Время ревизии документов стратегического планирования арктической зоны РФ

№43-2,

экономические науки

С 11 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и порядок их взаимодействия в сфере стратегического планирования. Сегодня приняты следующие стратегические и программные документы в целях развития Арктической зоны РФ: Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу; Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года; Государственная программа Российской Федерации. Однако, данный состав документов не в полной мере соответствует требованиям федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Похожие материалы

С 11 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и порядок их взаимодействия в сфере стратегического планирования. Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определен порядок разработки документов стратегического планирования.

К основным стратегическим документам относятся (172-ФЗ, ст.11):

  • ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
  • стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
  • стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
  • отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;
  • стратегия пространственного развития Российской Федерации;
  • стратегии социально-экономического развития макрорегионов.

К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках планирования и программирования на федеральном уровне, 172-ФЗ относит следующие:

  • основные направления деятельности Правительства Российской Федерации (172-ФЗ, ст.27);
  • государственные программы Российской Федерации (172-ФЗ, ст.28);
  • государственная программа вооружения (172-ФЗ, ст.29);
  • схемы территориального планирования Российской Федерации (172-ФЗ, ст.30);
  • план деятельности федерального органа исполнительной власти (172-ФЗ, ст.31).

Сегодня приняты следующие стратегические и программные документы в целях развития Арктической зоны РФ:

  • Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу;
  • Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года;
  • Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года".
  • Формируется план мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

Однако, данные состав документов в российской Арктике не в полной мере соответствует требованиям федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Остановимся на каждом из указанных стратегических и программных документов Арктической зоны РФ подробнее.

«План мероприятий» в соответствии с 172-ФЗ разрабатывается для реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации или стратегии социально-экономического развития муниципального образования. По решению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией План мероприятий на среднесрочный период может содержаться в составе отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации (отраслевых стратегий) (172-ФЗ, ст.19). Формируется план мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года содержит предложения от министерств и ведомств по перечню кратко- и среднесрочных мероприятий в целях реализации Стратегии. Таким образом, формируемый в настоящее время план мероприятий по реализации Стратегии не соответствует законодательству.

В части такого документа как «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике…» надо отметь следующее. Если в Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» такой формат как «доктрины, основы, концепции» был предусмотрен, то в 172-ФЗ такого формата как «Основы» - нет. Наиболее близкий формат - документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (172-ФЗ, ст.17). В статье 17 отмечены требования к таким документам: «Документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, требования к их содержанию, порядок их разработки, экспертизы и корректировки, критерии и показатели состояния национальной безопасности Российской Федерации, порядок мониторинга и контроля реализации указанных документов и оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации.»

«Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности». [2] [4] Данный документ может представлять как документ в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (172-ФЗ, ст.17), так и стратегию социально-экономического развития макрорегионов (172-ФЗ, ст. 21).

Необходимо уточнить термин «макрорегион». [8] В статье 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определено, что макрорегион это часть территории России, которая включает в себя территории двух и более субъектов РФ, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования. [3]

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2015 г. № 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов» в статье 2 почти дословно повторяет положение закона. В Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации», ст. 31 определено, что основными документами стратегического планирования на региональном уровне являются стратегии (концепции) развития федеральных округов, стратегии (комплексные программы) социально-экономического развития субъектов РФ. Таким образом, основываясь на данном указе и в отсутствие иных нормативных правовых документов по данному вопросу, можно приравнять стратегии макрорегионов к стратегиям федеральных округов. [7]

Также надо отметить, что субъекты Российской Федерации Арктической зоны уже входят в такие стратегии федеральных округов и макрорегионов как Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегия социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года. [1] [2] [4]

Возможно, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности по формату ближе к документам в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (172-ФЗ, ст.17). [9] В этой связи можно было бы говорить об объединении двух документов «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности…» и «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике…» в один документ в соответствии с форматами, предъявляемыми к документам в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (172-ФЗ, ст.17).

Данный подход позволить обеспечить в комплексе решение таких вопросов как: научное изучение Арктики; национальная политика России в Арктике; военное и военно-морское обеспечение безопасности Арктики; вопросы международного сотрудничества в Арктике; регулирование и взаимодействие стран и хозяйствующих субъектов по предотвращению и ликвидации аварий на таких видах транспорта (морском, воздушном и трубопроводном в Арктике); основы экономического освоения и хозяйствования в Арктике; проблемы экологической безопасности Арктики [6]; развитие арктической урбанизации и предотвращение гуманитарных, социальных и культурных проблем, кризисов и катастроф; сохранение и поддержание культурного наследия Арктики.

Список литературы

  1. Абрамов А.Л., Меламед И.И., Смирнова О.О. «Стратегия социально – экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период 2025 года». [Монография]. - Владивосток: Изд. Дальневосточного федерального университета, 2010. - 152 с.
  2. Батова В.Н., Малахова М.Н. Проблемы административно – правового регулирования экономической безопасности в РФ // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 135-143.
  3. Богданова Ю.В., Смирнова О.О. Дорожная карта разработки базовых документов стратегического планирования и прогнозирования в реализацию федерального закона № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"//Сборник. Материалы Всероссийской конференции молодых ученых по вопросам государственного стратегического планирования "Форум молодых стратегов", Москвы, 20 мая 2015 г. // М., Издательство МНЭПУ, 2015. Т. 1. С. 45-83.
  4. Добромыслова В.Ю., Смирнова О.О. Некоторые вопросы государственной политики Российской Федерации в Арктической зоне. // ЭКО. 2010. № 12. с. 76-92.
  5. Липина С.А. Рецензия на монографию «Геоэкономические аспекты использования потенциала регионов Крайнего Севера (на примере Арктической зоны России)» Микроэкономика. 2015. № 4. С. 96-99.
  6. Родионова И.А., Липина С.А., Журавель В.П., Пушкарев В.А. Обеспечение экологической безопасности: государственное управление Арктическим регионом. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 624.
  7. Смирнова О.О. «Стратегическое государственное планирование в России». [Монография] - М.: Изд. МНЭПУ, 2010. - 175 с.
  8. Смирнова О.О. Новый взгляд на функции полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в свете требований к стратегиям макрорегионов. // «Отечественная юриспруденция» № 2 (4), 2016, - стр. 4-10.
  9. Смирнова О.О. Парадигмы и параллели. О смене парадигмы однополярного мира и стратегическом планировании. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 3(19). С. 107-110.