Базовый тезаурус здоровьеобеспечивающей деятельности

NovaInfo 42, с.225-228
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В статье дается авторский подход к понятию «здоровьеобеспечивающая деятельность», приводится терминологическое обеспечение, связанное с данной деятельностью.

Ключевые слова

ЗДОРОВЬЕОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЕ, ЗДОРОВЬЕВОССТАНОВЛЕНИЕ, БАЗОВЫЙ ТЕЗАУРУС, ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СУБОРДИНАЦИОННЫЕ И КООРДИНАЦИОННЫЕ СВЯЗИ, ЗДОРОВЬЕОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Текст научной работы

Решающее значение для характеристики любой деятельности является ее терминологическое обеспечение, т.е., определение базового тезауруса, который можно представить как систему понятий, определений, терминов и взаимоотношений между ними. К системным отношениям компонентов тезауруса следует отнести субординационные и координационные связи [6]. Анализ таких отношений объективно необходим для оптимизации процесса здоровьеобеспечивающей деятельности.

Для успешной реализации здоровьеобеспечивающей деятельности необходимо понимание ее сущности, что может быть достигнуто только путем унификации всех определений, характеризующих данную деятельность. Полисемия понятий, их разнородность приводит к искаженному пониманию сущности деятельности и, как следствие, к ошибкам в ее осуществлении [5].

Без всякого сомнения, ключевым термином здоровьеобеспечивающей деятельности является «здоровье». В различных публикациях наблюдается полисемия в трактовке его определения, что ориентирует на необходимость унификации. Наиболее распространенным определением в изучении и реализации здоровьеобеспечивающей деятельности является определение Всемирной организации здравоохранения, согласно которому «здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия». Однако данное определение понятия здоровья имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, оно не раскрывает цель обеспечения и важность здоровья для человека. В этой связи заслуживает внимание определение здоровья, данного В.П. Казначеевым: «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности жизни». [2]. Согласно этому определению, цель здоровья состоит в «обеспечении максимальной продолжительности активной жизни».

Во-вторых, определение ВОЗ не учитывает понятие нормы. В качестве нормы принимаются среднестатистические значения отдельных показателей определенной совокупности людей. Однако люди, большинство параметров жизнедеятельности которых находится в пределах среднестатистической нормы, являются скорее исключением, чем нормой.

Учитывая данное обстоятельство, Н.М. Амосов считает, что под нормальным состоянием организма, «следует понимать не столько нахождение определенных показателей в заданных диапазонах значений, соответствующих среднестатистическим нормам, сколько сохранение способности так регулировать свои физиологические показатели, чтобы обеспечить уравновешивание со средой в различных ситуациях» [1]. Таким образом, здоровье является неким функциональным оптимумом организма. В этой связи, под здоровьем нужно понимать процесс сохранения и развития физиологических и психических функций, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизнедеятельности.

Под здоровьеобеспечивающей деятельностью следует понимать деятельность по формированию, сохранению, восстановлению здоровья. Данные характеристики являются родовыми, а все остальные (здоровьесозидающая, здоровьесовершенствующая, здоровьеукрепляющая и т.п.) – производными от них. Рассмотрим терминологическое обеспечение в связи с указанными характеристиками здоровьеобеспечивающей деятельности.

Термин «здоровьесбережение» предполагает акцент на сохранении изначального уровня здоровья, с которым дети приходят в школу, и в дальнейшем работа педагогов проводится с коллективом учащихся, ориентируясь на средние показатели. Однако каждый ребенок приходит в школу со своим индивидуальным уровнем здоровья и жизненным опытом, поэтому мы глубоко убеждены, что вся работа по сохранению и укреплению здоровья ребенка должна проводиться только с ориентацией на уровень индивидуального здоровья. Исследователи П.А Кисляков, О.В. Короткова, Н.Б. Пугачёва, В.В. Гафнер, О.В. Верхорубова справедливо отмечают первоочередность формирования здоровья. В связи с этим в научный оборот введено понятие «здоровьеформирование» [4,5].

Следовательно, в рамках здоровьеобеспечивающей можно выделить здоровьеформирующую, здоровьесберегающую, здоровьевосстанавливающую деятельности. По существу, перечисленные характеристики здоровьеобеспечивающей деятельности являются относительно самостоятельными направлениями. Относительность их состоит в том, что они являются определенными этапами здоровьеобеспечивающей деятельности, разносторонне переходящими друг в друга. Самостоятельность их состоит в том, что каждое из выделенных направлений, характеризуются своими (присущими только им) задачами, особенностями выбора и реализации средств, достигаемыми результатами и их оценкой. Рассмотрим существующие понятия, их сущностные характеристики, общность и различия.

Здоровьесбережение – сохранение здоровья на том изначально заданном уровне, с которым ребенок пришел в школу.

Здоровьевосстановление – комплекс мероприятий по восстановлению утраченного здоровья.

Здоровьеформирование – (происходит от «формировать, придавать чему-нибудь определенную форму, законченность; организовывать») понимается как целенаправленный процесс по созданию, «формированию» нового состояния (уровня, качества) здоровья субъектов образовательного процесса.

Термин «здоровьеобеспечение» означает «сделать вполне возможным, действующим, несомненным» и, следовательно, предполагает обеспечение и создание условий как для сохранения, так и для формирования, развития здоровья субъектов образовательного процесса [3].

Признание самостоятельности выделенных деятельностей (здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, здоровьевосстанавливающая), позволяет утверждать, что для каждой из них ставятся и реализуются отличающиеся цели (задачи), подбираются разные средства, формируется не однотипные системы их реализации (по составу, порядку реализации, нагрузочным воздействиям), определяют содержание и уровень конечного результата, разрабатываются отличающиеся способы измерения и оценивания конечных результатов.

Обозначение целей (задач) заложено в названии направлений оздоровительной деятельности: формирование, сбережение, восстановление. В соответствии с каждой целью определяются адекватные им средства, которые реализуются в соответствующей целям системе. Для каждого направления оздоровительной деятельности есть свой (отличающийся) конечный результат.

Разнонаправленные (по целям и задачам) деятельности оздоровления, создают определенную систему, компонентами которой они и являются. В этой связи, следует определиться в их субординации. На наш взгляд, обобщенной и объединяющей выделенные направления оздоровительной деятельности является деятельность здоровьеобеспечения. Термин «здоровьеобеспечение» в научных публикациях встречается довольно редко (Ю.Н. Синицын, А.А. Чеменева, М.И.Петухова-Левицкая, М.А Кувырталова. В.Т. Чичикин) [6]. Однако именно в таком терминологическом обозначении, достигается объединение и единство многообразия направлений здоровьеобеспечивающей деятельности. Таким образом, можно полагать, что любые направления этой деятельности связаны с обеспечением здоровья.

Таким образом, можно утверждать, что существует система здоровьеобеспечения, составляющими компонентами которой, являются здоровьеформирование, здоровьесбережение и здоровьевосстановление. Ориентировка на данную системную структуру в большей мере имеет практическое значение. Она позволяет целесообразно регламентировать организационно-содержательное и результативное обеспечение каждого из выделенных направлений оздоровительной деятельности. Такой подход будет способствовать ее оптимизации: по цели, объекту, средствам, процессу, условиям, контролю за результатом.

Читайте также

Список литературы

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. -3-е изд., доп., перераб. − М.: Физкультура и спорт, 1987. 64 с.
  2. Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. 194 с.
  3. Петухова-Левицкая М.И., Кувырталова М.А. Здоровьесозидание участников образовательного процесса как психолого-педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4; URL: www.science-education.ru/127-20988 (дата обращения: 21.10.2015).
  4. Тихомирова Л.Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: Ярославль, 2004. 339 c.
  5. Чичикин В.Т. Теоретические аспекты сопровождения здоровьеобеспечивающей деятельности // Нижегородское образование. 2014. № 4. С. 45-49.
  6. Чичикин В.Т. Терминологическое обеспечение явлений и отношений оздоровительной деятельности // материалы Всероссийской научно-практической конференции «Организационно-содержательное обеспечение студентов вуза: проблемы, поиски, решения». Н. Новгород: НГТУ, 2008. С. 94-97

Цитировать

Калюжный, Е.А. Базовый тезаурус здоровьеобеспечивающей деятельности / Е.А. Калюжный, С.Г. Напреев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 225-228. — URL: https://novainfo.ru/article/4911 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться