Производственная и научно-исследовательская практики у магистров направления подготовки «Агрономия»

NovaInfo 43, с.293-296, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В данной рассматриваются основные организационно-методологические положения производственной и научно-исследовательской практик магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Агрономия».

Ключевые слова

ФГОС ВО, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА, МАГИСТРАТУРА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА, КОМПЕТЕНЦИЯ

Текст научной работы

Образовательная программа магистратуры по направлению «Агрономия» включает два вида практики: производственную на первом курсе и научно-исследовательскую на втором. Основное отличие производственной практики магистров заключается в высокой вариативности и индивидуализации программы практики. В течение прохождения практики магистранты работают по индивидуальному плану. Каждый магистрант вместе с руководителем составляет индивидуальный план прохождения практики на основе требований и заданий, представленных в программе практики. Причём, включение инвариантных заданий является обязательным. Кроме того из списка вариативных заданий студент выбирает те, которые можно выполнить в конкретных условиях прохождения практики. На установочной конференции магистранты знакомятся с требованиями к производственной практике, с формами отчётной документации. Каждый магистрант получает методическое пособие, в котором кроме задач и содержания каждого вида практики представлены отчётные и контрольные формы, технологические карты, которые заполняются практикантом [1,4].

Цели производственной практики состоят в том, чтобы путём непосредственного участия студента в деятельности сельскохозяйственной организации:

  • закрепить теоретические знания, полученные во время аудиторных занятий в вузе по дисциплинам профессионального цикла в процессе обучения в магистратуре;
  • приобрести и развить профессиональные умения и навыки;
  • собрать практический материал для подготовки магистерской диссертации;
  • приобщиться к социальной среде организации с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной среде [5].

Местом прохождения производственной практики являются, как правило, сельскохозяйственные организации (КФХ, агрокомплексы, ФГБУ Госсорткомиссия, Россельхознадзор и др.). Практика проходит под контролем научного руководителя магистранта и руководителя научно-исследовательского подразделения.

Задачи производственной практики заключаются в ознакомлении с профессиональной деятельностью сельскохозяйственных предприятий (организаций), в которых проводится практика. В соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности практика может заключаться в:

  • ознакомлении с технической базой хозяйства и оценка его соответствия современному мировому уровню развития техники и технологий;
  • изучении технологий производства высококачественной продукции сельского хозяйства;
  • личном участии в весенних полевых работах в хозяйстве;
  • ознакомлении с взаимодействием всех технических служб организации;
  • ознакомлении с комплексом мер по экологии, охране труда и технике безопасности;
  • подготовке материалов для написания магистерской диссертации и др. [2].

Производственная практика является одним из важных элементов учебного процесса подготовки магистров в области сельского хозяйства и способствует, наряду с другими видами практик, закреплению и углублению теоретических знаний студентов, полученных при обучении, умению ставить задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы, приобретению и развитию навыков самостоятельной профессиональной работы [3,9].

Образовательная программа подготовки магистров по направлению «Агрономия» включает также научно-исследовательскую практику. Научно-исследовательская практика — это специфическая форма обучения в магистратуре, важный компонент подготовки магистров. Научно-исследовательская практика магистров имеет целью расширение профессиональных знаний, полученных ими в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы [6].

Научно-исследовательская практика магистров проводится с целью сбора, анализа и обобщения актуальной научной проблемы, научного материала, разработки оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной работы, в форме магистерской диссертации, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно исследовательской работе коллективов исследователей [8,10].

Основные задачи практики заключаются в развитии у магистрантов знаний, умений и навыков, позволяющих им:

  • разрабатывать стратегии, структуру и процедуру осуществления опытно-экспериментальной работы;
  • анализировать и систематизировать результаты исследований, подготавливать научные отчеты, публикации, презентации, использовать их в профессиональной деятельности;
  • использовать имеющихся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач;
  • осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участвовать в опытно-экспериментальной работе .

Тематика научно-производственной практики определяется темой магистерской диссертации студента. Практика проводится в научно-исследовательских организациях, научно-исследовательских подразделениях производственных предприятий и организаций, специализированных лабораториях университета, на базе научно-образовательных и инновационных центров. По результатам практики магистрантом подготавливается научная статья с учетом специфики исследования. Все магистры выступают на студенческой научной конференции с докладами и сообщениями.

Таким образом, производственная и научно-исследовательская магистерские практики, как особые формы практической подготовки, направлены на становление профессиональной компетентности магистра. Практика является важнейшей составной частью учебного процесса по подготовке магистров по направлению «Агрономия» в соответствии с основной образовательной программой, обеспечивает системно-деятельностный подход в подготовке магистров в области сельского хозяйства.

Читайте также

Список литературы

  1. Исламгулов, Д. Р. Компетентностный подход в обучении: оценка качества образования [Текст] / Д.Р. Исламгулов, Т.Н. Лубова, И.Р. Исламгулова// Современный научный вестник. 2015. – Т. 7. № - 1. – С. 62-69.
  2. Исламгулов, Д. Р. Компетенция - основа реализации цели ФГОС [Текст] / Д. Р. Исламгулов, Т. Н. Лубова // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно - научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы : материалы международной научно-методической конференции, 4-5 апреля 2014 г. / Башкирский ГАУ, Факультет информационных технологий и управления. - Уфа, 2014. - С. 133-137.
  3. Исламгулов, Д. Р. Модульно-рейтинговая система обучения и оценки знаний обучающихся – особенности внедрения [Текст] / Д.Р. Исламгулов, Т.Н. Лубова// Современный научный вестник. 2015. – Т. 7. № - 1. – С. 70-78.
  4. Исламгулов, Д. Р. Научно-исследовательская работа студентов - важнейший элемент подготовки специалистов в аграрном вузе [Текст] / Д. Р. Исламгулов // Проблемы практической подготовки студентов в вузе на современном этапе и пути их решения : сб. материалов науч.-метод. конф., 24 апреля 2007 года / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2007. - С. 20-22.
  5. Исламгулов, Д. Р. Особенности новых образовательных стандартов [Текст] / Д. Р. Исламгулов, Т. Н. Лубова // Современное вузовское образование : теория, методология, практика : материалы Междунар. учеб.-метод. конф., 21-22 марта 2013 г. / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2013. - С. 14-15.
  6. Лубова, Т. Н. Особенности, задачи и проблемы внедрения модульно-рейтинговой системы [Текст] / Т. Н. Лубова, Д. Р. Исламгулов // Современное вузовское образование : теория, методология, практика : материалы Междунар. учеб.-метод. конф., 21-22 марта 2013 г. / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2013. - С. 10-13.
  7. Лубова, Т. Н. Оценка качества образования в рамках компетентностного подхода [Текст] / Т. Н. Лубова, Д. Р. Исламгулов // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно - научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы : материалы международной научно-методической конференции, 4-5 апреля 2014 г. / Башкирский ГАУ, Факультет информационных технологий и управления. - Уфа, 2014. - С. 189-192.
  8. Лубова, Т.Н. Основа реализации федерального государственного образовательного стандарта – компетентностный подход [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов, И.Р. Исламгулова// Современный научный вестник. 2015. – Т. 7. № - 1. – С. 85-93.
  9. Лубова, Т.Н. Использование тестирования в организации самостоятельной работы обучающихся [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов// Современный научный вестник. 2015. – Т. 12. – С. 44-48.
  10. Лубова, Т.Н. Новые образовательные стандарты: особенности реализации [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов// Современный научный вестник. 2015. – Т. 12. – С. 79-84.
  11. Лубова, Т.Н. Основа реализации федерального государственного образовательного стандарта – компетентностный подход [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов, И.Р. Исламгулова// БЪДЕЩИТЕ ИЗСЛЕДОВАНИЯ – 2016:Материали за XII Международна научна практична конференция. – София: Бял ГРАД-БГ ООД, 2016. – Том 4 Педагогически науки. – C. 80-85.

Цитировать

Еникиев, Р.И. Производственная и научно-исследовательская практики у магистров направления подготовки «Агрономия» / Р.И. Еникиев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 293-296. — URL: https://novainfo.ru/article/5107 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться