Страхование автотранспорта как элемент эффективного антикризисного управления

NovaInfo 44, с.124-131
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме страхования автотранспортного имущества на предприятии. Рассчитаны страховые премии и выплаты по договору КАСКО. Расчетами обоснована экономическая выгода предприятия МТС «Илишевское» от страхования автотранспортного имущества.

Ключевые слова

ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ, ЭФФЕКТ СТРАХОВАНИЯ, СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ, МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ, КАСКО

Текст научной работы

Любое предприятие, осуществляя свою деятельность, сталкивается с разными непредвиденными случаями, которые возникают под воздействием различных внутренних и внешних факторов [7]. Такие факторы могут повредить имущество, остановить процесс производства, нанести ущерб работникам и повлиять на предприятие в целом, даже привести к банкротству [3].

В последние годы во всем мире постоянно растут количество и сила стихийных бедствий и разного рода катастроф. Вместе с ними увеличивается и наносимый ими экономический ущерб. Опасные погодные явления являются причиной большинства случаев материальных потерь.

Предметом данного исследования является страхование имущества- страхование автотранспорта по договору КАСКО. Объектом страхования являются интересы страхователя, которые связанны с владением и распоряжением автотранспорта МТС «Илишевская».

Страхование — это отношения в сфере защиты интересов граждан и предприятий на территории Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, которые возникают при наступлении определенных событиях за счет фондов, которые формируются страховщиками из выплаченных страховых премий, и за счет других средств страховых компаний [1].

КАСКО — это страховой термин, применяемый для обозначения страхования средств транспорта (судов, самолетов, вертолетов, автомашин и т.п.) [6]. Страхование каско подразумевает страхование именно только самих средств транспорта и не включает в себя страхование связанных с перевозочными средствами имущественных интересов (фрахт, ответственность перед третьими лицами в связи со столкновениями и т.п.) [9]. Не относится к страховым случаям повреждение автомобиля в результате его ненадлежащей эксплуатации или неосторожности водителя при пользовании огнем или курении. Также не удастся добиться компенсации при потере ключей или хищении регистрационных знаков и оборудования, не входящего в заводскую комплектацию [5].

Автострахование Каско представляет собой добровольное страхование, без строго установленной и фиксированной стоимости, но существуют факторы, влияющие на его стоимость [2]. Цена Каско определяется и формируется с учетом целого ряда страховых случаев, что включаются в страховой полис Каско, и других составляющих, таких как наличие франшизы, возраст водителя, наличие сигнализации, стаж вождения, условия хранения авто [8,10].

Ущерб проявляется в риске повреждения, полного уничтожение автомобиля в результате создавшейся аварийной ситуации на автодорогах, приводящий к ДТП [4,11]. В их число входит столкновение автотранспорта, их наезда друг на друга, их опрокидывания, падение в кювет, овраги, наезда на него другого автотранспорта, когда он стоит на парковке; угон наступает в случае воровства, ограбления, завладение незаконным путем, не имея умысла хищения [12].

На рисунке 1 показано, при наступлении каких страховых случаев, страховая компания выплатит предприятию страховые выплаты.

Возможные страховые случаи при страховании КАСКО
Рисунок 1. Возможные страховые случаи при страховании КАСКО

Покажем пример страхования автомобилей на одном из предприятий Республики Башкортостан ООО МТС «Илишевская».

Для установления страховой стоимости автотранспорта по договору КАСКО необходимо определить рыночную стоимость каждого автомобиля и определить их общую стоимость [13].

В таблице 1 приведены результаты расчетов рыночной стоимости автомобилей ООО МТС «Илишевская».

Таблица 1. Рыночная стоимость автомобилей

Марка автомобиля

Год выпуска

Рыночная стоимость автомобилей, рублей

ДТ-75

1998 г.в.

650 000

МКС-1.0

2005 г.в.

780 000

ОРМ

2009 г.в.

1 556 000

КАМАЗ 5230

2003 г.в.

1 212 300

Итого

-

4 198 300

В таблице 1 указана рыночная стоимость каждого автомобиля. В итоге таблицы мы получили стоимость автотранспортного имущества предприятия, которая составляет 4 198 300рублей.

Страховая стоимость автотранспорта принята равной рыночной стоимости и составляет 4 198 300рублей.

Предположим, что предприятие застрахует его на полную стоимость, то есть страховая сумма равняется страховой стоимости.

Страховая премия, которую должна выплатить МТС «Илишевская» страховщику в случае, когда договор страхования, заключается на срок равный одному году, составит:

СП = СС ⋅ Т,

где: СП — страховая премия; СС — страховая сумма; Т — годовой страховой тариф.

В таблице 2 приведены страховые тарифы, которые предлагают страховые компании Ингосстрах и Росгосстрах при страховании КАСКО.

Таблица 2. Страховые тарифы страхования автотранспорта

Марка автомобиля

Год выпуска

Страховые тарифы

Ингосстрах

Росгосстрах

ДТ-75

1998 г.в.

6,6

7,3

МКС-1.0

2005 г.в.

6,6

7,3

ОРМ

2009 г.в.

6,6

7,3

КАМАЗ 5230

2003 г.в.

8,3

8,6

Как видно из таблицы 2, у разных автомобилей разная страховая стоимость и разный годовой тариф по договору страхования, поэтому рассчитаем общую сумму страховых премий для каждого автомобиля.

Рассчитаем сумму страховых премий в компанию Ингосстрах.

Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля ДТ-75, 1998 г.в. составит: СП1 = 650 000 ⋅ 6,6 = 42 900 рублей.

Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля МКС-1.0, 2005 г.в. составит: СП2 = 780 000 ⋅ 6,6 = 51 480 рублей.

Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля ОРМ, 2009 г.в. составит: СП3 = 1 556 000 ⋅ 6,6 = 102 696 рублей.

Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля КАМАЗ-5230, 2003 г.в. составит: СП4 = 1 212 300 ⋅ 8,3 = 100 620 рублей.

Рассчитаем сумму страховых премий в компанию Росгосстрах.

Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля ДТ-75, 1998 г.в. составит: СП1 = 650 000 ⋅ 7,3 = 47 450 рублей.

Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля МКС-1.0, 2005 г.в. составит: СП2 = 780 000 ⋅ 7,3 = 56 940 рублей.

Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля ОРМ, 2009 г.в. составит: СП3 = 1 556 000 ⋅ 7,3 = 113 588 рублей.

Страховая премия по договору КАСКО для автомобиля КАМАЗ-5230, 2003 г.в. составит: СП4 =1 212 300 ⋅ 8,6 = 104 257 рублей.

Рассчитаем общую сумму страховых премий, которую должна выплатить МТС «Илишевская», если заключит договор страхования со страховой компанией «Ингострах»:

∑СП = СП1 + СП2 + СП3 + СП4,

где ∑СП — сумма страховых премий; СП1, СП2, СП3, СП4 — страховые премии каждого автомобиля.

∑СП = 42 900 + 51 480 + 102 696 +100 620 = 297 696 рублей.

В таблице 3 покажем полученные данные по страховым премиям

Таблица 3. Сумма страховых премий по каждому автомобилю

Название автомобиля

Страховая премия, руб.

1

ДТ-75

42 900

2

МКС-1.0

51 480

3

ОРМ

102 696

4

КАМАЗ 5230

100 620

5

Сумма страховых взносов по всем автомобилям

297 696

Из данных таблицы 3 видно, что общая сумма страховых премий по автопарку составит 297 696 рублей.

Предположим, что, если через определенный промежуток времени после заключения договора произошло серьезное ДТП, в результате которого были повреждены автомобили- ДТ-75 и МКС-1.0.

На место происшествия прибыл аварийный комиссар, который определил по своей методике расчета убыток в размере 740 000 рублей.

Предоставив все необходимые документы в страховую компанию, предприятие получит страховую выплату в размере понесенного убытка.

В договоре не было предусмотрено франшизы, то есть заранее оговоренной договором суммы страхования, которая не подлежит возмещению страховой компанией при наступлении страхового случая. Если бы в договоре была указанная данная сумма, то страховщик не оплатил бы убыток на эту сумму.

Так как этого не было предусмотрено, то страховщик выплатит полную сумму страхового возмещения.

СВ = У,

где СВ — страховая выплата; У — убыток.

Экономическая выгода составила:

В = ИС — ИБ,

где: В — выгода от страхования автомобилей; ИС — стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года с учетом страхования; ИБ — стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года без учета страхования [9].

В = 3 900 604 — 3 458 300 = 442 304рублей.

Покажем в таблице 4, какой экономический эффект получит МТС «Илишевское» от страхования.

Таблица 4. Стоимость автотранспортного имущества предприятия со страхованием и без страхования

Экономический результат без страхования

Экономический эффект при наличии страхования

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года = 4 198 300 руб.

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на начало года = 4 198 300руб.

Сумма страховых премий = 0 руб.

Сумма страховых премий = 297 696 руб.

Убыток = 740 000 руб.

Убыток = 740 000 руб.

Страховые выплаты = 0 рублей.

Страховые выплаты = 740 000 рублей.

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года = 3 458 300 рублей.

Стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года = 3 900 604 рублей.

Экономический результат = 740 000 руб.

Экономический эффект = 442304 рублей.

На основе данных таблицы 4, можно сделать вывод, что при страховании предприятие получает экономическую выгоду в размере

442 304 рублей. Без страхования стоимость автотранспортного имущества предприятия на конец года составляла бы 3 458 300 рублей. А если предприятие застраховало автотранспорт по договору КАСКО, стоимость автотранспортного имущества на конец года составила 3 900 604 рублей.

На рисунке 2 показана разница в имуществе предприятия с учетом страхования и без.

Сравнение имущества предприятия ООО МТС «Илишевская» со страхованием и без страхования
Рисунок 2. Сравнение имущества предприятия ООО МТС «Илишевская» со страхованием и без страхования

В результате проделанной работы выяснили, что страхование имущества предприятия ООО МТС «Илишевская» представляется выгодным для предприятия. При страховании автотранспортного имущества предприятие получает экономическую выгоду в размере 442 304рублей.

Таким образом, предприятию ООО МТС «Илишевская» целесообразно применять страхование автотранспорта по договору КАСКО. Страхование автотранспорта является надежным гарантом антикризисного и эффективного управления предприятием.

Читайте также

Список литературы

  1. Об организации страхового дела в Российской Федерации: федер. закон от 27 нояб. 1992 г.: (ред. от 13 июля 2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
  2. Ахвледиани, Ю. Стратегические направления развития российского страхового рынка [Текст] / Ю. Ахвледиани // Страховое дело. - 2015.-№12.- С.3-9.
  3. Галиуллина, Р.Р. Факторы, формирующие конкурентные преимущества предприятия/ Р.Р. Галиуллина // Инновационное развитие общества в период модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые закономерности и тенденции: материалы Международной научно-практической конференции: в 3 частях. – Саратов, 2014. - С.128-129
  4. Ефимов О.Н. Структура местного страхового рынка [Текст]: учебное пособие. -Уфа, 2014.
  5. Ефимов О.Н. Об аграрном страховании и его организационных формах [Текст] // Страховое дело. 2014.- № 5 (254). -С. 32-37.
  6. Ефимов О.Н. Об имущественном интересе в страховании [Текст]/ Состояние, проблемы и перспективы развития АПК: сб. междунар. научно-практической конференции к 80-летию университета // ФГОУ ВПО Башкирский Государственный Аграрный Университет. – Уфа, 2010. -С. 43-47.
  7. Ефимов О.Н. Основы страхового дела [Текст]: учебное пособие/ Башкирский государственный аграрный университет. -Уфа, 2014.
  8. Ефимов О.Н. Страхование как фактор инновационной и инвестиционной активности сельхозпроизводителя [Текст] / Научное обеспечение инновационного развития АПК: сб. Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки «АгроКомплекс-2010». -Уфа. 2010. - С. 42-45.
  9. Ефимов О.Н. Страхование по закону о страховом деле: учебное пособие /1-е изд.Palmarium Academic Publishing – Германия. – 2012г. – с.243-244.
  10. Мадиярова А.Н. Страховая сумма при страховании имущества и предпринимательских рисков [Текст] / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. -№ 7-2 (33).- С. 86-88.
  11. Русецкий М.Г. Автотранспортное страхование КАСКО в России: реалии, проблемы, перспективы развития [Текст] // Русецкий М. Г., Сухарева Ю. А. //Страховое Дело. 2016. -№2 .
  12. Смарагдов И. А. Структура российского рынка автострахования и конкуренция на нем [Текст] //Смарагдов И. А., Румянцева И. И., Гайдукова О. Л. //Страховое Дело, -№5.2015.
  13. Цветкова Л. И. Стоимостной подход к оценке эффективности страховой защиты предприятия[Текст] // Страховое Дело, -№7. 2015.

Цитировать

Мухамадиев, А.А. Страхование автотранспорта как элемент эффективного антикризисного управления / А.А. Мухамадиев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 124-131. — URL: https://novainfo.ru/article/5638 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться