Осмысление социальной работы в контексте современного научного знания

№43-1,

Социологические науки

В статье рассмотрены основные тенденции к изучению теоретико-методологических аспектов социальной работы. Представлен спектр подходов к исследованию социальной работы как профессиональной деятельности.

Похожие материалы

Трансформация социально-экономических и политических условий в России потребовала формирования новых видов профессиональной деятельности, одним из которых стала социальная работа как сфера, связанная с оказанием помощи нуждающимся категориям населения. Поэтому в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности социальная работа специально конституирована в 1991 г., когда постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» был дополнен квалификационной характеристикой «Специалист по социальной работе».

Согласно классификационным признакам, профессия социального работника (специалиста по социальной работе) относится к типу профессий «человек-человек»; по классу - к преобразующим профессиям; по признаку основных орудий труда - к профессиям, связанным с преобладанием функциональных средств труда; по условиям труда – к группе профессий с повышенной моральной ответственностью.

В отечественной и зарубежной литературе существует множество определений социальной работы. К примеру, в словаре-справочнике [1], социальная работа трактуется как «специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц». Сегодня только в России существует более трёх десятков определений социальной работы, которые можно условно разделить на четыре основные группы.

Первая группа – это определения, трактующие социальную работу расширительно, включающие в её предмет макросоциальные процессы, что разрушает границы между социальной работой и социологией, политологий и другими гуманитарными науками. Например, социальная работа – это механизм формирования социальной политики государства. По мнению Л.Г. Гусляковой, СР в социокультурном плане - это прежде всего технология осуществления социальной политики в сфере поддержки «слабых» слоев населения, их социальной защиты и рассматривается в процессуальном плане как социальный механизм поддержки жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. Данная технология реализуется через социальные службы, одной из форм которых являются и учреждения социальной защиты.

Ко второй группе определений, относятся те, которые имеют отношение к жизнедеятельности общества в целом. С позиций общества, социальная работа – это деятельность по оптимизации осуществления субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения. Так, например, Т.Е.Демидова определяет СР как «многогранную целенаправленную деятельность государственных и общественных организаций, отдельных лиц по оказанию помощи человеку в реализации его творческих, интеллектуальных способностей и созданию для этого необходимых условий» [2]; Н.С. Данакин представляет социальную работу как профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления соответствующих социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения.

Третью группу составляют определения, сводящие её к отдельным социальным услугам, например, в социально-бытовой сфере - к услугам по уходу или к организации и осуществлению работы по обеспечению соблюдения законодательно установленных норм и гарантий. Исходя из этого определения начинающий специалист часто оказывается совершенно не готов к трудовой деятельности в социальных службах, где необходимо знание методологии, конкретных технологий социальной работы, её форм, методов, методик. Как считает В.Д. Шапиро, социальная работа – это процесс оказания практической помощи пожилым и старым людям, семьям и группам старых людей с низкими материальными доходами; с нарушенными социальными контактами; страдающим от различных хронических болезней; создание для них условий, способствующих их физическому выживанию и в идеальном случае – сохранение их социальной активности.

Наконец, к четвертой группе относят определения, адекватно идентифицирующие существо социальной работы в понимании, наиболее приближенном к её традициям, имеющим многолетнюю историю как за рубежом, так и в России. Социальная работа рассматривается как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию, созданию условий, благоприятствующих достижению этих целей в социуме. А.И.Ляшенко предлагает следующее определение: «Социальная работа - это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их помощниками и направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, консультирование, прямую и финансовую помощь, социальную реадаптацию, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающих им в этом» [3]. Известный социолог С.И. Григорьев дает свое комплексное определение данному понятию: «социальная работа - это деятельность по содействию становлению и реализации жизненных сил индивидуальной и социальной субъектности человека, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления и реабилитации» [4].

Рассмотрим различные стороны профессиональной деятельности социального работника сквозь призму психологических теорий деятельности. Согласно Л.С. Выготскому, психологическая деятельность опосредована орудиями и общественно установленными, объективно заданными способами их применения. Эту идею развивают П.Я. Гальперин и А.Н. Леонтьев, подчеркивая ее целевой характер, поэтапность ее целевой организации, предметность деятельности. А.В. Запорожец указывает на роль организации ориентировочной основы деятельности для формирования физических и перцептивных действий личности, а Д.Б. Эльконин говорит о целенаправленности процесса формирования разного рода «умственных действий» в разном возрасте.

Иной, динамико-отношенческий или системно-динамический, подход мы видим в трудах Б.Г Ананьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова. Они рассматривают систему деятельности человека через комплекс отношений личности к окружающему миру, обусловленный мотивами, целями и личностными смыслами. Так, С.Л. Рубинштейн вычленяет в деятельности такие ее виды, как теоретическую (социальнопознавательную) и практическую (социально-трудовую). При этом каждый вид деятельности представляет собой систему разной степени сложности со своими структурными и функциональными компонентами. В общей структуре системы деятельности В.Д. Шадриков выделяет такие функциональные блоки, как мотивы, цели, программы, информационные основы, решения и др.

Деятельность – это способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром; это осознанная целенаправленная активность, в ходе которой предмет превращается в продукт; это и фундаментальный способ бытия человека, воплощающий в себе его разумность, активность. Прямая цель, по Н.Ф.Масловой «организованной человеческой деятельности является выполнение определенной общественной функции»[5]. Применительно к социальной работе можно использовать определение П.Д.Павленка, согласно которому деятельность – это способ существования и развития действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира.

Известно, что деятельность охватывает все формы человеческой активности (экономическая, политическая, духовная деятельность) и все сферы жизнедеятельности человека. Деятельность можно выразить как способ понимания социальности, так как именно в ней вещи человеческого мира показывают свои социальные значения. Деятельность в то же время – это специфические отношения человека к действительности, которое отражает активный и творческий потенциал личности, осуществляется в рамках определенных социокультурных условий и представляет собой сложное многомерное образование.

Социальная работа – это не просто деятельность, это, безусловно, деятельность социальная. Социальная деятельность ориентирована на социальную сферу в целом, на реализацию социальных аспектов всех других видов деятельности. Она реализуется по следующим аспектам. Во-первых, это национально-географический аспект, который говорит об ограничении социальной работы как деятельности рамками учреждения, общности людей, муниципалитета, региона, страны. Во-вторых - политический аспект, в соответствии с которым условия осуществления практической деятельности в социальной работе определяется политической организацией общества. В третьих - социальноэкономический аспект, согласно которому социальное согласие в любой группе или стране зависит от справедливого распределения имеющихся ресурсов. Наконец, социокультурный аспект, основанный на взаимном уважении традиций и культурных норм отдельных людей, семей, социальных групп и институтов, включающих в себя и духовный аспект, который регулирует систему ценностей, морально-этических норм, идеалов, философских убеждений, существующих в обществе в целом или принадлежащих его представителям.

Частным проявлением социальной деятельности выступает социальная работа – деятельность, направленная на оказание помощи, социальной поддержки, социальной защиты людей, создание нормальных условий их жизнедеятельности. Анализируя социальную работу с рассматриваемых позиций, целесообразно использовать системный и морфологический методы. С точки зрения системного подхода в структуру деятельности включаются следующие элементы: субъект, наделенный активностью и направляющий её на объекты или на других субъектов; объект, на который направлена активность субъекта. Если же применить морфологический подход, то тогда, выделив преобразовательную, познавательную и ценностно-ориентационную деятельности можно говорить о субъектсубъектных отношениях в социальной работе [3].

Различные авторы видят следующие уровни сущностного содержания социальной работы: оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях - от муниципального до федерального - с целью обеспечения социально-здоровой среды; обеспечение жизнедеятельности человека, создания системы поддержки людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. При этом на профессиональном уровне в СР выделяются три аспекта – содержательный, социально-управленческий и организационно-деятельностный. Содержательный (ценностный и функциональный) аспект связан с объектом профессии - человеком в целом - в его биологическом, психологическом, социальном и духовном планах. При этом специфика объекта деятельности определяет многогранность и уникальность социальной работы как профессии. В организационном плане, по мнению В.Г. Бочаровой, социальная работа представляет собой открытую и разветвленную систему взаимосвязей на горизонтальном и вертикальном уровнях. По мнению A.M. Панова, первые два признака составляют микроуровень социальной работы, а третий - макроуровень.

Сферами профессиональной деятельности специалистов по социальной работе является государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п.

Профессиональная деятельность социального работника включает целенаправленное преобразование человеком природной и социальной действительности. Профессиональная деятельность – это специально организованная и регламентированная деятельность специалиста с применением определенных средств, направленная на достижение прогнозируемого общественно важного результата. Так, Л.В. Мардахаев выделяет следующий компонентный состав деятельности специалиста социальной сферы: цель, мотив, средства, действия по их применению и результат. По мнению Н.Б. Шмелевой, профессиональная деятельности социального работника представляет собой интегральное, целостное основание, включающее следующие структурно-содержательные компоненты: цель, действия, мотивацию, отношения, коммуникацию. Безусловно, обозначенные компоненты лишь дополняют содержательные характеристики социальной работы как целевого вида профессиональной деятельности. Цели социальной работы имеют объективный и субъективный характер. Процесс достижения этих целей направлен на выработку такого поведения, действия человека (группы людей), в которых проявляется социальная активность самой личности. Категория действия рассматривается в исследованиях социологии, психологии.

Таким образом, можно констатировать, что социальная работа в ее современном понимании представляет собой особый вид целенаправленной практической деятельности, отличающейся интегральным характером, осуществляемой профессионально подготовленными специалистами и направленной на конструктивное индивидуальное разрешение социальных проблем клиента.

Список литературы

  1. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. -М.: Юристь, 2000 - 424 с.
  2. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника.- М.: Союз, 1994. – 112с.
  3. Абашина А.Д., Бондарева Т.В. Системно-интегративная подготовка студентов гуманитарного вуза к социальной работе с различными категориями населения. Монография.- Орел, ОГУ, 2008.- 203с.
  4. Григорьев С.И. Стандарт многоуровневой подготовки социальных педагогов и социальных работников как основа качества подготовки кадров для учреждений социальной сферы: Науч.-метод. пособие - Барнаул, 2001. -124с.
  5. Маслова Н.Ф., Абашина А.Д. Профессиональная подготовка студентов в ходе проектного обучения //Высшее образование в России.-№1.-2009.-С. 170-173