Нормативно-правовые документы муниципального управления социального обслуживания населения

NovaInfo 43, с.224-228, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является достаточно революционным и, как любые революционные изменения, его внедрение коренным образом изменит сферу социального обслуживания.

Ключевые слова

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Текст научной работы

Нормативные акты, регламентирующие деятельность по социальному обслуживанию населения включают в себя:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан»
  3. Федеральный закон от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
  5. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
  6. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
  7. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
  8. Постановление Правительства РФ от 05.12.2014 N 1321 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации
  9. Постановление Правительства РФ от 29.01.2013 № 56 «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации»

Среди перечисленных документах необходимо подробно остановиться на Федеральном законе Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который коренным образом изменяет всю систему социального обслуживания.

Основной целью данного закона является внедрение в данную сферу негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, иными словами – придание социальному обслуживанию рыночного характера, когда бесплатно услуги будут предоставляться лишь незначительной, действительно нуждающейся в помощи части населения. Кроме этого, закон призван ликвидировать монополию государства на учреждения социального обслуживания и создать в данной сфере конкурентную среду, которая поспособствует повышению качества оказания социальных услуг и расширению их спектра.

Необходимость принятия данного закона была связана с большим количеством нуждающихся в социальной поддержке, по некоторым данным их число достигает 34 млн.

Конституция РФ гарантирует населению социальную поддержку, но поскольку, государство не в состоянии обеспечить качественное оказание социальных услуг такому огромному количеству нуждающихся, данный закон необходим.

Кроме этого, ещё одной важной причиной принятия данного закона является то, что предыдущие законы в сфере социального обслуживания населения были ориентированы лишь на пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, что «оставляло за бортом» такие нуждающиеся категории как: многодетные семьи, семьи, в которых наблюдается асоциальный образ жизни некоторых членов, дети, испытывающие трудности в социальной адаптации и др. Новый закон устраняет этот недостаток и значительно расширяет перечень получателей социальных услуг, и более того, предоставляет регионам возможность расширять существующий перечень. Так, поддержку, согласно новому закону, смогут получить многодетные семьи, неполные семьи и даже семьи студентов, что является значительным положительным моментом.

Социальная поддержка в настоящее время играет важную роль, так как человек (семья), обратившаяся за её получением нуждается в срочной помощи и полноценной интеграции в общество, которую затрудняют трудности материального и иного характера. Задачей специалистов, оказывающих данную помощь, является не просто предоставление материальной помощи, консультации, оказание бытовых услуг, а активизация внутреннего потенциала клиента и его направления на разрешение жизненных трудностей. Принятие закона значительно расширяет спектр возможностей, при помощи которых возможно этого достичь. К примеру, неполная семья, состоящая из мамы и ребёнка и нуждающаяся в материальной поддержке, согласно новому закону, может рассчитывать не только на оказание бытовой помощи, но и на предоставление няни, которая присмотрит за ребёнком во время отсутствия мамы. Ещё более важным является то, что социальные службы (если ребёнок дошкольного возраста) при межведомственном взаимодействии, помогут устроить ребёнка в садик, а маме – подыскать место работы.

Подобные меры позволят сделать социальное обслуживание более эффективным, так как деятельность социальных работников будет направлена не на разовое предоставление услуг, а на оказание такой помощи, которая в дальнейшем поможет получателю самостоятельно справляться с жизненными трудностями.

Ещё одним важным достижением данного закона является то, что улучшится программа оказания услуг медико-социальной реабилитации инвалидов. С момента вступления закона в силу, гражданин, нуждающийся в данных услугах, сможет сам выбирать учреждение, где он будет проходить реабилитацию и совместно со специалистом, согласно социальному контракту, выбирать наиболее необходимые и наиболее приемлемые для него реабилитационные мероприятия.

Новый закон о социальном обслуживании, несмотря на расширение спектра предоставляемых услуг и возникновение новых форм их получения, направлен на снижение численности нуждающихся граждан. Об этом свидетельствует профилактическая направленность документа.

Данный нормативно-правовой акт был принят далеко не единогласно не только Государственной Думой, но и населением. В частности, на просторах сети «Интернет» до сих пор можно найти заявления граждан о том, что профилактическая направленность закона приведёт к тому, что в России, как и в странах Запада, будут совершенно необоснованно изымать детей из семьи, при наличии малейших подозрений о том, что с ребёнком обращаются неподобающим образом. Безусловно, данные мнения ошибочны. Закон не предусматривает таких радикальных мер, любое посещение специалистом семьи будет производиться только с согласия семьи (за исключением случаев, где существует реальная угроза жизни и здоровью ребёнка) и только при наличии достоверных фактов о том, что семья (или гражданин), могут в ближайшем будущем оказаться в числе клиентов социальных служб и.т.д.

На наш взгляд, необходимость принятия данного закона продиктована объективными потребностями реальной жизни. Для того, чтобы закон выполнил своё предназначение необходима чётко организованная информационно-разъяснительная работа среди граждан – получателей социальных услуг, поскольку именно они устанавливают спрос на данный «товар», а значит и приводят в действие всю систему.

Мы живем в государстве с рыночной экономикой, в котором такие сферы как здравоохранение и образование уже давно перешли в частично или полностью коммерческую сферу, поэтому переход сферы социального обслуживания является предсказуемым и необходимым. В настоящее время социальная поддержка оказывается по новым правилам и в новых формах. Если раньше целью её оказания было поддержание определённого уровня жизни гражданина, то в настоящее время упор сделан не на поддержание, а на возможность полноценного самостоятельного функционирования в обществе без помощи социальных служб.

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является достаточно революционным и, как любые революционные изменения, его внедрение коренным образом изменит сферу социального обслуживания. Естественно, что для его полного осмысления должен пройти определённый период времени, и задачей сотрудников данной сферы является максимальное использование достоинств этого закона в деле оказания социальной поддержки и, возможно, данный документ приведёт к тому, что оказание социальной поддержки населения в России через несколько лет не будет уступать по качеству и уровню профессионализма, западной системе.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан» [Электронный ресурс] \\ "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007
  2. Кластеризация экономики и государственная кластерная политика: теоретические основы и социально-экономические предпосылки Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  3. Объективные основы формирования и реализации государственной аграрной политики Ханнанова т.р. исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). с. 184-190.
  4. Актуальные проблемы объективации аграрной политики государства Ханнанова Т.Р.Юридические исследования. 2013. № 8. С. 164-193.
  5. Развитие учения о юридических фактах в гражданском праве Ханнанов Р.А. Уфа, 2006.
  6. Юридические поступки в системе социально-экономического развития россии Ханнанов Р.А.Академия наук Российской Федерации; Уфимский научный центр; Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2007.
  7. Правовая природа бездействия и каузальность Ханнанов Р.А. Государство и право. 1978. № 4. С. 128.
  8. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  9. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти (на примере республики башкортостан) Гарифуллина А.Ф. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011
  10. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти Гарифуллина А.Ф. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011

Цитировать

Владимиров, И.А. Нормативно-правовые документы муниципального управления социального обслуживания населения / И.А. Владимиров, Е.С. Шлемова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 224-228. — URL: https://novainfo.ru/article/5052 (дата обращения: 23.05.2022).

Поделиться