Программы развития местного самоуправления и источники финансового обеспечения в Польше на примере Варшавы

№43-1,

экономические науки

Данная статья выполнена на основе научно-исследовательской работы автора по анализу целевых программ развития муниципалитетов. Для иллюстрации выбран город Варшава, на примере которого рассмотрена эффективная система управления муниципалитета, участие Варшавы в программах развития муниципалитетов страны и региона, а также рассмотрены источники финансирования данных программ. Все это выполнено с целью, чтобы показать ключевую роль муниципалитетов в функционировании государства и предложить.

Похожие материалы

Сегодня государственная политика в отношении местного самоуправления поставила своей задачей приближении местной публичной власти к населению. Однако централизованная система власти в Российской Федерации и отсутствии программ развития муниципалитетов мешает активизации муниципального самоуправления. Поэтому интересно посмотреть на опыт Польши, где муниципалитеты наделены большим объемом полномочий.

Бюджетная система Польши связана с её административным делением. Административное устройство Польши состоит из двух уровней: центрального и местного [1 С. 3]. При этом власти Польши уже давно осознали значение местного самоуправления и проведенной ими реформой по децентрализации власти активно интересуются страны постсоветского пространства. После 1999 г. в Польше ввели трехуровневую систему муниципальной власти – это привело к ликвидации монополии центрального аппарата, госсобственности и единой бюджетной политики. Гмина, повят и воеводство не состоят в отношении подчинения или зависимости друг от друга. Их полномочия разделены и определены законодательством. Принципиально важно, что муниципалитеты получили возможность самостоятельно распоряжаться своими деньгами и нести за это ответственность. Все уровни власти стремятся к управлению, согласно которому задачи должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их решение возможно максимально эффективно.

Нельзя забывать, что Польша состоит в Европейском союзе и входит в систему бюджета Европейского союза. Поэтому, например, бюджет Варшавы получает межбюджетные трансферты не только из центрального бюджета, но и из бюджета ЕС. На рисунке 1 представлены схематически каналы и программы по котором приходит финансирование в бюджет Варшавы.

Схема финансирования бюджета Варшавы

Рис. 1. Схема финансирования бюджета Варшавы

В Польше есть целая программа развития муниципалитетов – Национальной стратегии развития регионов Польши 2010-2020 (НСРР - далее). Основной целью для Варшавы в НСРР является достижение ранга городского центр европейской системы [2]. В рамках данной программы на «столичный город Варшава» выделены определенные средства и конкретные направления их использования.

Однако в самом Европейском союзе нет одной единой целиковой программы развития муниципалитетов, но есть Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund), из которого можно получить средства на отдельные программы развития муниципалитетов в конкретной стране. Евросоюз более охотно выделяет деньги на конкретные проекты на местах. Например, были осуществлены такие программы, как: EU PROGRESS в Сербии и Beautiful Kosovo Program в Косово. Так и Варшава, как часть Мазовецкого воеводства участвует в программе Европейского Союза – ROP 7 Regional Operational Programme for Mazowieckie Voivodeship 2014-2020 (номер программы – 2014PL16M2OP007). Данная программа финансируется сразу из двух Европейских фондов: Европейского Социального Фонда (European Social Fund) выделяется 0,545 млрд. евро и Европейский фонд регионального развития выделяется 1,544 млрд. евро [3]. Главная цель этой программы – это повышение конкурентоспособности экономики региона на основе региональных преимуществ и активов.

Основные ожидаемые результаты программы:

  1. Увеличение частных исследовательских расходов на 0,85%;
  2. Рост экспорта в секторе малого и среднего бизнеса (на 40% больше по сравнению с 2011 г.);
  3. Увеличение доли производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии с 7,7% до 15%;
  4. Повышение качества воздуха в городах путем снижения выбросов загрязняющих веществ до приемлемого уровня;
  5. Удвоение процента бытовых отходов, собранных селективно до 22,5%;
  6. Сокращение числа бенефициаров программ социального обеспечения в бедных районах;
  7. Сокращение среднего срока продолжительности пребывания в психиатрических больницах и переход к амбулаторному лечению;
  8. Поддержка более чем 24 000 безработных (в том числе длительно безработных) в их поиске работы;
  9. Поддержка более чем 40,000 студентов в развитии их ключевых компетенций.

Таким образом, можно сделать вывод о существенном значении наделения муниципалитетов большей свободой, как и ответственностью. Россия постепенно перенимает положительный опыт зарубежных стран. На протяжении более чем 10 лет бюджетный процесс в России постоянно находится в процессе реформирования. Так, в начале «нулевых» годов на всех уровнях бюджетной системы страны реализована казначейская система исполнения бюджетов, реформированы межбюджетные отношения. С 2004 г. проходит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). С 2008 г. на федеральном уровне осуществлен переход на трехлетний бюджет. В 2010 г. стартовала реформа правового положения государственных и муниципальных учреждений. В 2014 г. сформирован «программный» бюджет [4 C. 153]. Следующей реформой можно предложить создание на примере Польши единой программы развития муниципалитетов в Российской Федерации, через которую будет осуществляться поддержка муниципалитетов по проектной системе финансирования. Все эти изменения потребуют времени, так только в Польше эта программа разрабатывалась более 2 лет.

Список литературы

  1. The World Bank User’s Manual “Government Expenditure Database” December 2013. //http://wbi.worldbank.org/boost/Data/boost/boostcms/files/field/country-attachments/poland_boost_users_manual_december_2013_en.pdf
  2. Национальная стратегия развития регионов Польши 2010-2020: Регионы, города, сельские районы.
  3. Сайт Европейской комиссии – http://ec.europa.eu/regional_policy/en/
  4. Актуальные проблемы финансов. Раздел 1. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / Под редакцией профессора Н.Г. Ивановой – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – с 288.