Пути преодоления социальной замкнутости детей с нарушением слуха

NovaInfo 44, с.276-280, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

Цель этой статьи обратить внимание на важную и так редко поднимаемую проблему, связанную с социальной замкнутостью слабослышащих детей и подростков,а так же найти пути её преодоления.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАМКНУТОСТЬ, ПОДРОСТКИ, ДЕТИ, НАРУШЕНИЕ СЛУХА

Текст научной работы

Рассматривая вопрос возможной социальной замкнутости глухого человека в обществе, необходимо понять, во-первых, причины данного явления, во-вторых, пути преодоления социальной изолированности и, в-третьих, определить перспективы глухого ребенка после окончания школы.

Причинами ограниченного контакта людей с нарушением слуха и нормальным слухом могут быть проблемы речевого общения, связанные со слуховой депривацией, недостаточным уровнем сформированности произносительных навыков. Вырастая, человек даже с незначительной степенью снижения слуха и речевыми нарушениями, предпочитает не общаться с помощью словесной речи в больницах, магазинах, школах, банках и других государственных и негосударственных учреждениях, ограничиваясь лишь употреблением жестов или записками. Серьезность проблемы состоит еще и в том, что общество не готово воспринимать людей с их проблемами. Продавец в магазине, к примеру, не будет вслушиваться в речь глухого и пытаться его понять.

Следующей причиной можно считать особенности высших психических функций людей с нарушением слуха. Обозначим лишь некоторые из них.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха подчиняется тем же закономерностям, которые характерны для детей, имеющих различные отклонения в психическом развитии. Все дети с нарушениями в развитии испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, у них возникают особенности развития личности и самосознания.

Также наблюдаются отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематических сурдопедагогических воздействий различия перестают нарастать и даже уменьшаются.

Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

И еще одной причиной можно назвать создание собственной, достаточно изолированной среды, в которой люди с нарушением слуха чувствуют себя комфортно. У них отсутствует стремление преодолевать сложившуюся замкнутость пространства между ними и слышащими людьми [№1;27,29].

Таким образом, можно сделать вывод, что глухому или слабослышащему человеку вполне комфортно в среде «своих же»! Поэтому возникает вопрос: «А стоит ли вообще что-либо преодолевать?»

Мы провели тестирование школьников ГКОУ «Пензенская школа-интернат для глухих и слабослышащих детей» с целью выявления процента детей, которые испытывают трудности в общении. Для этой цели мы выбрали методику В. Фейя «Диагностика принятия других». Мы использовали данную методику для тестирования учеников 8-11 классов. В результате выяснилось, что у 35 % слабослышащих школьников – низкий показатель принятия других, у 40 %- средний показатель принятия других с тенденцией к низкому, у 18 %- средний показатель принятия других с тенденцией к высокому и лишь у 7 % - высокий показатель принятия других.

Для учеников 10-11 классов мы дополнительно провели тестирование по методике В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности». На основе данного тестирования можно сделать выводы о том, что, в большинстве своём, школьники обладают нормальной коммуникабельностью и даже в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходятся «с опаской», в спорах и диспутах участвуют неохотно, избегают новых знакомств.

Наблюдения и проведенные исследования в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей позволили нам сделать вывод, что данному направлению следует уделить особое внимание. Поэтому выделим основные пути преодоления возможной социальной изоляции детей с нарушением слуха.

Обучение детей с нарушением слуха в образовательных организациях осуществляют слышащие педагоги. Это необходимое условие. Следовательно, взаимодействие людей с нарушенным и нормальным слухом неизбежно, а значит, поиск путей преодоления социальной замкнутости крайне важен [№3,79].

С детства глухой ребенок взаимодействует со слышащими (членами семьи, педагогами), с глухими (одноклассниками, членами семьи). Отсюда возникают сложности адаптации в сосуществующих «мирах». Глухому человеку крайне необходимо постоянное психолого-медико-педагогическое сопровождение.

Необходимо осуществление совместной деятельности педагогов и родителей по расширению коммуникационного пространства. Рассмотрим схематично деятельность педагогов и деятельность родителей в данном направлении. [№3,66].

Деятельность педагогов:

  1. Правильная диагностика уровня слухоречевого развития ребенка (деятельность ПМПК).
  2. Выбор образовательной программы образовательной организации.
  3. Выбор образовательной организации и образовательного маршрута с учетом 4 вариантов адаптированной основной образовательной программы (АООП) (ФГОС с 1 сентября 2016 г.).
  4. Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации через систему фронтальных и специальных коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи (РРС и ФПСР) с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, а также внеурочную деятельность, работу психолога.
  5. Синтез общедидактических и специальных методов и приемов в обучении детей с нарушением слуха.
  6. Следование принципу обучения детей с нарушенным слухом посредством словесной речи.
  7. Регламентированное использование русского жестового языка (РЖЯ) и дактилологии.
  8. Формирование навыка чтения с губ.

Деятельность родителей:

  1. Создание слухоречевой среды в семье.
  2. Обогащение словаря, работа над фразовой речью, контроль за ношением индивидуального слухового аппарата или кохлеарного импланта, формирование навыка чтения с губ, использование грамотной жестовой речи.
  3. Соблюдение требований педагогов.
  4. Поддержание мотивации к овладению словесной речью, общению со слышащими людьми.

Таким образом, только при условии обеспечения вышеназванных направлений работы можно добиться полной интеграции глухого ребенка в мир слышащих и комфортной жизни в будущем.

В настоящее время ученые, занимающиеся проблемами образования глухих и слабослышащих, отмечают, что назрела необходимость оптимизации системы работы по профессиональной ориентации (В.З. Базоев (2002), О.П. Еремина (1999), Т.С. Зыкова (2004), К.И. Туджанова (1994), И.О. Ярошевич (2002) и др.) в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушениями слуха в условиях рыночной экономики, при которой на первый план должны выдвигаться задачи формирования знаний о развитии рынка труда, профессиональных требованиях, трудовых правах и обязанностях, формирования умений социально-бытового ориентирования, навыков адаптации в процесс трудовой профессиональной деятельности, осознание профессиональных целей и путей их достижения с учетом своих возможностей и потребностей современного общества. При этом глухие и слабослышащие учащиеся старших классов должны быть подготовлены к самостоятельному выбору будущей профессии.

Как мы выяснили, для реализации обозначенных целей ГКОУ «Пензенская школа-интернат для глухих и слабослышащих детей» активно сотрудничает с МБОУ «Межшкольный учебный комбинат». Данным учреждением было предложено обучение детей по специальностям «слесарь по ремонту автомобилей» и «парикмахер». Курсы рассчитаны на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю после основных школьных уроков по 1,5 – 2 часа. Курс направлен на формирование творческих способностей обучающихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для самореализации и самоопределения ребенка.

Следует отметить, что в начале совместной работы у преподавателей возникали некоторые трудности из-за необычного контингента воспитанников. Особенности формирования профессионально-трудовых умений и навыков у обучающихся с нарушениями слуха в значительной мере обусловлены недостаточностью развития их словесной речи. Отсутствие у учащихся слуха вызывает необходимость в нахождении специальных форм сочетания наглядного и словесного обучения.

Эти особенности были в полной мере учтены преподавателями МУК. Они разработали специальные приемы для более эффективного совместного общения. Например, специальные термины, необходимые для усвоения учащимися, прописываются на доске. Сложные для понимания темы снабжаются большим количеством схем, диаграмм, рисунков, компьютерных презентаций и тому подобным наглядным материалом. Также широко используются видеоматериалы. В каждой группе работает сурдопереводчик.

Практика показывает, что ребята с удовольствием посещают занятия, осознают необходимость получения знаний для дальнейшего определения своей профессии. После окончания школы ребята имеют возможность обучаться в средних специальных учебных заведениях. И обучение в МУК является, во-первых, необходимым звеном для перехода на более серьезный этап в получении образования, а во-вторых, позволяет расширить представления о спектре профессий и более уверенно чувствовать себя в самостоятельной взрослой жизни.

Можно сделать вывод, что, имея проблемы в общении, слабослышащие школьники постепенно могут преодолеть социальную замкнутость с помощью квалифицированных педагогов и с поддержкой родителей. Результат деятельности всей школьной системы позволяет создать все необходимые условия для того, чтобы выпускники школы, имеющие недостатки слуха, могли себя чувствовать комфортно в любой среде. И не только чувствовать, но и побеждать свои «недостатки», а в большинстве случаев быть лучше, мудрее, добрее и гармоничнее по сравнению со многими нормально слышащими людьми.

Читайте также

Список литературы

  1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 224с.
  2. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И., Никольская О. С. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. Монография. - М.: Полиграф сервис, 2014.-194с.
  3. Речицкая Е. Г., Д. Ю Алексеевских. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений I и II вида. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 295с.

Цитировать

Каткова, К.А. Пути преодоления социальной замкнутости детей с нарушением слуха / К.А. Каткова, И.Д. Леснова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 276-280. — URL: https://novainfo.ru/article/5042 (дата обращения: 16.08.2022).

Поделиться