Сегодня государственная политика в отношении местного самоуправления поставила своей задачей приближении местной публичной власти к населению. Однако централизованная система власти в Российской Федерации и отсутствии программ развития муниципалитетов мешает активизации муниципального самоуправления. Поэтому интересно посмотреть на опыт Польши, где муниципалитеты наделены большим объемом полномочий.
Бюджетная система Польши связана с её административным делением. Административное устройство Польши состоит из двух уровней: центрального и местного [1 С. 3]. При этом власти Польши уже давно осознали значение местного самоуправления и проведенной ими реформой по децентрализации власти активно интересуются страны постсоветского пространства. После 1999 г. в Польше ввели трехуровневую систему муниципальной власти — это привело к ликвидации монополии центрального аппарата, госсобственности и единой бюджетной политики. Гмина, повят и воеводство не состоят в отношении подчинения или зависимости друг от друга. Их полномочия разделены и определены законодательством. Принципиально важно, что муниципалитеты получили возможность самостоятельно распоряжаться своими деньгами и нести за это ответственность. Все уровни власти стремятся к управлению, согласно которому задачи должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их решение возможно максимально эффективно.
Нельзя забывать, что Польша состоит в Европейском союзе и входит в систему бюджета Европейского союза. Поэтому, например, бюджет Варшавы получает межбюджетные трансферты не только из центрального бюджета, но и из бюджета ЕС. На рисунке 1 представлены схематически каналы и программы по котором приходит финансирование в бюджет Варшавы.

В Польше есть целая программа развития муниципалитетов — Национальной стратегии развития регионов Польши 2010-2020 (НСРР — далее). Основной целью для Варшавы в НСРР является достижение ранга городского центр европейской системы [2]. В рамках данной программы на «столичный город Варшава» выделены определенные средства и конкретные направления их использования.
Однако в самом Европейском союзе нет одной единой целиковой программы развития муниципалитетов, но есть Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund), из которого можно получить средства на отдельные программы развития муниципалитетов в конкретной стране. Евросоюз более охотно выделяет деньги на конкретные проекты на местах. Например, были осуществлены такие программы, как: EU PROGRESS в Сербии и Beautiful Kosovo Program в Косово. Так и Варшава, как часть Мазовецкого воеводства участвует в программе Европейского Союза — ROP 7 Regional Operational Programme for Mazowieckie Voivodeship 2014-2020 (номер программы — 2014PL16M2OP007). Данная программа финансируется сразу из двух Европейских фондов: Европейского Социального Фонда (European Social Fund) выделяется 0,545 млрд. евро и Европейский фонд регионального развития выделяется 1,544 млрд. евро [3]. Главная цель этой программы — это повышение конкурентоспособности экономики региона на основе региональных преимуществ и активов.
Основные ожидаемые результаты программы:
- Увеличение частных исследовательских расходов на 0,85%;
- Рост экспорта в секторе малого и среднего бизнеса (на 40% больше по сравнению с 2011 г.);
- Увеличение доли производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии с 7,7% до 15%;
- Повышение качества воздуха в городах путем снижения выбросов загрязняющих веществ до приемлемого уровня;
- Удвоение процента бытовых отходов, собранных селективно до 22,5%;
- Сокращение числа бенефициаров программ социального обеспечения в бедных районах;
- Сокращение среднего срока продолжительности пребывания в психиатрических больницах и переход к амбулаторному лечению;
- Поддержка более чем 24 000 безработных (в том числе длительно безработных) в их поиске работы;
- Поддержка более чем 40,000 студентов в развитии их ключевых компетенций.
Таким образом, можно сделать вывод о существенном значении наделения муниципалитетов большей свободой, как и ответственностью. Россия постепенно перенимает положительный опыт зарубежных стран. На протяжении более чем 10 лет бюджетный процесс в России постоянно находится в процессе реформирования. Так, в начале «нулевых» годов на всех уровнях бюджетной системы страны реализована казначейская система исполнения бюджетов, реформированы межбюджетные отношения. С 2004 г. проходит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). С 2008 г. на федеральном уровне осуществлен переход на трехлетний бюджет. В 2010 г. стартовала реформа правового положения государственных и муниципальных учреждений. В 2014 г. сформирован «программный» бюджет [4 C. 153]. Следующей реформой можно предложить создание на примере Польши единой программы развития муниципалитетов в Российской Федерации, через которую будет осуществляться поддержка муниципалитетов по проектной системе финансирования. Все эти изменения потребуют времени, так только в Польше эта программа разрабатывалась более 2 лет.