Актуальные проблемы совершенствования управления государственными унитарными предприятиями

№43-2,

юридические науки

В данной статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы совершенствования управления Государственными унитарными предприятиями и возможные пути их решения.

Похожие материалы

В последнее время вопросы, касающиеся эффективного управления государственной собственностью довольно часто обсуждаются на высшем государственном уровне, в том числе и Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.

До сегодняшнего дня важной, не решенной задачей, вызывающей колоссальный, как в научных кругах, так и в органах управления, является законодательное закрепление организационно-правовых форм государственных унитарных предприятий. В связи с эти, приобретает актуальность анализ форм государственного предпринимательства, совершенствование управления государственными унитарными предприятиями и повышение эффективности их деятельности. [6]

Государственные унитарные предприятия (далее – ГУП) продолжают занимать в отечественной экономике заметную и важную роль. Деятельность ГУПов регулируется прежде всего ГК РФ, а также ФЗ от 14 ноября 2002г. №161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». [4] Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, унитарные предприятия — это организации, преследующие получение прибыли в качестве основного результата хозяйственной деятельности.[2] Большинство ГУПов, к сожалению, являются убыточными, или же низкорентабельными.

В соответствии с данным законом, унитарные предприятия делятся на два типа: основанные на праве хозяйственного ведения имуществом, предоставляемым им государством, и оперативного управления этим имуществом (казенные предприятия).[8]

Многие унитарные предприятия испытывают серьезный недостаток инвестиций в основные и оборотные фонды по причине инфляции, установления неадекватных тарифов или сокращения доходов по сравнению с коммерческими предприятиями. [7]

Унитарные предприятия в условиях регулирования достаточно серьезно страдают от невозможности самостоятельно устанавливать цены на собственную продукцию. Также у предприятий отсутствуют экономические стимулы полностью использовать существующие активы (т.е. продавать или сдавать в аренду). Право хозяйственного ведения лишает руководителей унитарных предприятий как стимулов, так и полномочий принимать долгосрочные решения по развитию бизнеса, касающиеся структуры выпуска, инвестиций или продажи активов. На многих предприятиях неплатежи со стороны местных властей не позволяют руководству принимать на себя ответственность.[10] Например, местная администрация может выступать в качестве собственника, основного потребителя и органа по регулированию цен, оставляя предприятию совсем небольшие возможности для принятия самостоятельных решений.

На сегодняшний день актуальными проблемами в сфере управления ГУПами являются:

  • несовершенная законодательная база, регулирующая деятельность ГУПов;
  • проблема двойного подчинения;
  • ограничения в совершении крупных сделок со стороны учредителя и собственника имущества;
  • низкая заработная плата руководителей и работников ГУП.

Основными путями повышения эффективности управления государственными предприятиями, является: принятие нормативно-правового акта, в котором четко будут регламентироваться наиболее важные аспекты по вопросам деятельности ГУПов, составление единого реестра ГУП; более четкое определение границ государственного сектора через внесение изменений в бюджетную классификацию РФ; уточнение обязанностей исполнительного органа власти по управлению государственным имуществом унитарного предприятия; определение условий найма и аттестации руководителей государственных предприятий, а также уточнение требований, предъявляемым к ним; расширение возможностей для привлечения трудового коллектива к управлению государственными предприятиями.[11]

Управленческая деятельность должна быть основана на учете, отчетности, контроле, анализе и оценке деятельности по использованию государственного имущества.

Контролю должно подвергаться не только достижение запланированных показателей использования недвижимости, но и распределение финансовых потоков, их целевое использование, а также сохранность государственного имущества.

Необходимо обеспечить ГУПам широкую самостоятельность и практически такие же права, что и иные коммерческие организации. Только в таких условиях можно надеяться на конкурентоспособность унитарных предприятий как полноценных управляющих федеральной собственностью.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс] : (ред. от 31.01.2016) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ] : (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  4. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ [Электронный ресурс] : (ред. от 23.11.2015) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  5. Природа, право, юридические события Ханнанов Р.А.Право и политика. 2009. № 5. С. 1123-1133.
  6. Новая парадигма собственности: теоретико – правовые основы Ханнанов Р.А.Право и политика. 2011. № 4. С. 694-708.
  7. Кластеризация экономики и государственная кластерная политика: теоретические основы и социально – экономические предпосылки Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р.Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  8. Совершенствование управления федеральным имуществом Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществеМатериалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.
  9. Уровень и качество жизни населения северо – восточных районов РБ Нургалиева Д.И., Ханнанова Т.Р. В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2013. С. 107-109.
  10. Пути повышения качества государственных и муниципальных услуг населению Фархутдинова Л.Н., Ханнанова Т.Р. Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2013. № 4 (28). С. 141-144.
  11. Актуальные проблемы размещения муниципальных заказов и пути их решения Ханнанова Т.Р., Жирнова А.А., Жирнов В.Н Современный город: власть, управление, экономика. 2013. № 3. С. 324-330.