Взаимосвязь уровня развития науки, техники и инноваций

№43-1,

Экономические науки

В статье обосновывается наличие взаимосвязи между уровнем развития науки, техники и инноваций. Авторы рассматривают понятие инновационного потенциала, научно-технического прогресса, описывают особенности формирования российской инновационной политики.

Похожие материалы

Важнейший способ увеличения производительности социального изготовления и улучшения структуры экономики, с целью предоставления финансового увеличения и решения общественных проблем считается инновационное развитие науки и техники. Этот процесс подразумевает процесс постоянного получения и наращивания базы научных знаний об окружающей среде и на их основе совершенствование уже имеющихся, создания и внедрения прогрессивных средств и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства. Наряду с этим, важное значение имеет формирование и введение прогрессивных средств объектов работы, технологических процессов и модернизация форм производства С определением научно-технического процесса (НТП) непосредственно сопряжено понятие «научно-технический потенциал». Формирование экономики, направленной на внедрение интеллектуальных ресурсов и организация сверхтехнологичных производств, подразумевает создание критериев для постоянного улучшения технологий, выпуска новейших видов продукции, подъема образовательного уровня народонаселения и улучшения управления через современный подход, базирующийся на новейших научных познаниях.

В широком значении под инновациями можно понимать введение новшеств, обладающих высочайшей эффективностью. НТП проходит в рамках инноваторского цикла, то есть процесса сотворения, освоения, применения и устаревания нововведений [4]. Полный инновационный цикл, как правило, включает фундаментальные и поисковые, прикладные исследования, технико-экономические разработки, опытнейшее производство, подготовку производства, серийное производство, эксплуатация и устаревание нововведений. При этом каждый этап характеризуется специфичным объемом задач, особенным подходом к их решению, специфическим составом и степенью подготовки и квалификации соучастников, комплектом конкретных средств труда, материальными и экономическими ресурсами и т.п. Особенность стадий предопределяют цели и задачи моделирования и отбор способов их решения.

Значение финансовых реформ реального времени состоит в разработке критериев с целью увеличение восприимчивости экономики к инновациям, становления инноваторского предпринимательства и снабжения финансового увеличения посредством применения достижений науки и техники. Данное обстоятельство обуславливает надобность активизации инноваторской деловитости. Ориентация НТП на производственные необходимости дополняется селекцией отдельных направлений становления науки и техники в согласовании с их предполагаемой отдачей, включая сроки получения результата. Ввиду разного технического уровня отдельных решений и финансовой окупаемости очередность их реализации согласовывается с настоящими экономическими и иными способностями [7].

Возникновение денежных ресурсов нереально в отсутствии стабилизации экономики и обеспечения стабильного финансового подъема. Нужно обеспечить сохранение и увеличение НТП, своевременная модернизация оборудования и т.д. Лишь при реализации отмеченных условий прогнозные оценки увеличения НТП в России имеют все шансы к осуществлению. Для эффективного управления инноваторскими действиями нужны прогноз, анализ и оценка существующей инновационной деятельности, прогнозирование НТП, создание городских, отраслевых, областных и иных научно-технических программ и элементов их осуществлении.

Подготовленность и дееспособность того либо другого предприятия выполнить в первый раз и воспроизвести нововведение называется инновационным потенциалом. Несколько иное понимание инновационного потенциала на уровне страны. Это совокупность различных видов ресурсов, в том числе материально-производственные, денежные, интеллектуальные, научно-технические и другие ресурсы, нужные для воплощения инновационной деятельности. В любой стране инновационный потенциал причисляется к государственному достоянию. В ведущих западных государствах есть законодательство, оберегающее его. Для России в период перехода к рыночным отношениям характерно лишь снятие ограничений с закрытых технологий и перевод их в группу двойного применения.

На наш взгляд, инновационная политика страны обязана складываться из поиска хороших путей становления общества; выявления перспективных секторов экономики и производств, их денежной помощи; финансового регулирования инновационных процессов, организационного, правового и другого обеспечения скорого введения в сферу изготовления и услуг достижений науки и техники [5]. Итак, инновационная политика предполагает комплекс организационных мероприятий, нацеленных на создание подходящих условий возникновения и дальнейшего функционирования инновационной инфраструктуры.

Возможно выделить ключевые тенденции государственной инновационной политики, включая:

  • поддержку фундаментальных исследований, нацеленных на приобретение итогов, усовершенствующих науку и технику;
  • финансирование поисковых НИОКР с целью формирования новейшей техники и технологий с передовыми техническими решениями с целью дальнейшей передачи итогов в область финансового производства;
  • формирование законодательной и информативной основы, обеспечивающей финансовый интерес производителей в исполнении инноваций, т.е. в изучении новейшей техники и технологий, и на данной основе конкретные перемены технологического уровня производителя и экономики в целом [1-3, 6].

Одной из задач научно-технической политики нашей страны считается создание стабильного и саморазвивающегося механизма, обеспечивающего формирование и повышение эффективности научной деятельности, рассматриваемой как создание интеллектуальной продукции и ее внедрение в производстве. Поэтому управление НТП обязано обеспечить достижение данной цели. Раньше отмечалось, что трудности формирования инновационной политики имеют такой принципиальный аспект, как определение стратегии. Он состоит в том, что создание инновационной политики обязано происходить с учетом не только имеющихся условий и личных интересов, но и интересов развития инновационной политики в длительной перспективе.

Значимость данного аспекта разъясняется двумя главными причинами:

  • сформулированные сейчас цели и ценности, в том числе и перспективные, показывают только лишь наше представление действительности в этот период времени. По мере становления организации, ее цели имеют все шансы значительно переменяться, точнее, способности их реализации могут значительно трансформироваться, хотя бы по мере осознания новейших фактов и условий функционирования [10].
  • инновации не должны быть разовыми мероприятиями, все мероприятия по введению научно-технических достижений нужно «взаимоувязывать» по времени, а также технологически [9]. Иначе модернизация производственной базы имеет возможность ввести в своеобразный промышленный тупик.

Итак, вследствие инновационной деятельности появляются новейшие идеи, более совершенные продукты, новые либо улучшенные технологические процессы, возникают новейшие формы организации и управления разными областями экономики и ее структурами. Инновационная деятельность является сильным рычагом, который может справиться с упадком, гарантировать структурную перестройку и насыщение рынка различной конкурентоспособной продукцией.

Список литературы

  1. Беляев М.К., Максимчук О.В., Соколова С.А. Управление инновационными процессами. – Волгоград, 2007.
  2. Беляев М.К., Соколова С.А. Разработка инновационных строительных проектов и проведение проектного анализа: учебно-методическое пособие. – Волгоград, 2015.
  3. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент. – М., 2015.
  4. Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента [Электронный ресурс]. – URL: http://nashol.com (дата обращения: 01.04.2016).
  5. Колесов В.П. Инновационное развитие экономики России: сценарии и стратегии. – М.: ТЕИС, 2014.
  6. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проблемы инновационного развития экономики России в современных условиях // Инновации и инвестиции: теория, методология, практика: сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. – НОО «Профессиональная наука». – 2015. – С. 47-51.
  7. Снежинская М.В. Краткий курс по инновационному менеджменту: учебное пособие. – М.: Окей-книга, 2014.
  8. Соколова Н.Ф. Перспективы распространения информационных и коммуникационных технологий // Среднее профессиональное образование, 2005. – № 7. – С. 6.
  9. Соколова С.А. Стратегическое управление инновационным развитием предприятий стройиндустрии: дис. … канд. экон. наук. – Волгоград, 2005.
  10. Соколова С.А., Горячева Е.В. Организационные изменения: классификация и политика изменений // Развитие экономики региона: взгляд в будущее: материалы II Городской научно-практической конференции. – Волгоград, 2003. – С. 131-133.