Практически во всех сферах человеческой деятельности возникают конфликты. Они чаще всего основаны на столкновении противоположных целей, мнений и интересов людей. Как пишет французский социолог Бенат Гурней: «Все мы хотели бы полностью избежать конфликтов. Но это абсурдная мечта». Наиболее распространенными являются конфликты в организациях [1].
По некоторым статистическим оценкам, более 65% проблем в организациях связаны с нарушением отношений, а не с профессиональными трудностями. 25% времени руководителей уходит на улаживание конфликтов. Субъекты общения всегда ищут себе сторонников, и потому конфликт имеет тенденцию разрастаться. 70–80% конфликтов в организациях имеют «вертикальную» оставляющую, то есть, связаны с деятельностью руководства.
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон: личности, группы или организации — вступает в противоречие с интересами другой стороны. Управление конфликтом — одна из важнейших функций руководителя. Для управления ими необходимо знать типы конфликтов, причины возникновения, особенности протекания, а также последствия, к которым они могут привести [2,3].
Конфликт, влияя на межличностные отношения, способен:
- показывать слабые места, проблемные вопросы и скрытые недостатки в некоторых ситуациях социальной жизни отдельного коллектива или всего общества;
- помочь развить самые различные сферы общества, организации, предприятия, группы и коллектива;
- предотвратить застой, как в межличностном взаимодействии, так и во взаимоотношениях различных социальных групп и общностей.
Причины конфликтов в деловом общении разнообразны. Любой из них представляет собой несогласие двух и более сторон, вследствие которого они не могут удовлетворить свои потребности. Отличие желаний, целей, мотивов или ущемление чьих-либо интересов всегда несет разрушительный характер. Лучше всего суметь предотвратить это столкновение, чем попытаться восстановить равновесие после случившегося. В деловом общении принято рассматривать конфликты двух видов: конструктивные (или объективные) и деструктивные (субъективные) [4].
Причины конструктивных деловых конфликтов в организации, фирме или компании могут быть следующими:
- разные представления сотрудников о конечных целях деятельности;
- разный уровень интеллекта и образования;
- недостаток финансовых или человеческих ресурсов;
- неблагоприятные условия труда;
- несоответствие прав и обязанностей или неправильное их распределение в коллективе;
- неумение коллег правильно выстраивать коммуникацию друг с другом.
Эти причины приводят к тому, что деловые конфликты в коллективе именуемые конструктивными, случаются с регулярной стабильностью. Их устранение, прежде всего, означает избавление от причины, приведшей к разногласиям. Кроме того, разрешение деловых конфликтов такого рода позволит улучшить производительность труда, а в дальнейшем приведет к развитию трудового коллектива и компании в целом [5].
Как правило, деловые конфликты на пустом месте не возникают. Всегда существуют предварительные причины, формирующие потенциал будущих разногласий, недоразумений и ссор — предпосылки конфликтов. Их характеристика должна включать в себя 2 стороны:
- Внутреннюю (проявляется через внутриличностные свойства эмоциональной сферы и мышления, восприятия и типа психологической защиты);
- Внешнюю (инициирующие конфликт поведенческие факторы).
В процессе конфликтного взаимодействия предпосылками инцидентов, разногласий и разладов являются:
- Стереотипный взгляд, предубеждение, установка. Проявляется как восприятие существующей ситуации не напрямую, а через предварительно сформированную позицию;
- Слабое управление и низкий контроль эмоций. Нежелание или отсутствие возможности усмирять собственные эмоциональные проявления;
- Эгоистическое убеждение. Ориентация лишь на себя и личные потребности;
- Необъективные суждения. Приводят к ошибочным, искаженным выводам и умозаключениям;
- Неправильные ожидания. Субъективизм в оценке ситуации и потребностей оппонента;
- Унижающая позиция. Проявляется в снисходительном отношении к собеседнику, когда обидными выглядят даже похвала и комплименты;
- Неискренность. Ведет к необоснованным и искаженным отношениям [6].
В повседневном деловом взаимодействии проявляется множество разновидностей конфликтов:
- в зависимости от направленности: сверху вниз (от начальника к подчиненным) и снизу вверх (от подчиненного к начальнику);
- по количеству участников: межличностные, межгрупповые и между личностью и коллективом;
- по способу и характеру разрешения: компромиссные, с полным согласием, с максимальными разногласиями (антагонистические);
- по выраженности: открытые (с активными действиями) и скрытые (с замаскированными действиями);
- по природе формирования: в организации, в социальной сфере, личностные.
Разрешение конфликтов в деловом общении психологи рекомендуют провести в несколько этапов:
- Для того чтобы враждующие стороны адекватно оценили ситуацию нужно чтобы они задались следующими вопросами:
- как я понимаю данную проблему? Что привело к возникновению конфликта?
- как мой оппонент видит эту проблему? В чем, по его мнению, причина конфликта?
- в каких вопросах мы с оппонентом расходимся во мнении, а в каких мы единогласны?
- Оба партнера должны определить, какие действия друг друга они считают неприемлемыми, а также найти цели, ради которых конфликт необходимо завершить;
- Также оба конфликтующих должны определить, что им обоим нужно сделать, чтобы разрешить конфликт. Какой из способов, который они выбрали, вызывает у них чувство удовлетворения [7].
После анализа данных вопросов и принятии решения о способе выхода из конфликта обе враждующих стороны должны реализовать этот способ. При этом важно объяснить, что саму ситуацию, которая послужила причиной разногласий вспоминать и снова прокручивать в голове категорически нельзя.
Пути предупреждения или же профилактики неконструктивного поведения. В значительной мере этому способствуют:
- справедливое и открытое распределение благ и ресурсов в организации (в коллективе сотрудников);
- благоприятная среда (ее создание): как материальная (физические условия работы), так и психологическая (налаживание микроклимата, подбор сотрудников с учетом индивидуальных особенностей и совместимости);
- наличие норм и процедур разрешения разногласий (в письменном виде: правила, алгоритмы);
- создание оптимальной управленческой структуры и организационной системы на предприятии или учреждении: без дублирования функций, с объективным контролем и справедливостью рабочей нагрузки для сотрудников;
- прогноз авралов и напряженных ситуаций при повышении интенсивности деятельности;
- блокировка влияния личных и индивидуальных проблем на процесс деятельности.
Предотвратить конфликты в деловом общении полностью практически невозможно. Но если каждый из сотрудников компании возьмет за правило следить за тем, чтобы споры и разногласия решались сразу, многих проблем удастся избежать [8]. Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте, исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта [9].