Базовые параметры разработки стратегии пространственного развития Российской Федерации: отечественная практика и зарубежный опыт

№43-1,

Экономические науки

В статье анализируются отечественные и зарубежные методологии и практики стратегического планирования развития применительно к задачам и условиям, определяющим устойчивость социально-экономического развития России и ее регионов в начале ХХI века, определяются ориентиры пространственного развития национальной социально-экономической системы, ставятся задачи, необходимые для решения в рамках разработки Стратегии пространственного развития РФ.

Похожие материалы

Федеральным законом № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" вводится занимающий центральное место в системе государственного стратегического планирования документ – Стратегия пространственного развития Российской Федерации, который должен разрабатываться в соответствии с основами государственной политики регионального развития РФ в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития РФ и стратегии национальной безопасности РФ. В Стратегии пространственного развития должны быть определены приоритеты, цели и задачи регионального развития РФ и меры по их достижению и решению. Документ будет являться основой для разработки и корректировки схем территориального планирования РФ, стратегий социально-экономического развития макрорегионов, государственных программ РФ, стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, иных документов стратегического планирования и документов территориального планирования, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

В прошлом у нас уже имеется богатейший опыт разработки такого рода документов [5], ведь и по определенным в законе подходам, и по целеполаганию Стратегия пространственного развития РФ похожа на один из важнейших документов перспективного социально-экономического развития страны (СССР) - Генеральную схему размещения и развития производительных сил (далее – Генеральная схема) [7]. Генеральная схема в те годы была основой для размещения производительных сил в стране, именно на ее основе разрабатывались новые и корректировались имеющиеся проекты районных планировок, создавались схемы промышленных зон, комплексов и узлов, подбирались сырьевые и топливно-энергетические базы, что позволяло исключить диспропорции в развитии отраслей и регионов, эффективно использовать сырьевые, энергетические, промышленные и человеческие ресурсы.

В методологическом и концептуальном плане разработки такого рода документов в мире аналогов нет. [5] Как разработка Генеральной схемы, так и вопросы размещения производительных сил - это уникальный не только в условиях СССР, но и в мире, опыт, сохраняющий свое значение до настоящего времени. Он в разной степени был использован и в других странах. [6] Этот опыт приобретает особую роль и в современных условиях [8].

В настоящее время в Соединенных Штатах Америки (США) разрабатываемые стратегические документы находятся в зависимости от происходящих процессов глобализации и от разрабатываемых за рубежом стратегий национальной безопасности, имеются примеры долгосрочных целевых программ регионального развития для отдельных территорий. [4] Основу идеологии региональных властей составляет: пакет задач по созданию бизнес-климата, поддержка технологических трансформаций, стимулирование приобретения знаний, повышение квалификации, развитие инновационной деятельности.

Европейский Союз (ЕС) в теории и практике пространственного развития руководствуются документом «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента», [2] где особо отмечаются: принцип обеспечения территориального развития посредством более сбалансированного социального и экономического развития регионов и повышения их конкурентоспособности; поощрение развития, генерируемого городскими функциями, и совершенствование взаимоотношений городских и сельских районов; создание равных условий транспортной доступности и т.д.

В Австралии создан Региональный фонд развития Австралии (RDAF) для развития инфраструктуры и экономического роста регионов, развитие регионов осуществляет через Агентства. В Бразилии также отсутствует единая стратегия регионального (пространственного) развития, разрабатываются отдельные программы по развитию макрорегионов. В Канаде также отсутствует единый стратегический документ пространственного развития, механизмом развития территорий является система федеральных бюджетных трансфертов, которые после их получения самостоятельно используются правительствами провинций, как правило, на финансирование инфраструктурных и социальных проектов, осуществляемых на тендерной основе.

Анализ международного опыта крупных экономически развитых стран в части разработки документов стратегического планирования показывает, что наибольшее значение на современном этапе играет возможность и готовность отдельных территорий к инновационному развитию, генерации и воспроизведению инноваций во всех сторонах жизни. Именно инновационный подход к развитию экономического пространства позволяет развитым государствам мира следовать требованиям времени к технологическим инновациям и развивать «экономику знаний».

Особенности развития России, при определении возможностей и ограничений пространственного развития, позволяют утверждать, что один и тот же параметр характеристики территории может быть как фактором развития, так и механизмом ограничивающим реализацию потенциальных возможностей отдельных регионов страны. Безусловно, разработка концептуальных основ пространственного развития должна учитывать эти особенности. [1] Например, разнообразная и богатая минерально-сырьевая база, позволяющая обеспечить как внутренние потребности, так и реализовать растущие экспортные возможности страны с одной стороны и неравномерное распределение минерально-сырьевых ресурсов, концентрация потенциально богатых запасов в малоосвоенных и удаленных от действующих добывающих предприятий районах с другой стороны. [1] Обширные земельные ресурсы и разнообразие природно-климатических условий, с одной стороны, дают возможность реализации разнообразных направлений развития, а с другой стороны, экстремальные климатические условия на значительной части территории страны являются важнейшим лимитирующим фактором их дальнейшего развития. [9] Территория Российского Севера обеспечивает добычу более 70% нефти и более 90% природного газа, 40% деловой древесины, основную часть редких цветных металлов, значительную часть рыбных ресурсов, выполняет важную экологическую функцию, но в тоже время, по оценке природных условий по индексу «температуры на душу населения» Россия является самой холодной страной мира (-12,6°С, для сравнения, в Канаде индекс ТНД составляет -3,6°С). Разреженность системы расселения, незначительное число крупных и средних городских населенных пунктов, проблемы моногородов, и в то же время значительное число монопрофильных муниципальных образований, имеющих ведущую роль в экономике ряда регионов. [3] Одной из острейших проблем, ограничивающим развитие фактором является недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, а ведь только повышение эффективности транспортного сектора на 10% привело бы к росту ВВП страны на 0,7 %. В сегодняшних сложных геополитических условиях, необходимость развития в России импортозамещения важно применять новые механизмы и инструменты управления на основе имеющихся в стране разработок, в том числе и космических технологий.

По оценке мировых экспертов около 2/3 мировых новаций в двадцатом веке, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано на базе достижений и идей российской фундаментальной естественной науки. От готовности России в 21 веке к инновационному развитию зависит дальнейшее пространственное развитие всех регионов страны и повышение конкурентоспособности экономики в целом. [6]

При определении принципиальных параметров разработки Стратегии пространственного развития Российской Федерации важно также учитывать, что в настоящее время территориальное планирование в стране рассматривается по-разному, и как социально-экономическое управление, и как планирование конкретных территорий с выделением на них функциональных зон, и как вопросы реализации положений Градостроительного Кодекса РФ. На сегодняшний день отсутствует согласованность между государственными документами стратегического планирования и региональными стратегиями развития. Сложившаяся система пространственного развития определяется всеми факторами развития территории: природно-ресурсным потенциалом территории, демографическими трендами развития, уровнем развития инфраструктуры, уровнем восприимчивости к инновациям [2], общем уровнем внедрения инновационных форм развития в регионах и т.д. Также одной из основных проблем реализации стратегического планирования является отсутствие в российском законодательстве норм о единой комплексной системе государственного планирования регионального развития, пронизывающей федеральный и региональный уровни, балансирующей вопросы отраслевого и регионального развития. К числу важных проблем создания единой комплексной системы государственного стратегического планирования регионального развития на современном этапе, и разработке стратегии пространственного развития – в частности, следует отнести слабую проработанность методологии формирования целостной системы стратегического планирования регионального развития и отсутствие единого понятийного аппарата. [6]

Таким образом, можно констатировать, что перед разработчиками нового в современной истории России документа – Стратегии пространственного развития РФ лежат исключительно сложные задачи в таких вопросах как: закономерности и принципы размещения производства; вопросы широкого круга показателей, балансов, методов их расчета; раскрытия методов совершенствования географии отраслей, структуры размещения и межхозяйственных взаимодействиях промышленных предприятий на территории субъектов РФ, территориально – промышленных комплектов, зон и территорий опережающего развития.

Список литературы

  1. Липина С.А. Возможности и перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества стран Большого Кавказа: транспортная составляющая. Современные производительные силы. 2014. № 2. С. 26-34.
  2. Липина С.А. Евразийские интеграционные экономические процессы: возможности роста // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 4. С. 15-23.
  3. Липина С.А. Приоритеты развития Республик Северного Кавказа. Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 16. С. 3-9.
  4. Меламед И.И., Абрамов А.Д., Коржубаев А.Г. и др. «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы интеграции». [Монография в 2 кн.] – Владивосток, Сер. Россия в АТР. Изд. Дальневосточного федерального университета, 2011.
  5. Смирнова О.О. Главная государственная точка роста России: Стратегия пространственного развития Российской Федерации и Генеральная схема размещения и развития производительных сил СССР. Методологические основы // "Современные производительные силы". 2014. № 3/2014. С.14-22.
  6. Смирнова О.О. «Роль финансовых инструментов в стратегическом развитии государства». [Монография] М.: Изд. МНЭПУ, 2011. - 168 с.
  7. Смирнова О.О. Актуальные проблемы практики государственного планирования на постсоветском пространстве. // Белорусский экономический журнал, - 2012 г. - № 3. Белоруссия.
  8. Смирнова О.О. Парадигмы и параллели. О смене парадигмы однополярного мира и стратегическом планировании. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 3(19). С. 107-110.
  9. Смирнова О.О. Финансирование модернизации инфраструктуры ЖКХ //Журнал ««ЖКХ» для руководителя и главного бухгалтера» 2005, №9, стр. 31-35.