Представления студенческой молодежи г. Барнаула об игромании и механизмах её профилактики

NovaInfo 43, с.384-387
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье представлены результаты социологического исследования (анкетирования). Описаны представления студенческой молодежи г. Барнаула об игромании и путях её преодоления. Приведены статистические данные.

Ключевые слова

GAMBLING, DRUG PREVENTION MECHANISMS, THE SPHERE OF LEISURE, COMPUTER ADDICTION, КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ, СФЕРА ДОСУГА, МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИГРОМАНИИ, ИГРОМАНИЯ, STUDENTS

Текст научной работы

С расширением глобализационных процессов в мире, в обществе происходит ослабление традиционных социальных связей, активно формируется общество тотального потребления. В настоящее время наблюдается динамика изменения всей системы ценностных ориентаций в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной, массовой культуры, в том числе игромании [1, с. 28]. Сфера досуга занимает значительное место в жизни молодежи, при этом структура досуга современных подростков существенно изменилась, их свободное время характеризуется доминированием культурно-потребительского, развлекательного типа поведения. Учреждения культуры и спорта становятся все менее доступными для большинства школьников, при опросах недоступность из-за их дороговизны отмечают от 30 до 40% старшеклассников [2, с. 97].

Подростки постепенно теряют навыки досугового общения, развитие шоу-бизнеса ведет к преобладанию пассивных форм проведения досуга. По данным социологов, более половины подростков не осознают своих досуговых потребностей. Каникулы большинство подростков проводит дома или на даче [3, с. 28]. Таким образом, в современных социальных условиях потребность подростков и молодежи в полноценном культурном досуге зачастую остается нереализованной. Причиной этому могут служить как внешние условия, такие как коммерциализация этой сферы, низкий материальный уровень, так и внутренние, личностные, например, неумение структурировать время, неспособность организовать свой досуг, отсутствие или ограниченность интересов.

По прогнозам социолога А. В. Маренкова, в ХХI веке у российских детей и подростков будет сформирована «новая структура досуговой деятельности, в которой преобладающей станет индивидуальная форма получения удовольствия от различных прожективных ситуаций, в которых оказывается личность, общающаяся с виртуальной реальностью». Уже сейчас одним из наиболее привлекательных для молодежи видов досуговой деятельности является проведение времени за компьютером, особенно популярны Интернет и компьютерные игры [4, с. 210].

В результате активного вовлечения в азартно-игровую сферу сформировался новый вид зависимого поведения — «игромания». Проблема игромании охватывает широкие возрастные границы, но наиболее актуальна данная проблема среди молодежи. Именно она является наиболее зависимой, поддающейся этой болезни демографической группой, социально-правовые механизмы профилактики среди которой четко не описаны.

С целью изучения представлений молодежи о социально-правовых механизмах профилактики игромании нами было проведено социологическое исследование с использованием метода анкетирования.

В результате исследования, выяснилось, что большинство респондентов склонны считать игроманию серьезной социальной проблемой (81 %). В исследовании мы выяснили, что термин «игромания» молодые люди трактуют по-разному. Можно выделить наиболее популярные ответы:

  • «игромания – это зависимость от азартных, компьютерных игр» (40 %);
  • «игромания – это зависимость от компьютерных игр» (13%);
  • «игромания - это влечение к азартным или компьютерным играм» (10%);
  • «игромания – это болезнь (8%). Данный вариант ответа разделился на два. Большая часть респондентов понимает игроманию как психическую болезнь человека (80%), остальные как социальную болезнь общества» (20%).

Среди ответов оставшихся 39 % респондентов, были следующие определения:

  • «одержимость азартными играми»;
  • «чрезмерное проведение времени за компьютерными играми»;
  • «пагубная привычка»;
  • «хобби»

Следует отметить, что большинство молодых людей имеет общее представление об игромании. На наш взгляд, важным является тот факт, что есть процент респондентов, определяющих игроманию как хобби. Можем предположить, что это молодые люди, для которых азартные (компьютерные) игры - основное средство досуга. Сам термин «игромания» рассматривается ими позитивно.

Отношение молодых людей к компьютерным играм, вовлеченность в компьютерную игроманию характеризуют полученные данные. Они показывают, что 57 % респондентов считают компьютерные игры пустой тратой времени, 30 % - приятным и занимательным временем провождения досуга. Оставшиеся 13 % опрошенных дали следующие ответы:

  • «компьютерные игры могут быть полезными, так как для некоторых людей это ещё и хороший заработок»;
  • «компьютерные игры – это угроза для общества»;
  • «иногда компьютерные игры являются хорошим средством для расслабления»
  • «если в меру, то средство развлечения»;
  • «при недолгой игре – это средство отдыха»

В то же время представления молодежи об игромании и путях её преодоления неоднозначны и в какой-то степени даже противоречивы. Так, например, мы выяснили, что в основном молодежь знает о проблеме игромании, в частности, о компьютерной игромании. При ответе на вопрос «Существует ли зависимость от компьютерных игр?», ответы респондентов распределились следующим образом: «определенно да» - 62%, «скорее да» - 28%, «и да, и нет» - 10 %. Варианты «скорее нет» и «нет, не существует» не выбрал ни один респондент. Представленные данные позволяют судить о том, что молодежь знает о проблеме зависимости от компьютерных игр, что является положительной тенденцией.

В результате чуть больше половины опрошенной молодежи считает компьютерные игры - пустой тратой времени. Но, несмотря на это, в большинстве своем молодые люди интересуются компьютерными играми Большое число представителей молодого поколения считают, что в меру компьютерные игры – здоровое увлечение. Выяснилось, что 45% респондентов считают, что компьютерные игры можно назвать здоровым увлечением, если играть в меру. И чуть меньше опрошенных (41%) считает, что данное увлечение нельзя назвать здоровым увлечением. Проблема здесь в том, что понятие меры у каждого индивидуально.

Противоречие вызывает и тот факт, что представители молодого поколения быстро увлекаются компьютерными играми, забывая о временных рамках. Дольше, чем планировали, играли в компьютерные игры 53 % молодых людей.

В ходе исследования выяснилось, что в азартные игры играют 10% респондентов. Данные молодые люди играют в лото и покер. 90% респондентов ответили, что не играют в азартные игры. Среди них 78 % играют в компьютерные игры (но не на деньги), а 22% не играют вообще.

На открытый вопрос, «О каких социально-правовых механизмах профилактики игромании Вам известно?», 73 % респондентов ответили, что «ничего об этом не знают», затруднились ответить 2%, не интересовались данным вопросом также 2%, и только 23% респондентов дали ответ на данный вопрос. Среди ответов, можно выделить следующие:

  • закрытие казино;
  • ограничение доступа на сайты игр;
  • принятие закона об игорных зонах;
  • закон об игорном бизнесе;
  • психологическая помощь игроманам;
  • административные штрафы за незаконную организацию и проведение азартных игр;
  • реабилитация зависимых;

Подчеркнем, что большая часть молодежи не знакома с социально-правовыми механизмами профилактики игромании. Лишь 23 % респондентов смогли назвать меры по борьбе с игроманией. И хотя список мер, далеко не полный, все это положительная тенденция, что есть молодые люди, которые осведомлены насчет этих мер.

Таким образом, необходимо отметить, что процент респондентов, которые играют в компьютерные игры, высок «большая часть молодежи подвержена вовлечению в компьютерную игроманию» подтверждается.

Подводя итог, необходимо отметить, что молодежь в большинстве своем не знакома с социально-правовыми механизмами профилактики игромании, также очень слабо осведомлена и о нормативно-правовых актах регулирующих игроманию. Так, 88% респондентов не знают ни о каких нормативно-правовых актах, регулирующих данную проблему.

Читайте также

Список литературы

  1. Атняшева Г. Профилактическая аддиктология / Г. Атняшева // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 5. – С. 27 - 30.
  2. Мандрика А. Формирование культуры общения молодежи в процессе досуговой деятельности / А. Мандрика, Б. Тютюнников // Социально-культурная деятельность: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей. – Краснодар, 2000. Вып. 5. - 135 с.
  3. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс. - 2003. - № 9.
  4. Шереги Ф. Э. Социология девиации: прикладные исследования / Ф. Э. Шереги. - М.: Центр социального прогнозирования, 2004. – 354с.

Цитировать

Констанц, Т.К. Представления студенческой молодежи г. Барнаула об игромании и механизмах её профилактики / Т.К. Констанц. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 384-387. — URL: https://novainfo.ru/article/5116 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться