопросам жизнедеятельности муниципального образования; утверждение бюджета муниципального образования и отчета об его исполнении; утверждение положений о порядке образования и расходования внебюджетного валютного фонда; установление местных налогов, сборов и платежей, а также порядка их взимания и предоставления льгот; принятие и изменение Устава муниципального образования; установление порядка использования и охраны природных ресурсов, историко-культурного наследия и окружающей среды; утверждение планов и программ социально-эколого-экономического развития муниципального образования и отчетов об их исполнении; рассмотрение протестов и представлений прокурора муниципального образования на решения представительного органа власти; выражение недоверия главе муниципального образования и должностным лицам в соответствии с действующим законодательством; установление порядка распоряжения и управления муниципальной собственностью; контроль за деятельностью главы муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Представительный орган местного самоуправления осуществляет контрольные функции за реализацией хозяйственных связей в соответствии с полномочиями, определенными Уставом муниципального образования. В связи с этим органы государственного управления и общественного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны по обращению данного органа представлять запрашиваемую информацию, и, при нарушении законодательства или муниципальных правовых актов, принимать соответствующие меры.

Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, вода, леса), находящиеся в границах территории муниципального образования, недвижимое и движимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности, средства местного бюджета, государственная собственность, переданная в управление, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

По поводу природных ресурсов и собственности реализуется целая система сложных хозяйственных связей. Распоряжение муниципальной собственностью осуществляется главой муниципального образования в порядке, определяемом представительным органом власти.

Возникающие здесь хозяйственные связи многогранны и вытекают из отношений по поводу объекта, предмета собственности и способа присвоения прибавочного продукта, получаемого в результате ее использования.

Список литературы

  1. Становление и развитие государственной аграрной политики: сравнительный индикативный анализ. Ханнанова Т. Р. Политика и общество 2013г. №3 с.282-293
  2. Объективные основы формирования и реализации государственной аграрной политики. Ханнанова Т.Р. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). С. 184-190.
  3. НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.
  4. К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р.
  5. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Гарифуллина А.Ф. Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 3. С. 790-792.