Вопросы сбалансированности как основной элемент стратегического управления и предотвращения рисков в сфере социально-экономического развития и экономической безопасности

№45-2,

экономические науки

В статье анализируются отечественные и зарубежные методологии и практики стратегического планирования развития применительно к задачам и условиям, определяющим устойчивость социально-экономического развития России и ее регионов в начале ХХI века, определяются ориентиры пространственного развития национальной социально-экономической системы, ставятся задачи, необходимые для решения вопросов в сфере социально-экономического развития и экономической безопасности. Отражены проблемы применения индикативного анализа при проведении мониторинга системы экономической безопасности российского государства.

Похожие материалы

Построение системы стратегического анализа, управления и предотвращения рисков в сфере социально-экономического развития, в том числе экономической безопасности требуется для обеспечения эффективного управления стратегическим развитием на федеральном уровне и защиты национальных социальных и экономических интересов Российской Федерации.

В современных нормативных актах формулировки про связку «показатели - сбалансированность» вернулись в 2014 года. В перечне поручений по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 декабря 2014 года, (п.27) Правительству Российской Федерации поручалось «предусмотреть в прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу сценарий, предполагающий снижение инфляции до уровня 4 процентов, ежегодный рост российской экономики темпами, превышающими среднемировые, рост производительности труда не менее 5 процентов, и определить условия достижения данных показателей при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.»

Говоря о системе сбалансированных показателей, необходимо отметить наиболее важный аспект: работа по разработке сбалансированной системы показателей начинается с определения конкретных стратегических целей. Таким образом, при формировании системы показателей основную роль играет постановка задач или целеполагание. Именно этот подход является основополагающим при реализации федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Так в соответствии со Статьей 1, п.3 закон «регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования». Статья 3, 1) определяет стратегическое планирование как «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации».

В этой связи, основные показатели в системе сбалансированных показателей должны формироваться из базового целеполагания в рамках данной системы. Вместе с тем, в сложных системах управления, по мнению автора публикации, должны быть отражены основные блоки показателей, соответствующие требованиям к устойчивости системы, инновационности и проч. Если речь идет о сбалансированном развитии государства, должны быть сформированы следующие блоки показателей: инновационный, финансовый, показатели национальной безопасности, качества жизни, др.

Не смотря на то, что федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" не определяет требования к такому документы как прогноз пространственного развития Российской Федерации, авторы работы, понимая важность реализации принципов «единства и целостности, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования», определенных Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», сконцентрировали внимание на подборе основных показателей пространственного развития Российской Федерации, включая показатели системы расселения, демографические показатели, показатели экономического потенциала регионов, показатели обеспеченности ресурсами, показатели социально – экономической динамики, показатели рентабельности производства и эффективности использования ресурсов, показатели сбалансированности, показатели финансовой обеспеченности. [1] [12] Таким образом, должны быть предложены основные группы показателей, которые найдут отражение как в прогнозе пространственного развития Российской Федерации, реализованном в долгосрочном прогнозе социально – экономического развития страны, так и в стратегии пространственного развития Российской Федерации.

Важным элементом системы показателей является сбалансированность системы показателей. [6] [4]

Основываюсь на российской и международной практике управления крупными системами, можно с уверенностью сказать, что сбалансированная система показателей, выстроенная на причинно-следственных связях между стратегическими целями, отражающими их параметрами и факторами получения планируемых результатов, является перспективным инструментом управления. Сегодня сбалансированная система показателей (ССП) – это система стратегического управления на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности объекта управления: финансовые, производственные, инновационные, инвестиционные, управленческие и т. д. [3] В зарубежной практике можно встретить термин BSC, Balanced Scorecard - сбалансированная система показателей в деятельности предприятия. Утверждается, что своими истоками история создания ССП уходит в 1990 год, когда в США Институт Нолана Нортона (Nolan Norton Institute) предложил провести исследования в области разработки показателей деятельности организации будущего. [4]

Вместе с тем, отечественный опыт внедрения систем показателей обширен и богат. Обращают на себя внимание системы показателей, которые позволяли планировании и балансировать вопросы пространственного развитии, что представляет немалый интерес для дальнейшего исследования данной темы. Однако, хотелось бы обратить внимание на несколько наиболее значимых моментов.

Система сбалансированных показателей начала играть роль уже в 1934 году, когда Госплан СССР разработал общую систему форм, показателей и методологии составления всего народнохозяйственного плана на 1935 год как по республикам, так и по каждой отрасли хозяйства. Работа по сбалансированности показателей, принципам работы с союзными республиками в части планирования представляет значительный интерес в вопросах формирования сбалансированной системы пространственного развития, однако не является предметом данного этапа исследования.

Постановление Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» говорит о следующем: «Считать важнейшими направлениями улучшения всей плановой работы выбор наиболее эффективных путей достижения высоких конечных народнохозяйственных результатов, рациональное сочетание отраслевого и территориального развития, перспективных и текущих планов, совершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, обеспечение сбалансированного роста экономики».

Нельзя забывать и про межотраслевой баланс с системой показателей, а также применяемый балансовый метод в статистике - важнейший метод обработки и анализа статистических данных, позволяющий взаимно увязать ресурсы и их использование, выявить пропорции и взаимосвязи, складывающиеся в процессе воспроизводства, который получил в СССР широкое распространение. Посредством балансового метода можно выявить не только экономические связи и пропорции в экономике, но и вскрыть диспропорции там, где они имеют место. Всякий баланс состоит из 2 балансирующихся частей - приходной и расходной. В приходной части учитываются все ресурсы, а в расходной части - все виды использования. В практике советской статистики разрабатывались различные виды балансов, которые могут быть разделены на 4 группы. В 1-ю группу входят балансы, характеризующие ресурсы отдельных продуктов и их распределение (составлялись в натуральном выражении). Составлялись балансы по отдельным видам чёрных и цветных металлов, топлива, химикатов, строительных и лесных материалов, по отдельным видам машин и оборудования, а также - в сводном виде по группе продуктов (например, топливно-энергетический баланс). Ко 2-й группе относились различные виды балансов труда - баланс трудовых ресурсов, баланс наличия и использования рабочей силы. К 3-й группе относились балансы, характеризующие образование финансовых (денежных) ресурсов и их использование на различные цели и в отдельных отраслях - сводный баланс финансовых ресурсов, балансы доходов и расходов отдельных отраслей, государственный бюджет, кредитный план Госбанка и т. д. К 4-й группе относился баланс народного хозяйства, представляющий собой систему наиболее сводных балансов: сводный материальный баланс общественного продукта и национального дохода, баланс производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода (финансовый баланс), баланс основных фондов, баланс труда и другие синтетические балансы. [13] Большое внимание уделялось разработке межотраслевого баланса производства и распределения который являлся частью баланса народного хозяйства и призван был дать подробную характеристику межотраслевых связей в народном хозяйстве с выделением большого числа отраслей и продуктов.

Однако, никоим образов не популяризируя идею Госплана на современном этапе развития стратегического планирования, надо отметить следующее. Концепция саморегулирования рынка на практике приводит к серьезным диспропорциям и провалам в протекании социальных и экономических процессов, государство, опираясь на возможности государственного регулирования и планирования [7], способно возвращать рыночные отношения - в режим цивилизованной конкуренции, национальную экономику - в состояние динамичной сбалансированности. Другими словами, общество с помощью государственного управления, регулирования и планирования поддерживает социально-экономическую систему в состоянии динамичного равновесия.

Надо отметить следующие моменты, которые обращают на себя внимание при работе с показателями.

Проблему при работе с показателями составляет несопоставимость показателей в различных документах. [9] [11] Для оценки донного и того же критерия в различных документах используются различные показатели. Так, например, показатель «Густота автомобильных дорог с твердым покрытием (километров на 1000 кв. километров территории)» отражен в таких документах как:

  • Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 06.09.2011 № 1540-р (ред. от 26.12.2014);
  • Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2009 N 2094-р).

При этом есть показатель «Прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям (км)», отраженный в Концепции федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.07.2014 N 1442-р.

В форме 2П [65] (раздел Транспорт) следующие есть показатели:

  • протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (федерального, регионального и межмуниципального, местного значения) (единица измерения км);
  • плотность железнодорожных путей общего пользования (единица измерения - на конец года; км путей на 10000 кв. км территории);
  • плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (единица измерения - на конец года; км путей на 10000 кв. км территории);
  • удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования (единица измерения - на конец года; %) .

Таким образом, есть набор несопоставимых показателей, с различными единицами измерения, отраженных в различных документах. [10] При анализе показателей столкнулись со следующей проблемой - при совпадении показателей, не совпадают единицы измерений показателей. Так, если показатели, в отдельных случаях, соответствуют друг другу и, казалось бы, что значение данного показателя можно отследить по иерархии документов, возникает проблема с различными единицами измерениями. В различных документах при одинаковых показателях зачастую единицы измерения показателей – разные. Так, например показатели «Валовой внутренний продукт» в различных документах имеет единицы измерения: «проценты, к предыдущему году», «млрд. руб.», «проценты».

Вместе с тем, должен быть определен минимальный и достаточный необходимый набор индикаторов состояния экономической безопасности с учётом их целевого использования и уточнение параметров порогового значения этих индикаторов. [8] Разработанные индикаторы и их пороговые значения должны приобрести статус одобренных или утверждённых на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных экономических программ.

Система индикаторов для реализации вопросов государственного стратегического планирования и экономической безопасности [5] должна отвечать следующим свойствам:

  • отражать угрозы экономической безопасности государства;
  • обладать высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мер в сфере экономической политики;
  • выполнять функции индикаторов не отдельно друг от друга, а лишь в совокупности, то есть они взаимодействуют между собой в достаточно сильной степени.

Перечень показателей должен соответствовать требованиям, предъявляемым Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление»».

Надо отметить, что определенные федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» принципы «единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования», а также «взаимоувязки документов стратегического планирования и содержащихся в них показателей» предъявляют высокие требования к системе показателей. Указанные недостатки должны быть ликвидированы при формировании как единой системы стратегического планирования, так и системы показателей в рамках единой системы стратегического планирования. [2] Причем это должна быть не разработка отдельных документов и методик, а комплексная реализация системы государственного стратегического планирования в РФ, построенная на современном математическом инструментарии в целях баланса ресурсов для реализации поставленных задач и обеспечения национальной безопасности России. [12]

Современные экономические модели прогнозирования не справляются с динамическими задачами в существующей экономике и практически не учитывают скорость изменения технологических укладов. Сегодня созданные модели на основе линейных уравнений, которые способны решать конкретные задачи. Однако, нет моделей, способных описать реальную экономику с прогнозом её развития на несколько лет вперёд, поэтому параллельно шло развитие экспертных систем, которые не получили большого распространения из-за большой зависимости от качества экспертов. [5] Таким образом, основная задача современного стратегического анализа – определение базовых принципов и подходов для формирования нового современного математического инструментарий для экономических моделей, позволяющий производить вычисления в режиме реального времени с учетом всех динамических изменений в экономике, способной в существующих условиях обеспечить безопасность страны и баланс ресурсов для реализации как оперативных, так и долгосрочных задач в соответствии со стратегическими планами развития государства.

Список литературы

  1. Богданова Ю.Н., Прохоров В.Н., Симонова Ю.В. К вопросу обоснования базовых показателей социально – экономического развития в целях реализации закона № 172-фз «О стратегическом планировании в РФ» // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 43; URL: http://novainfo.ru/article/5214
  2. Богданова Ю.Н., Прохоров В.Н., Симонова Ю.В. Стратегическое планирование - 2016: решение задач вчерашнего дня // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 44-4; URL: http://novainfo.ru/article/5651
  3. Прохоров В.Н., Смирнова О.О. Математический инструментарий для системы государственного стратегического планирований России. // «European science» 8 (9), 2015 С. 73-76.
  4. Прохоров В.Н., Смирнова О.О. Реализация задач государственного стратегического планирования на основе математического инструментария - как важнейший фактор повышения эффективности государственного управления и обеспечения национальной безопасности России // "Наука, техника и образование" № 9 (15), 2015 г., с. 40 - 43.
  5. Смирнова О.О. Парадигмы и параллели // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 3(19). С. 107-110.
  6. Смирнова О.О. Стратегии макрорегионов - вертикаль исполнения поручений Президента // Бюджет. № 3 (159), март 2016. - с.92-95.
  7. Lipina S.A. Green economy and green technologies in Russia: opportunities and prospects: social medicine in the regions that have experienced poor socio-political situation and ways to resolve some of these difficulties. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2014. № 3. С. 46-55.
  8. M. Dudin, O.Smirnova, Е.Frolova, E.Sepiashvili, N.Voykova «Neo-Schumpeterian Knowledge Funnel and Foresight Project Development in the System of Establishing Stability of the Competitive Advantages of Enterprises», Journal of Advanced Research in Law and Economics, (Volume VI, Summer), 1(11): 45-55. 2015 doi: 10.14505/jarle.v6.1(11).06.
  9. Лексин В.Н. Международные рейтинги: мир и Россия // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. № 4. С. 113-116.
  10. Липина С.А. Евразийские интеграционные экономические процессы: возможности роста. // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 4. С. 15-23.
  11. Липина С.А. Социальная медицина и «зеленая» экономика: форсайт экотехнолий. Региональная экономика. Юг России. 2013. № 2. С. 84-89.
  12. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации // М., ИД "Наука", 2013, - 302 с.
  13. Смирнова О.О. Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации. // Власть и управление на Востоке России. - 2011. - №4 (57). – с. 163-170.