В последние годы во всем мире постоянно растут количество и сила стихийных бедствий и разного рода катастроф. Вместе с ними увеличивается и наносимый ими экономический ущерб. Опасные погодные явления являются причиной большинства случаев материальных потерь.
Так в России в 2010 году была аномальная жара — продолжительный период которой составил с последней декады июня по первую половину августа 2010 года. Это стало одной из причин массовых пожаров, сопровождавшихся небывалым смогом в ряде городов и регионов, что привело к экономическому и экологическому ущербу ориентировочно в 15 млн. долларов.
Исходя из этого тема страхование, как способ возмещения убытков, которые потерпели физические или юридические лица становится все более актуальной.
Предметом исследования является процесс страхования имущества, а именно страхование автотранспорта по договору КАСКО.
Объектом исследования выступают отношения между страховщиком и автотранспортным предприятием ООО МТС «Илишевская».
Страхование — отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков [6].
По словам Ефимова О.Н.: «Страхование — это общественно-экономические отношения по удовлетворению потребности лиц в сохранности принадлежащих им ценностей и получаемый от них благ посредством производства, обмена, распределения и потребления товара-услуги страховая защита » [2].
Полис каско — это добровольное страхование автомобиля, которое позволяет получить денежное возмещение в случае, если застрахованный автомобиль будет угнан, ему будет причинен ущерб или при полном уничтожении машины. В отличие от ОСАГО, где выплата происходит в пользу третьих лиц, полис каско защищает собственно сам автомобиль от риска угона, поломок, аварий и т.д..

Автострахование каско предусматривает страхование следующих рисков (страховых случаев):
- угон машины;
- преднамеренное повреждение автомобиля или его комплектующих (колес, стекол и пр.);
- повреждения автомобиля, полученные вследствие ДТП, стихийных бедствий (ураган, смерч, наводнение);
- непредумышленное возгорание или взрыв застрахованного авто[12].
На балансе предприятия ООО МТС «Илишевская» числятся 4 грузовых автомобиля, чтобы застраховать автомобили по договору КАСКО нужно определить рыночную стоимость каждого автомобиля и определить стоимость имущества автопарка.
Рыночная стоимость автомобиля зависит от различных факторов: потребительских свойств автомобиля, наличия сети технического обслуживания автомобиля, уровня цен на запасные части, на работы по обслуживанию и ремонту автомобиля данной марки; престижности марки, конъюнктуры рынка; географического положения и общей экономической ситуации в регионе и т.п.[9].
В нашем примере мы будем определять рыночную стоимость методом средней цены предложения. Суть данного метода заключается в том, что рассматриваются несколько автомобилей одного года выпуска, одинаковой модели, приблизительно одинакового пробега и ориентировочно в одинаковом состоянии. Все цены автомобилей складываются, после чего общую сумму делят на количество рассматриваемых автомобилей, выполним это по формуле:
Цп = ∑Ц / i,
где: Цп — цена предложения; ∑Ц — Сумма рассматриваемых цен предложений; I — количество рассматриваемых предложений [10].
В нашем случае все рассматриваемые автомобили одного года, приблизительно одинакового пробега, ориентировочно в одинаковом состоянии.
Сумму рассматриваемых цен предложений сведем в таблицу 1.
№ | Название автомобиля | Цена предложения А, руб. | Цена предложения В, руб. | Цена предложения С, руб. | ∑ Всех цен предложений, руб. |
1 | ГАЗ-53 | 208 000 | 210 000 | 182 000 | 600 000 |
2 | КАМАЗ 5230 | 374 000 | 416 000 | 410 000 | 1 200 000 |
3 | ЗИЛ-ММЗ 4506 | 572 000 | 550 000 | 528 000 | 1 650 000 |
4 | КАМАЗ 5230 | 495 000 | 513 000 | 492 000 | 1 500 000 |
Зная сумму цен предложений, можно перейти к расчету средней цены предложения:
Цп1 = 600 000 / 3 = 200 000 рублей;
Цп2 = 1 200 000 / 3 = 400 000 рублей;
Цп3 = 1 650 000 / 3 = 550 000 рублей;
Цп4 = 1 500 000 / 3 = 500 000 рублей.
Ниже, в таблице 2 приведем текущие характеристики автомобилей ООО МТС «Илишевская».
Марка автомобиля | Год выпуска | Рыночная стоимость автомобиля, рублей. | Годовой страховой тариф, в % |
ГАЗ-53 | 1993 г.в. | 200 000 | 12 |
КАМАЗ 5230 | 2000 г.в. | 400 000 | 10 |
ЗИЛ-ММЗ 4506 | 2008 г.в. | 550 000 | 9 |
КАМАЗ 5230 | 2001 г.в. | 500 000 | 10 |
Итого | - | 1 650 000 | - |
В таблице 2 мы подробно расписали об автомобилях, указали рыночную стоимость каждого автомобиля и определили страховой тариф, так же в итоге таблицы мы получили стоимость автотранспортного имущества предприятия, по нашим расчетам она составляет 1 млн. 650 тыс. рублей. Зная рыночную стоимость каждого автомобиля, можно перейти к страхованию автомобилей.
В случае, когда договор страхования, заключается на срок равный одному году, страховая премия по каско рассчитывается по формуле:
П = СС ⋅ Т,
где: П — страховая премия; СС — страховая сумма; Т — годовой страховой тариф [11].
В качестве страховой суммы, выступает рыночная стоимость автомобиля. Рассчитаем сумму страховой премии по каждому автомобилю, так как у автомобилей разная страховая стоимость и разный годовой тариф по договору страхования.
Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля ГАЗ-53, 1993 г.в. составит: П1 = 200 000 * 0,12 = 24 000 рублей.
Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля КАМАЗ-5230, 2000 г.в. составит: П2 = 400 000 * 0,10 = 40 000 рублей.
Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля ЗИЛ-ММЗ 4506, 2008 г.в. составит: П3 = 550 000 * 0,09 = 49 500 рублей.
Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля КАМАЗ-5230, 2001 г.в. составит: П4 = 500 000 * 0,10 = 50 000 рублей.
Общая сумма страховых взносов по грузовым автомобилям составит: ∑П = П1 + П2 + П3 + П4 = 24000+40000+49500+50000=163 500 рублей.
Сведем данные полученные в результате расчета страховых премий по автопарку в таблицу 3.
№ | Название автомобиля | Год выпуска автомобиля | Страховая премия, руб. |
1 | ГАЗ-53 | 1993 | 24 000 |
2 | КАМАЗ 5230 | 2000 | 40 000 |
3 | ЗИЛ-ММЗ 4506 | 2008 | 49 500 |
4 | КАМАЗ 5230 | 2001 | 50 000 |
5 | Сумма страховых взносов по всем автомобилям | - | 163 500 |
Данные таблицы 3 дают основания сделать вывод, что в результате оформления договоров КАСКО на каждом автомобиле, общая сумма страховых взносов по автопарку составит 163 500 рублей.
Предположим что, в период действия договора страхования, произошел страховой случай, сгорел гараж, в котором на момент возгорания находились автомобили: КАМАЗ-5230, 2001 г.в. и ЗИЛ-ММЗ 4506, 2008 г.в. Факт наступления страхового случая зафиксировал аварийный комиссар и определил убыток в размере 1 050 000 рублей. В результате случившегося страховая компания произвела выплаты предприятию ООО МТС «Илишевская» в размере 1 млн. 50 тыс. рублей. Теперь сравним и сопоставим стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало и конец года, с учетом страхования и без.
Стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года определяется путем суммирования всех автомобилей, которые находятся на балансе предприятия. В нашем примере стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года показана в итоге таблицы 2, она составляет: 1 650 000 рублей.
Сумма страховых премий рассчитывается путем суммирования стоимости страховой премии на каждый автомобиль. В нашем случае она показана в итоге таблицы 3 и составляет: 163 500 рублей.
Сумма страховых выплат напрямую зависит от того, на какую сумму аварийный комиссар определил и зафиксировал убыток. В нашем примере убыток составил: 1млн. 50 тыс. рублей.
Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года с учетом страхования автомобилей, определяется по формуле:
ИС к.г. = (И н.г. – СП — У) + СВ,
где: ИС к.г. – Стоимость автотранспортного имущества предприятия с учетом страхования автомобилей на конец года; И н.г. – Стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года; СП — Сумма страховых премий; У — Убыток в результате наступления страхового случая; СВ — Страховые выплаты[5].
ИС к.г. = (1650 — 163,5 — 1050) + 1050 = 1486,5 тыс. рублей.
Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года без учета страхования автомобилей, определяется по формуле:
ИБ к.г. = И н.г. – У,
где: ИБ к.г. – Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года без учета страхования автомобилей; И н.г. – Стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года; У — Убыток в результате наступления страхового случая[1].
ИБ к.г. = 1 650 — 1 050 = 600 тыс. рублей.
Сведем все расчеты в таблицу 4.
Без страхования | Со страхованием |
Стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года = 1650 тыс.руб. | Стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года = 1650 тыс.руб. |
Сумма страховых премий = 0 руб. | Сумма страховых премий = 163,5 руб. |
Убыток = 1050 тыс.руб. | Убыток = 1050 тыс.руб. |
Страховые выплаты = 0 рублей. | Страховые выплаты = 1050 тыс.рублей. |
Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года = 600 тыс.рублей. | Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года = 1486,5 тыс.рублей. |
Исходя из таблицы 4, можно сделать вывод, что без страхования стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года составляла бы 600 000 рублей. А если предприятие застраховало автотранспорт по договору КАСКО, стоимость автотранспортного имущества на конец года составила 1 486 500 рублей.
Исходя всех расчетов приведенных выше, рассчитаем выгоду страхования автотранспорта по договору КАСКО по формуле:
В = ИС к.г. — ИБ к.г. ,
где: В — Выгода страхования автомобилей по договору КАСКО; ИС к.г. — Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года с учетом страхования; ИБ к.г. – Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года без учета страхования[9].
В = 1 486 500 — 600 000 = 886 500 рублей.
Ниже с помощью рисунка 2 проиллюстрируем разницу в стоимости имущества предприятия на начало и конец года, с учетом страхования и без.

На рисунке 2 наглядно показана разница в имуществе предприятия с учетом страхования и без. Исходя из рисунка 2 и расчетов приведенных выше, можно сделать вывод, что выгода в страховании автомобилей по договору КАСКО составляет 886 500 рублей, это более 50% стоимости всего автотранспортного имущества предприятия.
Страхование является одним из стратегических методов антикризисного управления, так как данным методом можно эффективно покрывать убытки, тем самым увеличивая стабильность развития предприятия и её организованность в целом.
Предприятию ООО МТС «Илишевская» рекомендуется использовать страхование автомобилей по договорам каско и на это есть веские причины:
- данным методом можно эффективно и своевременно покрывать убытки;
- во время покрытые убытки, повышают стабильность предприятия и организованность в целом;
- предприятие становятся выгодней для потенциальных инвесторов, так как оно стабильнее, организованнее и на застрахованном предприятие меньше рисков;
- уменьшение рисков ведет не только к увеличению числа потенциальных инвесторов, но и к уменьшению кризисных ситуаций на предприятие;
- увеличение деловой активности предприятия и др.
Таким образом, предприятию ООО МТС «Илишевская» необходимо в дополнение к имеющимся видам страховой защиты рассмотреть вопрос о внедрении нового вида страхования, а именно страхование автотранспорта по договору КАСКО.