Образовательная программа магистратуры по направлению «Агрономия» включает два вида практики: производственную на первом курсе и научно-исследовательскую на втором. Основное отличие производственной практики магистров заключается в высокой вариативности и индивидуализации программы практики. В течение прохождения практики магистранты работают по индивидуальному плану. Каждый магистрант вместе с руководителем составляет индивидуальный план прохождения практики на основе требований и заданий, представленных в программе практики. Причём, включение инвариантных заданий является обязательным. Кроме того из списка вариативных заданий студент выбирает те, которые можно выполнить в конкретных условиях прохождения практики. На установочной конференции магистранты знакомятся с требованиями к производственной практике, с формами отчётной документации. Каждый магистрант получает методическое пособие, в котором кроме задач и содержания каждого вида практики представлены отчётные и контрольные формы, технологические карты, которые заполняются практикантом [1,4].
Цели производственной практики состоят в том, чтобы путём непосредственного участия студента в деятельности сельскохозяйственной организации:
- закрепить теоретические знания, полученные во время аудиторных занятий в вузе по дисциплинам профессионального цикла в процессе обучения в магистратуре;
- приобрести и развить профессиональные умения и навыки;
- собрать практический материал для подготовки магистерской диссертации;
- приобщиться к социальной среде организации с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной среде [5].
Местом прохождения производственной практики являются, как правило, сельскохозяйственные организации (КФХ, агрокомплексы, ФГБУ Госсорткомиссия, Россельхознадзор и др.). Практика проходит под контролем научного руководителя магистранта и руководителя научно-исследовательского подразделения.
Задачи производственной практики заключаются в ознакомлении с профессиональной деятельностью сельскохозяйственных предприятий (организаций), в которых проводится практика. В соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности практика может заключаться в:
- ознакомлении с технической базой хозяйства и оценка его соответствия современному мировому уровню развития техники и технологий;
- изучении технологий производства высококачественной продукции сельского хозяйства;
- личном участии в весенних полевых работах в хозяйстве;
- ознакомлении с взаимодействием всех технических служб организации;
- ознакомлении с комплексом мер по экологии, охране труда и технике безопасности;
- подготовке материалов для написания магистерской диссертации и др. [2].
Производственная практика является одним из важных элементов учебного процесса подготовки магистров в области сельского хозяйства и способствует, наряду с другими видами практик, закреплению и углублению теоретических знаний студентов, полученных при обучении, умению ставить задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы, приобретению и развитию навыков самостоятельной профессиональной работы [3,9].
Образовательная программа подготовки магистров по направлению «Агрономия» включает также научно-исследовательскую практику. Научно-исследовательская практика — это специфическая форма обучения в магистратуре, важный компонент подготовки магистров. Научно-исследовательская практика магистров имеет целью расширение профессиональных знаний, полученных ими в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы [6].
Научно-исследовательская практика магистров проводится с целью сбора, анализа и обобщения актуальной научной проблемы, научного материала, разработки оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной работы, в форме магистерской диссертации, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно исследовательской работе коллективов исследователей [8,10].
Основные задачи практики заключаются в развитии у магистрантов знаний, умений и навыков, позволяющих им:
- разрабатывать стратегии, структуру и процедуру осуществления опытно-экспериментальной работы;
- анализировать и систематизировать результаты исследований, подготавливать научные отчеты, публикации, презентации, использовать их в профессиональной деятельности;
- использовать имеющихся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач;
- осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участвовать в опытно-экспериментальной работе .
Тематика научно-производственной практики определяется темой магистерской диссертации студента. Практика проводится в научно-исследовательских организациях, научно-исследовательских подразделениях производственных предприятий и организаций, специализированных лабораториях университета, на базе научно-образовательных и инновационных центров. По результатам практики магистрантом подготавливается научная статья с учетом специфики исследования. Все магистры выступают на студенческой научной конференции с докладами и сообщениями.
Таким образом, производственная и научно-исследовательская магистерские практики, как особые формы практической подготовки, направлены на становление профессиональной компетентности магистра. Практика является важнейшей составной частью учебного процесса по подготовке магистров по направлению «Агрономия» в соответствии с основной образовательной программой, обеспечивает системно-деятельностный подход в подготовке магистров в области сельского хозяйства.