Международная практика обеспечения продовольственной безопасности обосновывает ее достаточный уровень для граждан любой страны в размере 80% и более потребляемых ими продуктов питания, которые должны производиться собственным аграрным сектором этой страны, что, в конечном счете, поднимает на необходимый уровень показатель качества жизни населения и, соответственно, его воспроизводство. Согласно оценкам, для того чтобы прокормить население мира, численность которого, как ожидается, превысит в 2050 году 10 млрд человек, потребуется увеличить к этому времени объем производства сельскохозяйственной продукции на 65 процентов. Одновременно с этим следует принять меры, чтобы обеспечить для всех людей доступ – физический, социальный и экономический – к достаточному количеству безопасного и питательного продовольствия, уделяя при этом особое внимание обеспечению полного доступа для женщин и детей.
В России уровень продовольственной безопасности в настоящее время по разным оценкам составляет от 73-79% (импорт продовольствия 31-39%). При этом доля импорта в крупных мегаполисах страны достигает примерно 48-58%.[10] Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает достаточно широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. В сфере продовольственной безопасности объединяются проблемы проведения экономической и агропромышленной реформ, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка, степени его зависимости от мирового рынка продовольствия, социального положения и платежеспособности потребителей в различных регионах России.[4] Из всех проблем, влияющих на экономику России, самой существенной и обременительной явилось снижение производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение структуры и качества питания населения страны.
Обеспечение продовольственной безопасности достигается снабжением страны собственными ресурсами, обоснованным объемом импортных поставок, уровнем и темпами развития отраслей агропромышленного комплекса, размерами стратегических и оперативных продовольственных запасов и стабильностью продовольственного комплекса страны.
В экономике существуют два ключевых понятия «самообеспечение продовольствием» и «продовольственная независимость», а также несколько точек зрения на способы достижения продовольственной безопасности. К первой можно отнести теорию о том, что для достижения продовольственной безопасности необходимо полностью обеспечивать себя всем спектром необходимых продуктов питания, требующихся для полноценного воспроизводства населения.[6] При этом безусловным считается, что государство должно обеспечить себе независимость от импорта продовольствия вне зависимости от конкретных природных условий и эффективности разделения труда в рамках сель-скохозяйственного производства.
В условиях существенного международного разделения труда и воз-растания влияния транснациональных корпораций (ТНК) найдется немного стран, которые полностью обеспечивали бы себя всем набором необходимых продуктов питания, требующихся для полноценного воспроизводства населения.[2] В целом степень их вовлеченности в товарообмен, в том числе, различными продуктами питания достаточно высока. Сегодня это вполне нормальное положение на международных рынках и в определенной степени прогрессивное явление, поскольку при правильной специализации сельскохозяйственного производства страны должны в значительной степени ориентироваться на наиболее высокоэффективные отрасли и специализироваться именно в них с учетом климатических и ресурсных условий. В этом контексте наиболее важным становится именно фактор эффективности использования ресурсов, а не требование обязательного самообеспечения страны продовольствием для формирования условий продовольственной безопасности. При рациональном международном взаимодействии ключевым становится не «натуральное хозяйство» на уровне страны, а степень включенности в систему международного разделение труда на наиболее выгодных для каждого региона и государства условиях. Только в этом случае гарантируется возможность с помощью импорта обеспечить конечное потребление населением всего необходимого «продуктового набора».
Таким образом, можно заключить, что оптимальный подход к пониманию проблемы обеспечения продовольственной безопасности, должен строиться не только на создании базы для собственного производства продуктов питания на территории страны, сколько на формировании такого баланса собственных и импортных продовольственных ресурсов, который обеспечивал бы постоянный уровень социальной стабильности в обществе.[7] Тогда степень рациональной вовлеченности страны в международное разделение труда можно рассматривать как один из критериев продовольственной безопасности.
Для решения задачи выбора мер государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности России может быть использована адаптированная для данной проблематики базовая макроэкономическая модель агропромышленного комплекса (АПК), разработанная во Всероссийском институте аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова (ГНУ ВИАПИ).[11] При этом последовательно должны быть решены следующие подзадачи:
- на основе модели спроса населения на продукты питания определить соотношение уровня доходов и цен, достаточное для обеспечения доступа населения к продуктам питания по медицинским обоснованным нормам в условиях рыночных равновесных цен;
- на основе моделей блока функционирования АПК определить себестоимости производства основных продуктов растениеводства, животноводства и переработки и минимально допустимые цены реализации для рентабельной работы отраслей АПК;
- на основе модели импорта продуктов питания блока внешнеэкономических систем определить систему таможенных тарифов и квот, обеспечивающих, с одной стороны, рациональный уровень аграрного протекционизма, а, с другой, достаточную конкурентоспособность импортной продукции:
- углубить территориально-отраслевое разделение труда в АПК, активно развивать интеграционные процессы в агропромышленном производстве и специализированные зоны по производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции, стимулировать кооперацию;[8]
- создать необходимые законодательные, организационно-экономические и административные условия, исключающие криминализацию в системе производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продо-вольствия;
- обеспечить действенность государственного регулирования;
- экономических процессов, связанных с производством, сбытом и использованием сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, способного гарантировать нормальное функционирование отечественного агропромышленного комплекса и внутреннего агропродовольственного рынка, как в благоприятных, так и в экстремальных условиях хозяйствования.[3]
Вместе с тем для России как одного из крупных мировых производителей и одновременно импортеров продовольствия основой укрепления продовольственной безопасности является повышение эффективности функционирования отечественного АПК и его базовых отраслей за счет:
- мобилизации потенциала собственного агропромышленного производства, способного гарантировать надежное обеспечение населения страны отечественным продовольствием;
- формирования конкурентных продуктовых рынков, создания законодательной базы и институциональной инфраструктуры для их эффективного развития, защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей от неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;[8]
- обеспечения оптимизации межотраслевых экономических отношений для достижения такого соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, которое бы стимулировало рост темпов расширенного воспроизводства, прежде всего в сельском хозяйстве;
- совершенствования системы краткосрочного, среднесрочного и особенно долгосрочного кредитования, достижения его доступности для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей, создания благоприятных экономических условий для привлекательности инвестиций и роста инвестиционной активности в агропромышленном производстве;
- создания системы гарантий качества продовольствия, поступающего на внутренний рынок, путем обеспечения контроля над применяемыми технологиями по всей продовольственной цепочке, и особенно за импортной продукцией;[1]
- наращивания и рационального использования продовольственных ресурсов за счет повышения технологического уровня агропромышленного производства и стимулирования внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий производства продукции АПК;
- формирования и развития специализированных зон производства основных видов сельскохозяйственной продукции, ликвидации барьеров и административных ограничений на перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия внутри страны.[9]
Продовольственная проблема, имеющая место в значительной части развивающихся стран, не только тормозит темпы экономического роста, она еще источник политической и социальной нестабильности в этих странах. Искоренение голода неотделимо от решения проблемы нищеты, так как лишь значительное повышение уровня жизни создаст условия, когда люди смогут приобретать продукты питания не в ущерб другим сферам их жизни: образованию, здравоохранению, культурному развитию.
Продовольственная проблема – решаемый вопрос. Современная наука располагает серьезными возможностями для повышения производства продовольствия за счет разработки инновационных методик увеличения плодородности земель, применения достижений селекции и генетики (в животноводстве и сельском хозяйстве), более рационального использования биологических ресурсов морей и океанов.