Страхование транспортной инфраструктуры предприятия как фактор повышения её экономической стабильности

NovaInfo 44, с.93-101
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье исследуется процесс страхования имущества. Большое место в работе занимает определение действительной рыночной стоимости имущества. Рассчитаны страховые премии и выплаты по договору КАСКО. В заключении кратко показан эффект от страхования имущества на примере предприятия ООО МТС «Илишевская».

Ключевые слова

ЭФФЕКТ СТРАХОВАНИЯ, РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАХОВОЙ СУММЫ, КАСКО, РАСЧЕТ СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ

В последние годы во всем мире постоянно растут количество и сила стихийных бедствий и разного рода катастроф. Вместе с ними увеличивается и наносимый ими экономический ущерб. Опасные погодные явления являются причиной большинства случаев материальных потерь.

Так в России в 2010 году была аномальная жара — продолжительный период которой составил с последней декады июня по первую половину августа 2010 года. Это стало одной из причин массовых пожаров, сопровождавшихся небывалым смогом в ряде городов и регионов, что привело к экономическому и экологическому ущербу ориентировочно в 15 млн. долларов.

Исходя из этого тема страхование, как способ возмещения убытков, которые потерпели физические или юридические лица становится все более актуальной.

Предметом исследования является процесс страхования имущества, а именно страхование автотранспорта по договору КАСКО.

Объектом исследования выступают отношения между страховщиком и автотранспортным предприятием ООО МТС «Илишевская».

Страхование — отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков [6].

По словам Ефимова О.Н.: «Страхование — это общественно-экономические отношения по удовлетворению потребности лиц в сохранности принадлежащих им ценностей и получаемый от них благ посредством производства, обмена, распределения и потребления товара-услуги страховая защита » [2].

Полис каско — это добровольное страхование автомобиля, которое позволяет получить денежное возмещение в случае, если застрахованный автомобиль будет угнан, ему будет причинен ущерб или при полном уничтожении машины. В отличие от ОСАГО, где выплата происходит в пользу третьих лиц, полис каско защищает собственно сам автомобиль от риска угона, поломок, аварий и т.д..

Основные риски, от которых защищает полис КАСКО
Рисунок 1. Основные риски, от которых защищает полис КАСКО

Автострахование каско предусматривает страхование следующих рисков (страховых случаев):

На балансе предприятия ООО МТС «Илишевская» числятся 4 грузовых автомобиля, чтобы застраховать автомобили по договору КАСКО нужно определить рыночную стоимость каждого автомобиля и определить стоимость имущества автопарка.

Рыночная стоимость автомобиля зависит от различных факторов: потребительских свойств автомобиля, наличия сети технического обслуживания автомобиля, уровня цен на запасные части, на работы по обслуживанию и ремонту автомобиля данной марки; престижности марки, конъюнктуры рынка; географического положения и общей экономической ситуации в регионе и т.п.[9].

В нашем примере мы будем определять рыночную стоимость методом средней цены предложения. Суть данного метода заключается в том, что рассматриваются несколько автомобилей одного года выпуска, одинаковой модели, приблизительно одинакового пробега и ориентировочно в одинаковом состоянии. Все цены автомобилей складываются, после чего общую сумму делят на количество рассматриваемых автомобилей, выполним это по формуле:

Цп = ∑Ц / i,

где: Цп — цена предложения; ∑Ц — Сумма рассматриваемых цен предложений; I — количество рассматриваемых предложений [10].

В нашем случае все рассматриваемые автомобили одного года, приблизительно одинакового пробега, ориентировочно в одинаковом состоянии.

Сумму рассматриваемых цен предложений сведем в таблицу 1.

Таблица 1. Сумма рассматриваемых цен предложений

Название автомобиля

Цена предложения А, руб.

Цена предложения В, руб.

Цена предложения С, руб.

∑ Всех цен предложений, руб.

1

ГАЗ-53

208 000

210 000

182 000

600 000

2

КАМАЗ 5230

374 000

416 000

410 000

1 200 000

3

ЗИЛ-ММЗ 4506

572 000

550 000

528 000

1 650 000

4

КАМАЗ 5230

495 000

513 000

492 000

1 500 000

Зная сумму цен предложений, можно перейти к расчету средней цены предложения:

Цп1 = 600 000 / 3 = 200 000 рублей;

Цп2 = 1 200 000 / 3 = 400 000 рублей;

Цп3 = 1 650 000 / 3 = 550 000 рублей;

Цп4 = 1 500 000 / 3 = 500 000 рублей.

Ниже, в таблице 2 приведем текущие характеристики автомобилей ООО МТС «Илишевская».

Таблица 2. Данные о грузовых автомобилях

Марка автомобиля

Год выпуска

Рыночная стоимость автомобиля, рублей.

Годовой страховой тариф, в %

ГАЗ-53

1993 г.в.

200 000

12

КАМАЗ 5230

2000 г.в.

400 000

10

ЗИЛ-ММЗ 4506

2008 г.в.

550 000

9

КАМАЗ 5230

2001 г.в.

500 000

10

Итого

-

1 650 000

-

В таблице 2 мы подробно расписали об автомобилях, указали рыночную стоимость каждого автомобиля и определили страховой тариф, так же в итоге таблицы мы получили стоимость автотранспортного имущества предприятия, по нашим расчетам она составляет 1 млн. 650 тыс. рублей. Зная рыночную стоимость каждого автомобиля, можно перейти к страхованию автомобилей.

В случае, когда договор страхования, заключается на срок равный одному году, страховая премия по каско рассчитывается по формуле:

П = СС ⋅ Т,

где: П — страховая премия; СС — страховая сумма; Т — годовой страховой тариф [11].

В качестве страховой суммы, выступает рыночная стоимость автомобиля. Рассчитаем сумму страховой премии по каждому автомобилю, так как у автомобилей разная страховая стоимость и разный годовой тариф по договору страхования.

Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля ГАЗ-53, 1993 г.в. составит: П1 = 200 000 * 0,12 = 24 000 рублей.

Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля КАМАЗ-5230, 2000 г.в. составит: П2 = 400 000 * 0,10 = 40 000 рублей.

Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля ЗИЛ-ММЗ 4506, 2008 г.в. составит: П3 = 550 000 * 0,09 = 49 500 рублей.

Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля КАМАЗ-5230, 2001 г.в. составит: П4 = 500 000 * 0,10 = 50 000 рублей.

Общая сумма страховых взносов по грузовым автомобилям составит: ∑П = П1 + П2 + П3 + П4 = 24000+40000+49500+50000=163 500 рублей.

Сведем данные полученные в результате расчета страховых премий по автопарку в таблицу 3.

Таблица 3. Сумма страховых премий по каждому автомобилю

Название автомобиля

Год выпуска автомобиля

Страховая премия, руб.

1

ГАЗ-53

1993

24 000

2

КАМАЗ 5230

2000

40 000

3

ЗИЛ-ММЗ 4506

2008

49 500

4

КАМАЗ 5230

2001

50 000

5

Сумма страховых взносов по всем автомобилям

-

163 500

Данные таблицы 3 дают основания сделать вывод, что в результате оформления договоров КАСКО на каждом автомобиле, общая сумма страховых взносов по автопарку составит 163 500 рублей.

Предположим что, в период действия договора страхования, произошел страховой случай, сгорел гараж, в котором на момент возгорания находились автомобили: КАМАЗ-5230, 2001 г.в. и ЗИЛ-ММЗ 4506, 2008 г.в. Факт наступления страхового случая зафиксировал аварийный комиссар и определил убыток в размере 1 050 000 рублей. В результате случившегося страховая компания произвела выплаты предприятию ООО МТС «Илишевская» в размере 1 млн. 50 тыс. рублей. Теперь сравним и сопоставим стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало и конец года, с учетом страхования и без.

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года определяется путем суммирования всех автомобилей, которые находятся на балансе предприятия. В нашем примере стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года показана в итоге таблицы 2, она составляет: 1 650 000 рублей.

Сумма страховых премий рассчитывается путем суммирования стоимости страховой премии на каждый автомобиль. В нашем случае она показана в итоге таблицы 3 и составляет: 163 500 рублей.

Сумма страховых выплат напрямую зависит от того, на какую сумму аварийный комиссар определил и зафиксировал убыток. В нашем примере убыток составил: 1млн. 50 тыс. рублей.

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года с учетом страхования автомобилей, определяется по формуле:

ИС к.г. = (И н.г. – СП — У) + СВ,

где: ИС к.г. – Стоимость автотранспортного имущества предприятия с учетом страхования автомобилей на конец года; И н.г. – Стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года; СП — Сумма страховых премий; У — Убыток в результате наступления страхового случая; СВ — Страховые выплаты[5].

ИС к.г. = (1650 — 163,5 — 1050) + 1050 = 1486,5 тыс. рублей.

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года без учета страхования автомобилей, определяется по формуле:

ИБ к.г. = И н.г. – У,

где: ИБ к.г. – Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года без учета страхования автомобилей; И н.г. – Стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года; У — Убыток в результате наступления страхового случая[1].

ИБ к.г. = 1 650 — 1 050 = 600 тыс. рублей.

Сведем все расчеты в таблицу 4.

Таблица 4. Стоимость автотранспортного имущества предприятия со страхованием и без страхования

Без страхования

Со страхованием

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года = 1650 тыс.руб.

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года = 1650 тыс.руб.

Сумма страховых премий = 0 руб.

Сумма страховых премий = 163,5 руб.

Убыток = 1050 тыс.руб.

Убыток = 1050 тыс.руб.

Страховые выплаты = 0 рублей.

Страховые выплаты = 1050 тыс.рублей.

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года = 600 тыс.рублей.

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года = 1486,5 тыс.рублей.

Исходя из таблицы 4, можно сделать вывод, что без страхования стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года составляла бы 600 000 рублей. А если предприятие застраховало автотранспорт по договору КАСКО, стоимость автотранспортного имущества на конец года составила 1 486 500 рублей.

Исходя всех расчетов приведенных выше, рассчитаем выгоду страхования автотранспорта по договору КАСКО по формуле:

В = ИС к.г. — ИБ к.г. ,

где: В — Выгода страхования автомобилей по договору КАСКО; ИС к.г. — Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года с учетом страхования; ИБ к.г. – Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года без учета страхования[9].

В = 1 486 500 — 600 000 = 886 500 рублей.

Ниже с помощью рисунка 2 проиллюстрируем разницу в стоимости имущества предприятия на начало и конец года, с учетом страхования и без.

Сравнение имущества предприятия ООО МТС «Илишевская» со страхованием и без страхования.
Рисунок 2. Сравнение имущества предприятия ООО МТС «Илишевская» со страхованием и без страхования

На рисунке 2 наглядно показана разница в имуществе предприятия с учетом страхования и без. Исходя из рисунка 2 и расчетов приведенных выше, можно сделать вывод, что выгода в страховании автомобилей по договору КАСКО составляет 886 500 рублей, это более 50% стоимости всего автотранспортного имущества предприятия.

Страхование является одним из стратегических методов антикризисного управления, так как данным методом можно эффективно покрывать убытки, тем самым увеличивая стабильность развития предприятия и её организованность в целом.

Предприятию ООО МТС «Илишевская» рекомендуется использовать страхование автомобилей по договорам каско и на это есть веские причины:

Таким образом, предприятию ООО МТС «Илишевская» необходимо в дополнение к имеющимся видам страховой защиты рассмотреть вопрос о внедрении нового вида страхования, а именно страхование автотранспорта по договору КАСКО.

Читайте также

Список литературы

  1. Ефимов О.Н. Агрострахование [Текст] : Научно-практические рекомендации / Saarbrϋcken, 2012.
  2. Ефимов О.Н. Об аграрном страховании и его организационных формах [Текст] // Страховое дело. 2014.- № 5 (254). -С. 32-37.
  3. Ефимов О.Н. Об имущественном интересе в страховании [Текст]/ Состояние, проблемы и перспективы развития АПК: сб. междунар. научно-практической конференции к 80-летию университета // ФГОУ ВПО Башкирский Государственный Аграрный Университет. – Уфа, 2010. -С. 43-47.
  4. Ефимов О.Н. Основы страхового дела [Текст]: учебное пособие/ Башкирский государственный аграрный университет. -Уфа, 2014.
  5. Ефимов О.Н. Страхование по закону о страховом деле: учебное пособие /1-е изд.Palmarium Academic Publishing – Германия. – 2012г. – с.243-244.
  6. Ефимов О.Н. Страхование как фактор инновационной и инвестиционной активности сельхозпроизводителя [Текст] / Научное обеспечение инновационного развития АПК: сб. Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки "АгроКомплекс-2010".-Уфа. 2010. - С. 42-45.
  7. Ефимов О.Н . Структура местного страхового рынка [Текст]: учебное пособие. -Уфа, 2014.
  8. Лободенко Ю.В. Современное состояние и перспективы развития добровольного страхования имущества физических лиц в России [Текст] //Территория науки. 2014. Т. 5.- № 5.- С. 119-138.
  9. Мадиярова А.Н. Страховая сумма при страховании имущества и предпринимательских рисков [Текст] / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. -№ 7-2 (33).- С. 86-88.
  10. Методические рекомендации для судебных экспертов. Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки [Текст] – М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России. 2013.- 128с.
  11. Правила страхования средств наземного транспорта. Общество с ограниченной ответственностью страховая группа «АСКО». Набережные Челны. 2008г., – с.28.
  12. Русецкий М.Г. Автотранспортное страхование КАСКО в России: реалии, проблемы, перспективы развития [Текст] // Русецкий М. Г., Сухарева Ю. А. //Страховое Дело. 2016. -№2 .
  13. Смарагдов И. А. Структура российского рынка автострахования и конкуренция на нем [Текст] //Смарагдов И. А., Румянцева И. И., Гайдукова О. Л. //Страховое Дело, -№5.2015.
  14. Цветкова Л. И. Стоимостной подход к оценке эффективности страховой защиты предприятия[Текст] // Страховое Дело, -№7. 2015.

Цитировать

Валиев, А.Р. Страхование транспортной инфраструктуры предприятия как фактор повышения её экономической стабильности / А.Р. Валиев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 93-101. — URL: https://novainfo.ru/article/5234 (дата обращения: 16.01.2022).

Поделиться