Сельское хозяйство из-за своей специфики не может обходиться без участия государства в регулировании хозяйственно-финансовой деятельности и без государственной финансовой поддержки. Одним из важнейших инструментов в этом деле является государственная финансовая поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур на случай гибели или недобора урожая вследствие опасных для сельскохозяйственных культур природных явлений или неблагоприятных погодно-климатических условий. Страхование урожая позволяет преодолевать последствия таких ситуаций, стабилизировать финансовое состояние сельскохозяйственных производителей и их производственную деятельность.
Необходимо отметить, что страхование урожая - это дорогое финансовое мероприятие, что обусловлено высокими рисками, для покрытия которых необходимо уплачивать достаточно высокие страховые взносы (страховые премии). Это ложится тяжелым финансовым бременем на экономику сельхозтоваропроизводителей, заметно отражается на их конкурентоспособности. Поэтому страхование урожая заметного распространения не имеет. По этой причине во многих странах при страховании урожая на государственном уровне принимается решение о его финансовой поддержке, чаще всего в форме субсидирования части страховых взносов[1].
Именно такая форма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с государственными нормативными актами используется в России с 1995 года. Данную меру нельзя назвать успешной. Скорее всего, ее следует признать малоэффективной.
Развитие страхования урожая происходит волнообразно: взлеты сменяют падения.
Таблица. Развитие страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Количество хозяйств, застраховавших урожай |
3919 |
4452 |
4917 |
Площадь застрахованных посевов, млн. га |
8,3 |
14,2 |
13,0 |
Доля застрахованных посевов в общей их площади, % |
18,2 |
11,1 |
10 |
Сумма уплаченных страховых премий, млн. руб. |
8745 |
13736 |
11045 |
Сумма страховых выплат, млн. руб. |
6392 |
3865 |
4879 |
Страховые выплаты на 100 руб. страховой суммы, руб. |
7,27 |
2,83 |
2,78 |
Доля страховых выплат в сумме страховых взносов, % |
72,6 |
28,1 |
4,2 |
Доля субсидий из бюджета в общей сумме уплаченных взносов, % |
49,0 |
42,4 |
38,3 |
Источник: Росстат
Поскольку страхование урожая является одним из видов добровольного страхования, то, следовательно, динамика страхования урожая определяется непосредственно страхователями, то есть сельскохозяйственными товаропроизводителями. А их участие в страховании зависит от экономической выгоды, которую получают сельхозтоваропроизводители от страхования при наступлении страховых случаев. Как видно из данных таблицы, суммы ежегодных страховых выплат, за редким исключением, не превышают сумм уплаченных страховых взносов. Страховые выплаты покрывают только часть понесенного страхователями ущерба, подлежащего возмещению.
В настоящее время сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой представляет собой систему экономических и организационных отношений, проявляющихся через предоставление государственных субсидий на компенсацию части затрат по оплате страховой премии, начисленной по договору страхования сельхозпроизводителям.
Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой в РФ является мультирискованным, что позволяет сельхозпроизводителям страховаться от большого количества рисков, имеющих различную природу.
Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой является эффективным только в том случае, когда все участвующие в данном процессе стороны - страхователь, страховщик и государство - имеют экономический интерес от заключения договора страхования по сравнению с ситуацией, когда такой договор не был заключен [4].
Экономический интерес страховщика заключается в том, что полученные им при подписании договора страховые взносы должны обеспечить формирование необходимых денежных фондов для возмещения за его счет убытков, возникающих у отдельных страхователей в результате наступления страхового случая, окупить затраты на ведение страхового бизнеса и получить прибыль.
Экономический интерес страхователя при заключении договора страхования его имущественных интересов состоит в том, чтобы обеспечить себе источник средств для компенсации убытков в случае возникновения страхового случая и в то же время не изымать из оборота денежные средства на уплату страховых взносов, что повлияет на прибыльность сельскохозяйственного производства [2].
Экономический интерес государства заключается в том, чтобы не тратить дополнительные бюджетные средства на ликвидацию последствий в результате чрезвычайных ситуаций в случае возникновения катастрофических природно-климатических событий в сельском хозяйстве[5].
Немного коммерческих банков являются участниками государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», в их числе: «Сбербанк», «Россельхозбанк», «Ростпромстройбанк», «Донской народный банк», «Центр-инвест», «Донхлеббанк», КБ «Донинвест», «Открытие».
Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации накладывает на страну определенные обязательства, выполнение которых является необходимым условием. Применительно к сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой страховым случаем является имевшая место в период действия договора сельскохозяйственного страхования утрата (гибель) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений. Под утратой понимается снижение фактического урожая сельскохозяйственной культуры по сравнению с запланированным урожаем на 30%. Наличие условной франшизы является выполнением требования ВТО [3].