Доминирование социальной помощи сельскому населению в условиях приватизации и бюрократизации народного хозяйства закономерно сменяется доминированием социального обеспечения. Отдельные виды социальных выплат производятся исключительно за счет государственного бюджета, мероприятия в области социальной помощи и социальной реабилитации финансируются исключительно из государственной казны.
В процессе увеличения объемов народного хозяйства в советские годы, с завершением процессов построения в России индустриального общества, увеличились возможности государства в деле оказания социальной помощи. Социальная помощь обрела высокую степень государственной гарантии. Это выразилось, в частности, в том, что практически впервые в мире социально-экономические права граждан были закреплены в конституции - основном законе нашего государства. В их числе: право на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в случае старости, болезни и потери трудоспособности. Причем они имеют конституционные гарантии и реально соблюдаются государством, притом позволяя гражданам отстаивать свои социально-экономические интересы. Это представляет собой несомненный прогресс в деле социального обеспечения. Повышается масштаб и уровень оказания социальной помощи населению. Так, еще в советские годы был установлен самый низкий в мире пенсионный возраст, для мужчин 60 лет, для женщин — 55.
Однако, были значительно видоизменены формы оказания социальной помощи на селе по сравнению с уровнем социальной помощи населению Советского Союза. Это выразилось в ликвидации обществ взаимопомощи и появлении вместо них касс взаимопомощи колхозников. Например, кассам предоставлялось право создавать дома для престарелых, оказывать финансовую и натуральную помощь колхозникам в случае болезни, увечья, а также женщинам в период беременности.
Сама социальная помощь должна функционировать, на наш взгляд, на основе таких принципов, как: осуществление пенсионного обеспечения за счет государственных и общественных фондов; всеобщность пенсионного обеспечения в случае старости, потери трудоспособности и кормильца; равное право на получение пенсий независимо от каких-либо социальных критериев за исключением трудового стажа и возраста; предоставление дополнительных льгот при назначении пенсий женщинам(особенно многодетным матерям), детям и инвалидам; многообразие форм социальной помощи, финансируемой за счет государственного бюджета и общественных фондов; гарантия права на труд и оплачиваемый отдых.
Эти принципы, безусловно, представляют собой положительные черты социальной помощи. Однако, ликвидация корпоративной, конфессиональной, благотворительной, общинной помощи приведет к утрате многих видов и форм социальной поддержки, которым российская модель социальной помощи так и не нашла адекватной замены. Задача их восстановления и активизации становится важнейшей в российской социальной политике.
Социальная работа в современном мире претерпевает серьезные изменения. В первую очередь, усиливается ее роль в жизни социума, расширяются функции и способы ее обеспечения. Реализуя различные культурные, моральные, социальные функции, социальная работа выделилась в особый социальный феномен. Все это повышает как ответственность современного специалиста в области социальной работы за результаты своей деятельности, так и требования к знанию социального пространства, на базе которого социальная работа формировалась и развивалась. Увеличение значения этой деятельности не случайно. В процессе своего развития она активно впитывала в себя все богатство, все наработки того исторически этапного культурного пространства, одним из аспектов которого являлась, пишет Ю.А. Шестаков. С продвижением человечества вверх по лестнице мировой истории развивались и отношения социальной помощи. Без знания основных этапов этого сложного процесса просто невозможно в полной мере понять и оценить значение социальной работы для современного человечества.