Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

NovaInfo 42, с.254-256
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена вопросам использования информационных технологий, способствующих повышению качества знаний учащихся,а также эффективности процесса обучения.Рассматриваются возможности создания условий для самостоятельного приобретения знаний, обеспечения реализации принципов развивающего обучения, создания комфортной среды обучения.

Ключевые слова

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Текст научной работы

Сегодня одним из приоритетных направлений развития образования является информатизация образования. Использование информационных технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики. Кроме того, компьютер потенциально готовит учащихся к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений [2].

Использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, экономит учебное время, позволяет работать ученику в таком темпе, при котором он лучше усваивает учебный материал, создает условия для самостоятельного приобретения знаний, обеспечивает реализацию принципов развивающего обучения, создает комфортную среду обучения.

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на разных типах уроков и на любом этапе урока. Основная работа учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.

Использование компьютера на уроке позволяет учителю создать информационную обстановку, стимулирующую интерес учащихся, положительное отношение к предмету. Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен.

Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования.

Компьютер можно использовать в различных режимах обучения, а самое главное – в режиме графической иллюстрации изучаемого материала, так как возможности компьютера при иллюстрировании намного превосходят возможности любого бумажного учебника, рисунков на школьной доске.

Компьютер как чертежный прибор имеет ряд преимуществ по сравнению с циркулем и линейкой. Так для изображения тел вращения требуется построить изображение окружности, являющееся эллипсом. Однако циркулем и линейкой можно построить приближенное изображение эллипса, не всегда отличающегося хорошим качеством. С помощью компьютера можно создать большое количество разнообразных моделей геометрических фигур, что затруднено в случае с материальными моделями как в техническом, так и в материальном плане.

Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а также некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнера компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника.

Решая проблему информатизации образования, педагогическая общественность и разработчики обучающих программных продуктов были изначально нацелены на постепенную замену традиционного обучения, обучением с использованием информационно-коммуникационных технологий [1]. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.

Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. С помощью компьютера ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый учащийся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, учащиеся имеют возможность использовать все доступные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Таким образом, информационные технологии становятся важнейшей составляющей процесса повышения качества обучения [2]. Они помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы курса, предоставляя обширный учебный и методический материал.

Читайте также

Список литературы

  1. Митенева С.Ф., Митенев Ю.А. Методика проведения внеклассных занятий по математике с использованием информационно-коммуникационных технологий // Среднее профессиональное образование. 2011. №5. С. 42-43.
  2. Митенева С.Ф. Информационные технологии в школьном образовании // Материали за 11-а международна научна практична конференция «Образованието и науката на XXI век». София: Бял ГРАД-БГ ООД, 2015. С.87-90.
  3. Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. М: Дашков и К, 2009. 320 c.

Цитировать

Гарманова, Ю.С. Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся / Ю.С. Гарманова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 254-256. — URL: https://novainfo.ru/article/4953 (дата обращения: 20.01.2022).

Поделиться