Роль полиции в защите прав и свобод человека и гражданина

№42-3,

юридические науки

Исследование работы полиции в обеспечении и защиты прав и свобод человека и гражданина на основании анализа законов Российской Федерации и общественного мнения.

Похожие материалы

Полиция как орган правопорядка имеет большое значение в защите прав и свобод граждан и государства. Роль полиции получает свое проявление в различных сферах деятельности общества, таких, например, как охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение судебных приговоров и многих других. Есть много факторов в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, влияющих на деятельность полиции в целом.

Цель работы – исследование работы полиции в обеспечении и защиты прав и свобод человека и гражданина на основании анализа законов Российской Федерации.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» основным предназначением полиции определил защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Существующая в Законе новая социальная модель органов правопорядка основывается на выполнении профессиональных полицейских функций. Во главу угла поставлена безопасность личности, защита ее прав и законных интересов от противоправных посягательств. А основным направлением деятельности становится предупреждение и профилактика преступлений и административных правонарушений [2].

Возвращение взаимного доверия между органами внутренних дел и населением – одна из самых главных задач. Полиция традиционно была и остается силовым ведомством, наиболее часто, если не сказать постоянно, взаимодействующим с населением. Потому сегодня, в рамках реформы, делается акцент на формировании партнерской модели взаимоотношений между обществом и полицией. Федеральный закон «О полиции» разрабатывался в условиях высокой общественной потребности в изменении подходов к организации деятельности сил правопорядка в Российской Федерации. Закон подвел итог многомесячного общественно-политического обсуждения будущего российских органов внутренних дел, закрепив законодательную основу организации деятельности полиции в России. Закон был принят после масштабного общественного обсуждения, в ходе которого от граждан поступило около 40 тысяч откликов и конкретных предложений по совершенствованию текста законопроекта. В результате многие положения законопроекта переработаны[4-8].

Реформы МВД России обусловлены насущной потребностью руководства Российской Федерации, всего гражданского общества в повышении доверия к полиции и качественном улучшении их деятельности.

Основаниями реформирования послужили:

  • грубые нарушения сотрудниками полиции законности и служебной дисциплины;
  • недовольство граждан, негативные оценки в средствах массовой информации, коррумпированность определенной части личного состава;
  • осложнение криминогенной обстановки в отдельных регионах страны и слабые результаты оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (по мнению граждан);
  • некомпетентность в среде сотрудников органов внутренних дел, размывание профессионального ядра, слабая социальная защищенность сотрудников и членов их семей;
  • напряжение в обществе, нарастающее в связи с участившимися проявлениями экстремизма и терроризма, новыми угрозы и вызовы национальной безопасности Российской Федерации [6-10].

Анализ общественного мнения показывает, что базовые потребности населения России в безопасности и защите от преступных посягательств в настоящее время остаются в значительной степени неудовлетворенными. Как свидетельствуют результаты опросов населения, проводимых различными социологическими центрами и службами, уровень доверия населения к правоохранительным органам, в том числе и к органам внутренних дел, на протяжении длительного времени остается низким [8-11].

В целом предполагается, что реализация положений закона обеспечит условия для решения широкого круга текущих политико-правовых проблем, касающихся деятельности системы МВД России, а также вопросов социально-экономического развития страны, связанных со снижением уровня преступности, действенностью системы профилактики преступлений и правонарушений, повышением уровня защищенности личности и качества услуг, оказываемых населению правоохранительными органами.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что реформа органов внутренних дел должна обеспечить реальное внедрение в правоохранительную практику самых передовых достижений науки и техники, в том числе новейших информационных технологий.

Обязательными условиями организации работы полиции станут открытость, опора на население, эффективное управление и оптимизация правоохранительной деятельности, обеспечение надлежащего внутреннего и внешнего взаимодействия, разумная экономия ресурсов.

Полиция обязана оперативно реагировать на все заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, быстро и качественно решать иные вопросы в пределах своей компетенции, реализуя весь комплекс правоохранительных услуг [5-9].

Только так можно получить и удержать доверие и уважение широкой общественности. Предлагаемые ориентиры не претендуют на исчерпывающее решение всех проблем, стоящих перед системой МВД России, в том числе в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан, однако поддержка, опора на население, качественное исполнение служебных обязанностей, строжайшее соблюдение законности и дисциплины должны стать приоритетными в деятельности сотрудников полиции.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: от 12 дек.1993 г. №6-ФКЗ, №7-ФКЗ [Электронный ресурс]: (ред. от 30.12.2008): (с изм. и доп. от 01.07.2015 №18-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ [Электронный ресурс]: Об участии граждан в охране общественного порядка // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  3. Федеральный Закон от 07.02. 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс]: // СЗ РФ 2011. № 7.ст. 900. (ред. от 25.06.2012) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  4. Федеральный Закон от 06.10.2003 г. №131- ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: // СЗ РФ 2003. № 40 ст. 3822 // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  5. Ханнанова Т.Р., Копылова Т.В. Пути совершенствования информационных технологий на государственной службе // Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 127-128.
  6. Шестакова М.А., Ханнанова Т.Р. Проблемы развития государственной гражданской службы в России В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 частях. 2013. С. 158-159.
  7. Мухаметзянова А.Т., Ханнанова Т.Р. Оплата труда государственных служащих В сборнике: Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы Материалы II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство образования РБ, Башкирский государственный аграрный университет, Совет молодых ученых РБ, Совет молодых ученых университета. 2008. С. 124-125.