Эффективность инновационного процесса напрямую зависит от наличия и качественного функционирования объектов инновационной инфраструктуры.
На современном этапе развития научной мысли сформировалось два подхода к пониманию термина «инновационная инфраструктура». Первый определяет её как совокупность элементов, что не отражает всей сущности инфраструктуры. Примером служит данное определение: Инновационная инфраструктура – это совокупность институтов, организаций и физических лиц, обеспечивающих благоприятные условия для производства и реализации инноваций.[2] Представители второго подхода трактуют инфраструктуру как комплекс взаимосвязанных институтов: в инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности, начиная генерацией новых идей и их проработки и завершая выпуском и реализацией наукоемкой продукции, представляющие совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления данных видов деятельности.[6] Ряд научных источников сущность дефиниции «инновационная инфраструктура» на региональном уровне исследуют во взаимосвязи с понятиями инновационного развития малого и среднего бизнеса [7] и повышения региональной конкурентоспособности [11].
Таким образом, инновационная инфраструктура представляет собой комплекс учреждений, институтов и организаций, деятельность которых дополняет друг друга в вопросах стимулирования инновационного процесса.
Согласно стратегии инновационного развития Российской Федерации, а также ряду других нормативных актов и научных исследований одним из наиболее приоритетных направлений деятельности в современных условиях является стимулирование инновационной деятельности регионов. [10]
В соответствии с Рейтингом инновационных регионов Российской Федерации, лидером в 2015 году является республика Татарстан, имеющая показатель 0,61. Поскольку достижение успеха в инновационной деятельности невозможно без качественного формирования инновационной инфраструктуры, считаем целесообразным изучить опыт данного региона с целью выявления ряда преимуществ и их адаптации к практическому использованию в других регионах.
Республика Татарстан обладает выгодным географическим положением, наличием значимых природных ресурсов, мощным промышленным комплексом и развитым сельским хозяйством. Приоритетными направлениями инновационного развития становятся нанотехнологии, медицина, энергетика и энергоэффективность, а также наукоёмкое машиностроение. На сегодняшний день в Республике функционирует 34 инфраструктурных учреждения, которые способствуют стремительному развитию инновационной деятельности. К ним относится технопарки, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы и индустриальные парки.
Особое место среди технопарков занимает инновационно-производственный технопарк «Идея». Данный объект состоит из 3 подразделений: бизнес-инкубатор, инновационно-технологический центр, бизнес-парк, каждый из которых обладает собственным набором функций. Так, например, бизнес-инкубатор должен обеспечить разработчиков профессиональными консультациями по развитию бизнеса, оказать содействие на каждом из этапов разработки инновационных продуктов и обеспечить правовую защиту разработки. В свою очередь, инновационно-технологический центр и бизнес-парк предоставляют компаниям помещения на льготной основе с целью их концентрации на инновационном процессе. Результативность данного комплекса определяется рядом показателей, одним из основных является количество созданных рабочих мест (579). Объем произведенной продукции составил 7828 млн. руб., причем, объем продукции, произведенной с использованием нанотехнологий составил 2420 млн. рублей. Доля нанотехнологической продукции в общем объеме товаров и услуг резидентов технопарка превысила 30%.
Экономические показатели однозначно свидетельствуют об эффективности деятельности данной организации. Отметим, что технопарк «Идея» не преследует коммерческой цели, вырученные средства идут на дальнейшее совершенствование инфраструктуры. Технопарк занимается также подготовкой и повышением квалификации специалистов в различных областях инновационной деятельности и малого инновационного бизнеса.
Ключевую роль в региональной инфраструктурной цепочке играет Особая экономическая зона «Иннополис», которая представляет собой фактически новый созданный город. Концепция «Иннополиса» заключается в том, чтобы комфортные условия проживания и работы на территории города ускоряли процесс создания и внедрения инноваций в сфере информационных технологий. «Иннополис» имеет внутреннюю инфраструктуру, которая включает в себя здания технопарков, представляющие собой высокотехнологичные, многофункциональные комплексы с офисными помещениями, центрами разработок и развитыми конференц-возможностями, здание университета для подготовки высококвалифицированных кадров, жилые и социальные здания, а так же инженерную, коммунальную и дорожно-транспортную сеть.
Исследование демонстрирует важное значение ещё одного объекта инновационной инфраструктуры Республики Татарстан – это индустриальный парк «Мастер». Основным направлением работы данного парка является предоставление помещений в аренду для осуществления инновационной деятельности в сфере машиностроения. Парк является связующим звеном между представителями малого, среднего и крупного бизнеса. На сегодняшний день на территории парка «Мастер» осуществляют свою деятельность около 212 предприятий с общей численностью персонала 5 тысяч человек. Помимо предоставления помещений в аренду на льготных условиях, «Мастер» активно сотрудничает с ведущими учебными заведениями, устраивая студентов на практику, что позволяет увеличить число людей, вовлеченных в инновационную деятельность.
На сегодняшний день, для того чтобы увеличить количество инвестиций в инновационную деятельность региона, следует предпринимать меры по стимулированию деловой активности.[5] Среди стимулов, предоставляемых на территории Республики Татарстан, можно выделить следующие: налоговые стимулы, административная поддержка, сопровождение инвестиционного проекта и разносторонняя помощь в его реализации, упрощенный порядок выдачи разрешений, связанных с реализацией инвестиционных проектов, гарантии со стороны региона по привлекаемым кредитам, льготное страхование рисков и др.
Подводя итог, отметим, что успешное функционирование объектов инновационной инфраструктуры в различных областях позволяет эффективнее внедрять инновации, так как осуществляется помощь и контроль на каждом этапе инновационного процесса. Но, даже в Республике Татарстан, являющейся одним из региональных лидеров по уровню инновационной активности, помимо объективных достоинств существует и ряд проблем, тормозящих инновационную деятельность на территории региона.
Анализ позволяет выделить следующие основные проблемы: недостаточный̆ уровень развития региональной̆ системы управления инновационными процессами для обеспечения быстрого роста инновационной экономики; слабая координация инновационной политики на региональном уровне; большой разрыв между количеством приобретенных и переданных новых технологий предприятиями Татарстана; низкий уровень компетентных специалистов в сфере инноваций.[9] Полагаем, что тщательное изучение проблем развития региональной̆ инновационной̆ системы и опыт устранения возникающих трудностей на примере одного региона может быть успешно адаптирован к практике и других регионов Российской Федерации.