Обучение учащихся решению нестандартных задач на уроках математики

NovaInfo 42, с.256-259
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена необходимости систематического использования нестандартных задач на уроках математики. Рассмотрена роль нестандартных задач в развитии логического мышления учащихся,формирования познавательного интереса и самостоятельности.

Ключевые слова

АНАЛИЗ, ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ, НЕСТАНДАРТНАЯ ЗАДАЧА, АНАЛОГИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СИНТЕЗ

Текст научной работы

В системе задач школьного курса математики, безусловно, необходимы задачи, направленные на отработку того или иного математического навыка. Но не менее необходимы задачи, направленные на воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебной деятельности математического характера. Необходимы специальные упражнения для обучения школьников способам самостоятельной деятельности, общим приемам решения задач для овладения ими методами научного познания реальной действительности и приемам продуктивной умственной деятельности.

Для этого необходимо систематически использовать на уроках нестандартные задачи, способствующие развитию логического мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности. Такие задачи требуют от школьников смекалки, наблюдательности, творчества и оригинальности. Логическое мышление характеризуется обычно умением выводить следствия из данных предпосылок, умением вычленять частные случаи из некоторого общего положения, умением теоретически предсказывать конкретные результаты, обобщать полученные выводы и т. п. [3].

Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач с помощью специально подобранных нестандартных задач, можно учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы. Нестандартные задачи многообразны, но их объединяет следующее:

  1. Способ решения нестандартных задач не известен. Для их решения характерно броуновское движение мысли, т.е. к решению приводит метод проб и ошибок. Поисковые пробы решения могут в отдельных случаях закончиться догадкой, которая представляет собой нахождение пути искомого решения.
  2. Нестандартные задачи способствуют поддержанию интереса к предмету и играют роль мотива к деятельности учащихся. Необычность сюжета, способа презентации задачи находят эмоциональный отклик у детей и ставят их в условия необходимости ее решения.
  3. Нестандартные задачи составлены на основе знаний законов мышления. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.

Смекалка - это особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых учащийся приходит к выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями. Из этого следует, что смекалка и сообразительность, влекущие за собой догадку как результат поиска решения занимательной задачи, можно и нужно развивать в процессе обучения.

Однако для решения нестандартных задач метод проб и ошибок ненадежен и нерационален. Гораздо более эффективный способ - вооружить детей теми приемами умственной деятельности, которые необходимы при этом: анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация. Предлагая учащимся нестандартные задачи, мы формируем у них способность выполнять эти операции и одновременно развиваем их.

Конечно, нельзя приучать учащихся решать только те задачи, которые вызывают у них интерес. Но нельзя и забывать, что такие задачи учащийся решает легче и свой интерес к решению одной или нескольких задач он может в дальнейшем перенести и на другие разделы. Учитель, желающий научить школьников решать задачи, должен вызвать у них интерес к нестандартной задаче, убедить, что от решения математической задачи можно получить такое же удовольствие, как от решения нестандартных задач.

Эффективное обучение учащихся решению нестандартных задач может быть достигнуто в результате формирования у учащихся обобщенных эвристических приемов умственной деятельности, рассмотрения нескольких способов решения задачи и привлечения учащихся к самостоятельному составлению задач [2]. Учитель может развивать логическое мышление учащихся с помощью созданной системы нестандартных задач. Для этого необходимо учитывать следующее:

  • нестандартные задачи должны быть посильными для детей;
  • нестандартные задачи, отобранные для одного урока, должны быть разнообразными для воздействия на различные компоненты мышления;
  • если ученики не справляются с решением нестандартных задач, то целесообразно оставить его на обдумывание до следующего урока;
  • ученикам можно дать необязательное домашнее задание по составлению аналогичных нестандартных задач;
  • если на уроке время ограничено, то нестандартные задачи можно применять на занятиях математического кружка.

Устойчивые положительные результаты можно получить при подборе нестандартных задач, имеющих отношение к заданной теме. Не следует предлагать нестандартные задачи как средство заполнения досуга или развлечения. Проблема включения задач подобного вида в учебный процесс должна решаться естественным образом. Система нестандартных задач позволяет привить интерес к предмету, дает более глубокое и полное понимание изучаемых тем, развивает логическое мышление учащихся. В результате повышается успеваемость учащихся.

Выделим требования к системе нестандартных задач, направленных на развитие логического мышления:

  1. система нестандартных задач должна носить развивающую направленность, способствовать не только формированию определенных математических умений и навыков, но и содействовать развитию логического мышления школьников, учить их определенным мыслительным приемам;
  2. в систему должны быть включены нестандартные задачи, которые помогут сформировать такие операции, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация;
  3. система нестандартных задач должна учитывать возрастные психологические особенности учащихся.

Система нестандартных задач помогает понять идею решения. Необходимо стремиться к тому, чтобы учащийся испытал радость от решения трудной для него задачи, полученного с помощью нестандартных задач предложенных учителем.

Таким образом, эффективно организованная учебная деятельность учащихся в процессе решения нестандартных задач является важнейшим средством формирования математической культуры, таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, рациональность, логичность; их органическое сочетание проявляется в особых способностях человека, дающих ему возможность успешно осуществлять творческую деятельность [1].

Читайте также

Список литературы

  1. Митенева С.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе решения нестандартных задач по математике: Монография. Вологда: Изд-во ВГПУ, 2008. 150 с.
  2. Митенева С.Ф. Методические особенности обучения учащихся решению нестандартных задач // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. №5. С.126-135.
  3. Терентьева Е. С., Кабанова С. Н., Фомичёва И. Б. Развитие логического мышления посредством решения нестандартных задач // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 17-20.

Цитировать

Кухарина, Я.Е. Обучение учащихся решению нестандартных задач на уроках математики / Я.Е. Кухарина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 256-259. — URL: https://novainfo.ru/article/4954 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться