Международные и национальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности

NovaInfo 42, с.172-176, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1

Аннотация

В данной статье рассматривается содержание государственной политики обеспечения продовольственной безопасности России; анализируется текущее состояние сельскохозяйственной отрасли страны и обосновываются меры по повышению ее конкурентоспособности. Также автор рассматривает возможные меры государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности России и методику использования адаптированной для данной проблематики базовой макроэкономической модели.

Ключевые слова

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Текст научной работы

Международная практика обеспечения продовольственной безопасности обосновывает ее достаточный уровень для граждан любой страны в размере 80% и более потребляемых ими продуктов питания, которые должны производиться собственным аграрным сектором этой страны, что, в конечном счете, поднимает на необходимый уровень показатель качества жизни населения и, соответственно, его воспроизводство. Согласно оценкам, для того чтобы прокормить население мира, численность которого, как ожидается, превысит в 2050 году 10 млрд человек, потребуется увеличить к этому времени объем производства сельскохозяйственной продукции на 65 процентов. Одновременно с этим следует принять меры, чтобы обеспечить для всех людей доступ – физический, социальный и экономический – к достаточному количеству безопасного и питательного продовольствия, уделяя при этом особое внимание обеспечению полного доступа для женщин и детей.

В России уровень продовольственной безопасности в настоящее время по разным оценкам составляет от 73-79% (импорт продовольствия 31-39%). При этом доля импорта в крупных мегаполисах страны достигает примерно 48-58%.[10] Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает достаточно широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. В сфере продовольственной безопасности объединяются проблемы проведения экономической и агропромышленной реформ, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка, степени его зависимости от мирового рынка продовольствия, социального положения и платежеспособности потребителей в различных регионах России.[4] Из всех проблем, влияющих на экономику России, самой существенной и обременительной явилось снижение производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение структуры и качества питания населения страны.

Обеспечение продовольственной безопасности достигается снабжением страны собственными ресурсами, обоснованным объемом импортных поставок, уровнем и темпами развития отраслей агропромышленного комплекса, размерами стратегических и оперативных продовольственных запасов и стабильностью продовольственного комплекса страны.
В экономике существуют два ключевых понятия «самообеспечение продовольствием» и «продовольственная независимость», а также несколько точек зрения на способы достижения продовольственной безопасности. К первой можно отнести теорию о том, что для достижения продовольственной безопасности необходимо полностью обеспечивать себя всем спектром необходимых продуктов питания, требующихся для полноценного воспроизводства населения.[6] При этом безусловным считается, что государство должно обеспечить себе независимость от импорта продовольствия вне зависимости от конкретных природных условий и эффективности разделения труда в рамках сель-скохозяйственного производства.

В условиях существенного международного разделения труда и воз-растания влияния транснациональных корпораций (ТНК) найдется немного стран, которые полностью обеспечивали бы себя всем набором необходимых продуктов питания, требующихся для полноценного воспроизводства населения.[2] В целом степень их вовлеченности в товарообмен, в том числе, различными продуктами питания достаточно высока. Сегодня это вполне нормальное положение на международных рынках и в определенной степени прогрессивное явление, поскольку при правильной специализации сельскохозяйственного производства страны должны в значительной степени ориентироваться на наиболее высокоэффективные отрасли и специализироваться именно в них с учетом климатических и ресурсных условий. В этом контексте наиболее важным становится именно фактор эффективности использования ресурсов, а не требование обязательного самообеспечения страны продовольствием для формирования условий продовольственной безопасности. При рациональном международном взаимодействии ключевым становится не «натуральное хозяйство» на уровне страны, а степень включенности в систему международного разделение труда на наиболее выгодных для каждого региона и государства условиях. Только в этом случае гарантируется возможность с помощью импорта обеспечить конечное потребление населением всего необходимого «продуктового набора».

Таким образом, можно заключить, что оптимальный подход к пониманию проблемы обеспечения продовольственной безопасности, должен строиться не только на создании базы для собственного производства продуктов питания на территории страны, сколько на формировании такого баланса собственных и импортных продовольственных ресурсов, который обеспечивал бы постоянный уровень социальной стабильности в обществе.[7] Тогда степень рациональной вовлеченности страны в международное разделение труда можно рассматривать как один из критериев продовольственной безопасности.

Для решения задачи выбора мер государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности России может быть использована адаптированная для данной проблематики базовая макроэкономическая модель агропромышленного комплекса (АПК), разработанная во Всероссийском институте аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова (ГНУ ВИАПИ).[11] При этом последовательно должны быть решены следующие подзадачи:

  • на основе модели спроса населения на продукты питания определить соотношение уровня доходов и цен, достаточное для обеспечения доступа населения к продуктам питания по медицинским обоснованным нормам в условиях рыночных равновесных цен;
  • на основе моделей блока функционирования АПК определить себестоимости производства основных продуктов растениеводства, животноводства и переработки и минимально допустимые цены реализации для рентабельной работы отраслей АПК;
  • на основе модели импорта продуктов питания блока внешнеэкономических систем определить систему таможенных тарифов и квот, обеспечивающих, с одной стороны, рациональный уровень аграрного протекционизма, а, с другой, достаточную конкурентоспособность импортной продукции:
  • углубить территориально-отраслевое разделение труда в АПК, активно развивать интеграционные процессы в агропромышленном производстве и специализированные зоны по производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции, стимулировать кооперацию;[8]
  • создать необходимые законодательные, организационно-экономические и административные условия, исключающие криминализацию в системе производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продо-вольствия;
  • обеспечить действенность государственного регулирования;
  • экономических процессов, связанных с производством, сбытом и использованием сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, способного гарантировать нормальное функционирование отечественного агропромышленного комплекса и внутреннего агропродовольственного рынка, как в благоприятных, так и в экстремальных условиях хозяйствования.[3]

Вместе с тем для России как одного из крупных мировых производителей и одновременно импортеров продовольствия основой укрепления продовольственной безопасности является повышение эффективности функционирования отечественного АПК и его базовых отраслей за счет:

  • мобилизации потенциала собственного агропромышленного производства, способного гарантировать надежное обеспечение населения страны отечественным продовольствием;
  • формирования конкурентных продуктовых рынков, создания законодательной базы и институциональной инфраструктуры для их эффективного развития, защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей от неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;[8]
  • обеспечения оптимизации межотраслевых экономических отношений для достижения такого соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, которое бы стимулировало рост темпов расширенного воспроизводства, прежде всего в сельском хозяйстве;
  • совершенствования системы краткосрочного, среднесрочного и особенно долгосрочного кредитования, достижения его доступности для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей, создания благоприятных экономических условий для привлекательности инвестиций и роста инвестиционной активности в агропромышленном производстве;
  • создания системы гарантий качества продовольствия, поступающего на внутренний рынок, путем обеспечения контроля над применяемыми технологиями по всей продовольственной цепочке, и особенно за импортной продукцией;[1]
  • наращивания и рационального использования продовольственных ресурсов за счет повышения технологического уровня агропромышленного производства и стимулирования внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий производства продукции АПК;
  • формирования и развития специализированных зон производства основных видов сельскохозяйственной продукции, ликвидации барьеров и административных ограничений на перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия внутри страны.[9]

Продовольственная проблема, имеющая место в значительной части развивающихся стран, не только тормозит темпы экономического роста, она еще источник политической и социальной нестабильности в этих странах. Искоренение голода неотделимо от решения проблемы нищеты, так как лишь значительное повышение уровня жизни создаст условия, когда люди смогут приобретать продукты питания не в ущерб другим сферам их жизни: образованию, здравоохранению, культурному развитию.

Продовольственная проблема – решаемый вопрос. Современная наука располагает серьезными возможностями для повышения производства продовольствия за счет разработки инновационных методик увеличения плодородности земель, применения достижений селекции и генетики (в животноводстве и сельском хозяйстве), более рационального использования биологических ресурсов морей и океанов.

Читайте также

Список литературы

  1. Аверин А.В. Стандартизация и регламентация государственных услуг: российский и зарубежный опыт// Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 721-727.
  2. Алексеев А.Н. Организационный механизм управления агропродовольственным рынком районов Крайнего Севера // Перспективы науки. 2010. № 11. С. 88-89.
  3. Алексеев А.Н. Продовольственное обеспечение северных регионов: проблемы и перспективы// Интеграл. 2007. № 6. С. 96-97.
  4. Алексеев А.Н. Теоретические основы развития агропродовольственного рынка районов Крайнего Севера. – М.: РУДН, 2010. – 158 с.
  5. Алексеев А. Н. Транспортная инфраструктура агропромышленного комплекса районов Крайнего Севера // Транспортное дело России. 2010. № 3. С. 117-118.
  6. Алексеев А.Н. Факторы, влияющие на развитие агропродовольственного рынка районов Крайнего Севера // Перспективы науки. 2011. № 17. С. 115-117.
  7. Алексеев А.Н. Формирование экономического механизма продовольственного обеспечения населения Северо-Восточного региона России/ дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2006
  8. Алексеев А.Н., Филатов В.В. Социально-экономическая сущность агропродовольственного рынка// В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3. С. 287-291.
  9. Рибокене Е.В. Современное социально-экономическое пространство как единая система/В сборнике: Cоциальная направленность менеджмента: инновации, проблемы, приоритеты. Ответственный редактор: Т.В. Алексашина, Д.Е. Морковкин. 2013. С. 359-362.
  10. Фудина Е.В. Развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность России// Успехи современной науки. 2015. № 5. С. 55-57.
  11. Шутьков А.А., Шутьков С.А. Аграрная политика России: социально-экономические проблемы. - М.: НИБ, 2008. - 339 с.

Цитировать

Воробей, А.В. Международные и национальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности / А.В. Воробей. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 172-176. — URL: https://novainfo.ru/article/4946 (дата обращения: 05.06.2023).

Поделиться