Некоторые особенности организации складского хозяйства

№42-3,

экономические науки

В данной статье рассматриваются функции, задачи складского хозяйства и принципы организации склада. Также рассмотрена планировка склада и пути повышения эффективности складского хозяйства.

Похожие материалы

Рассмотрев функции и задачи складского хозяйства, логично будет продемонстрировать принципы организации самого склада. Склады должны быть разумно организованы в плане проектирования [3]. Ниже представлены основные принципы проектирования складов. При проектировании склада не имеет значение масштабы его использования: будет ли он обслуживаться ручным трудом, или будет применяться крупное автоматизированном хозяйство, неизменными останутся следующие три принципа: критерии проектирования, технология грузопереработки и планировка зон хранения [2, 12, 13].

Критерии проектирования. Проектирование склада, связано с физическими характеристиками складских помещений и движения грузопотоков. Процесс проектирования определяется по трем факторам: количество этажей на складе; следовательно, использование высоты помещений и особенности фактического грузопотока.
В большинстве случаев склад является одноэтажным, что позволяет не тратится на дополнительные строительные элементы, таких как, например, лифт, использование которых требует времени и энергии. На таких складах не создается узких мест в зоне подъемника, следовательно, не создается очереди из автопогрузчиков. Хоть это не всегда является возможным - из за высокой стоимости земли, но лучше когда склад размещается в одноэтажном помещении.

При любом размере складского помещения, необходимо достигать максимального заполнения каждого квадратного метра. Высота большинства складских помещений составляет примерно 6–9 метров, хотя современное автоматизированное оборудование позволяет использовать помещения с высотой потолка до 30 метров. За счет складского оборудования, удается эффективно использовать весь объем склада, до самого потолка. Максимальная высота складских помещений ограниченна возможностями автопогрузчиков, планировкой помещения, а также требованиями пожарной безопасности, обуславливаемыми возможностями противопожарных систем.
Кроме этого, планировка склада, должна быть составлена таким образом, что бы обеспечивалось беспрепятственное перемещение грузов между техническими зонами независимо от того – подлежат они хранению или нет. В общих чертах, это означает, что груз должен поступать с одной стороны складского помещения, складироваться в середине и отгружаться с другой стороны, так как «прямой грузопоток» гарантирует минимальные издержки, связанные с перемещением материалов внутри склада.

Технология грузопереработки. Второй принцип относится к эффективной организации грузопереработки. Главные требованиями технологии являются – непрерывность грузопотока и достижение экономии за счет масштабов грузопотока. Непрерывность грузопотока означает, что количество входящего груза должно быть примерно равно исходящему, при соблюдении этих условий становится эффективным использование одного грузчика или погрузочного средства для перемещения груза до предназначенного ему места, чем когда несколько человек или единиц оборудования обслуживают одну и ту же технологическую зону склада. Так же это приведет к экономии времени и снизит риск повреждения груза, так что в общем случае, во время складских работ, предпочтительнее организовывать более длинные и менее частые маршруты.

Исходя из выше написанного, эффективность процесса можно назвать экономией за счет масштабов грузопотока, это означает, что при выполнении грузовых операций нужно перемещать максимально возможное количество товара одним погрузчиком, на паллетах или поддонах [6]. Конечно, есть определенные минусы – может появиться перемещение разных продуктов или компонентов нескольких разных заказов, что создаст дополнительные сложности, но сокращение числа операций, а соответственно и расходов, будут эффективными в большей степени.

Планировка зон хранения. Что касается третьего принципа, при проектировании склада нужно брать в расчет параметры грузов в будущем хранимых на складе, в основном это: условия хранения; вес; объем.
Главным фактором, воздействующим на выбор планировки, является размер груза. Частые грузовые отправки или грузы транзита, нужно хранить в легкодоступных местах: рядом с главными проходами, на нижних полках стеллажей. Такой способ хранения сокращает расстояние перемещения грузов по складу. Грузовые отправки, запрос на которые приходит не так часто, можно хранить по дальше от главных проходов, на верхних полках складского оборудования.

Альтернативным образом при планировке склада, следует учитывать вес и условия хранения. Более тяжелые грузы, рекомендуется складировать на нижних уровнях стеллажей, это будет способствовать минимизированию усилий для дальнейшего перемещения и риска повреждения товара. Насыпные грузы или грузы низкой плотности требуют большого свободного пространства, поэтому для них нужно будет выделить открытое место или высокобортовые стеллажи. В случае с мелкогабаритными, требуется использовать стеллажи с мелкими ячейками.

Однако, могут возникнуть ситуации, в которых эти принципы будут противоречить сами с собой. Например, из за технологических причин, для комплектования заказа выгоднее использовать одно оборудование, а для его загрузки в автотранспорт – другое. Это означает, что грузы нужно будет передавать с одного погрузчика на другой, на что расходуется дополнительное время. Для предотвращения таких ситуаций, необходимо проводить анализ по всему хранимому материалу на складе и исходя из этого проводить подбор универсальной техники.

В дополнении ко всем критериям, выявляется ещё один не маловажный элемент - определение способа пользования складом – планировка собственного помещения или воспользоваться арендуемой недвижимостью [11]. Так или иначе, для аренды и проектирования склада нужно решить общие задачи:

  • определение задач складского хозяйства в логистической цепи движения товаров предприятия;
  • выбор места для строительства склада или выгодно размещенного склада для аренды;
  • оптимизация использования помещений – планирование наиболее выгодного использования объемов помещений при размещении стеллажей, оборудования, проездов и проходов;
  • выбор методов и способов хранения, обеспечение создания необходимых условий;
  • выбор и определение применения оборудования и техники в складских работах;
  • постановка задач для механизации технологических операций;
  • определение порядка эксплуатации склада.

Прежде чем определиться со способ пользования склада, необходимо определить каким способом будет осуществляться размещение грузов на складе, это повлияет на полезность использования параметров помещения, уровень технического оснащения, капитальные вложения, эксплуатационные затраты, квалификацию персонала [10].

Также при выборе склада, независимо от вида его использования, на эффективность его деятельности будет влиять его размещение. Существуют определенные принципы для эффективного расположения складов [5]. Если склад планируется крупный, то его нужно размещать около транспортных магистралей. Склад должен так же располагаться так, что бы при въезде и выезде с него не создавалось никаких преград для маневра большегрузного транспорта, что так же повлияет на его эффективность. На территории склада необходимо наличие оборудованной стоянки, так как его скопление на не предназначенной территории, может наложить штраф на владельца склада. На территории склада или вблизи от него должно быть организованно специально оборудованное место для отдыха водителей грузового состава, ожидающих погрузку или разгрузку.

Количество и устройство ворот складских помещений должны быть скомплектованы таким образом, что бы выдача товаров со склада не создавала помех при приемке товаров, помещаемых на склад, другими словами нужна система прямого грузопотока. Ворота и двери должны иметь двойные запорные устройства, приспособленные, в том числе для пломбирования [1].

На территории склада должна быть организована зона для складирования отходов и бытового мусора [9].

Зона размещения складов опасных или особо ценных товаров должна иметь следующие характеристики:

  • неразрывность;
  • ограждение по всему периметру, исключающее доступ посторонних лиц;
  • отсутствие посторонних строений и сооружений, не являющихся производственной или коммерческой частью складов;
  • наличие контрольно-пропускного пункта с обеспечением соответствующего пропускного режима;
  • оборудование системы визуального контроля.
  • в целях обеспечение неразрывности зоны помещения складов, размещенные в многоэтажных зданиях, должны иметь отдельные подъездные пути и отдельные лифты для доставки товара в места расположения складов [7, 8].

В целях обеспечения сохранности грузов и безопасности людей территория, здания и помещения складов должны быть обеспечены:

  1. противопожарными разрывами развивали между зданиями;
  2. наружным противопожарным водоснабжением;
  3. внутренним противопожарным водопроводом;
  4. установкой систем автоматического пожаротушения или автоматической пожарной сигнализации;
  5. системой противодымной защиты;
  6. эвакуационными выходами;
  7. противопожарными преградами в соответствии с требованиями строительных норм и правил;
  8. защиты проемов в противопожарных преградах против распространения огня и продуктов горения;
  9. электрическими сетями и электрическим оборудованием.

Инженерно-технические коммуникации и системы должны содержаться в постоянно активном режиме. В зданиях и на территории складов должен соблюдаться строгий противопожарный контроль [4].

Основными моментами для предприятий, эксплуатирующих склады, нужно оформлять в установленном порядке документы, которые подтверждали право землепользования, владение, аренду помещения, а также заключение соответствующих органов об условиях обеспечения экологической безопасности. Необходимо составить договор на уборку закрепленной территории.

Список литературы

  1. Ахметов, Я.Х. Система управления складом / Я.Х. Ахметов // Складские технологии. - 2012. - №10.- 315 с.
  2. Глухих В.Р., Шамис В.А., Левкин Г.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ// Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 10 (100). С. 97-103.
  3. Горелкина, Е. Склад нового поколения / Е.Горелкина // Торговое оборудование.- 2012.- №10.- 23 с.
  4. Дахов, Д.В. Автоматизация склада, автоматизация складского учета / Д.В.Дахов // Складские технологии.- 2010.- №1.- 31 с.
  5. Делина, И. Как повысить эффективность складского хозяйства / И.Делина // Торговое оборудование.- 2010.- №3.- 15 с.
  6. Маликов, О.Б. Склады и грузовые терминалы / О.Б. Маликов.- СПб : Бизнес-пресса, 2010.- 560 с.
  7. Мочалин С.М. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО РАДИАЛЬНЫМ МАРШРУТАМ // диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия. Омск, 2004
  8. Мочалин С.М. МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДНИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ // диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия. Омск, 1997
  9. Новикова Т.В. ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ// В сборнике: Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2014. С. 66-69.
  10. Новикова Т.В., Велигурова К.И. РАБОТА СКЛАДА: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА В сборнике: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО РАЗВИТИЯ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 149-153. ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СКЛАДОМ SOLVO.WMS//
  11. Портнов, А. Технологическое проектирование склада / А.Портнов // Склад и техника.- 2010.- №11.- 38 с.
  12. Шамис В.А. ПРИМЕНЕНИЕ RFID-ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ// В сборнике: Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2014. С. 87-89.
  13. Шамис В.А., Мочалин С.М. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГИСТИКЕ// В сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, 2015. С. 369-373.