Страхование основных средств как фактор повышения эффективности производства на ОАО Зирганская МТС

NovaInfo 44, с.143-151, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассчитаны страховые премии и выплаты по договору КАСКО. Проанализировано и показано, какое влияние может оказать страхование на деятельность предприятия. Рассмотрен метод средней цены предложения.

Ключевые слова

МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ, КАСКО, ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ, ЭФФЕКТ СТРАХОВАНИЯ, СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ

Текст научной работы

Мировая практика показывает, что обеспечение финансовой устойчивости промышленных предприятий с высокими уровнями рисков может быть обеспечена эффективным использованием экономических методов управления безопасностью, и прежде всего, страховой защитой. Управление промышленными рисками, основой, которой является страхование, из средства «склеивания» неуклонно разрушающихся основных фондов превращается в эффективный механизм их обновления и становится стратегически важным звеном корпоративного менеджмента

Исходя из этого тема страхование, как способ возмещения убытков, которые потерпели физические или юридические лица становится все более актуальной.

Предметом исследования является процесс страхования имущества, а именно страхование транспорта по договору КАСКО.

Объектом исследования выступают отношения между страховщиком и ОАО Зирганская МТС.

Страхование — отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков [6].

Страхование — это общественно-экономические отношения по удовлетворению потребности лиц в сохранности принадлежащих им ценностей и получаемый от них благ посредством производства, обмена, распределения и потребления товара-услуги страховая защита [2].

Полис каско — это добровольное страхование автомобиля, которое позволяет получить денежное возмещение в случае, если застрахованный автомобиль будет угнан, ему будет причинен ущерб или при полном уничтожении машины. В отличие от ОСАГО, где выплата происходит в пользу третьих лиц, полис каско защищает собственно сам автомобиль от риска угона, поломок, аварий и т.д..

Рисунок 1.

Автострахование каско предусматривает страхование следующих рисков (страховых случаев):

  • угон машины;
  • преднамеренное повреждение автомобиля или его комплектующих (колес, стекол и пр.);
  • повреждения автомобиля, полученные вследствие ДТП, стихийных бедствий (ураган, смерч, наводнение);
  • непредумышленное возгорание или взрыв застрахованного авто[12].

На балансе предприятия ОАО «Зирганская МТС» числятся 4 трактора, чтобы застраховать трактора по договору КАСКО нужно определить рыночную стоимость каждого трактора и определить стоимость имущества тракторного парка.

Рыночная стоимость тракторов зависит от различных факторов: потребительских свойств трактора, наличия сети технического обслуживания трактора, уровня цен на запасные части, на работы по обслуживанию и ремонту трактора данной марки; престижности марки, конъюнктуры рынка; географического положения и общей экономической ситуации в регионе и т.п.[9].

В нашем примере мы будем определять рыночную стоимость методом средней цены предложения. Суть данного метода заключается в том, что рассматриваются несколько тракторов одного года выпуска, одинаковой модели, приблизительно одинакового пробега и ориентировочно в одинаковом состоянии. Все цены тракторов складываются, после чего общую сумму делят на количество рассматриваемых тракторов, выполним это по формуле:

Цп = ∑Ц / i,

где Цп — цена предложения; ∑Ц — Сумма рассматриваемых цен предложений; I — количество рассматриваемых предложений [10].

В нашем случае все рассматриваемые трактора одного года, приблизительно одинакового пробега, ориентировочно в одинаковом состоянии.

Сумму рассматриваемых цен предложений сведем в таблицу 1.

Таблица 1. Расчет средней цены предложения

Название трактора

Цена предложения А, руб.

Цена предложения В, руб.

Цена предложения С, руб.

∑ Всех цен предложений, руб.

1

Трактор Белорус 82.1

680 000

674 000

629 000

1 983 000

2

Трактор Белорус 1221.2

1 340 000

1 346 000

1 337 000

4 023 000

3

ПСМ-10МС

428 500

430 000

425 500

1 284 000

4

Трактор John Deer 5725

1 500 000

1 507 000

1 502 000

4 509 000

Зная сумму цен предложений, можно перейти к расчету средней цены предложения:

Цп1 = 1 983 000 / 3 = 661 000 рублей;

Цп2 = 4 023 000 / 3 = 1 341 000 рублей;

Цп3 = 1 284 000 / 3 = 428 000 рублей;

Цп4 = 4 509 000 / 3 = 1 503 000 рублей.

Ниже, в таблице 2 приведем текущие характеристики тракторов ОАО «Зирганская МТС» Мелеузовского района.

Таблица 2. Данные о тракторном парке «Зирганского МТС»

Марка трактора

Год выпуска

Рыночная стоимость трактора, рублей.

Годовой страховой тариф, в %

Трактор Белорус 82.1

1998 г.в.

661 000

12

Трактор Белорус 1221.2

2003 г.в.

1 341 000

10

ПСМ-10МС

2007 г.в.

428 000

9

Трактор John Deer 5725

2008 г.в.

1 503 000

10

Итого

-

3 993 000

-

В таблице 2 мы подробно расписали о тракторах, указали рыночную стоимость каждого трактора и определили страховой тариф, так же в итоге таблицы мы получили стоимость тракторного парка предприятия, по нашим расчетам она составляет 3 млн. 993 тыс. рублей. Зная рыночную стоимость каждого трактора, можно перейти к страхованию тракторов.

В случае, когда договор страхования, заключается на срок равный одному году, страховая премия по каско рассчитывается по формуле:

П = СС ⋅ Т,

где П — страховая премия; СС — страховая сумма; Т — годовой страховой тариф [11].

В качестве страховой суммы, имеем рыночная стоимость трактора. Рассчитаем сумму страховой премии по каждому трактору, так как у тракторов разная страховая стоимость и разный годовой тариф по договору страхования.

СП = СС × Т,

где СП — страховая премия; СС — страховая сумма; Т — тариф

Страховая премия по договору КАСКО для трактора Белорус 82.1, 1998 г.в. составит: П1 = 661 000 ⋅ 0,12 = 79 320 рублей.

Страховая премия по договору КАСКО для трактора Белорус 1221.2, 2003 г.в. составит: П2 = 1 341 000 ⋅ 0,10 = 134 100 рублей.

Страховая премия по договору КАСКО для пневмосортировальной машины самоходной ПСМ-10МС, 2007 г.в. составит: П3 = 428 000 * 0,09 = 38 520 рублей.

Страховая премия по договору КАСКО для трактора John Deer 5725, 2008 г.в. составит: П4 = 1 503 000 ⋅ 0,10 = 150 300 рублей.

Общая сумма страховых взносов по тракторам составит: ∑П = П1 + П2 + П3 + П4 = 79320+134100+38520+150300=402240 рублей.

Сведем данные полученные в результате расчета страховых премий по тракторному парку в таблицу 3.

Таблица 3. Сумма страховых премий по каждому трактору

Название трактора

Год выпуска трактора

Страховая премия, руб.

1

Трактор Белорус 82.1

1998

79 320

2

Трактор Белорус 1221.2

2003

134 100

3

ПСМ-10МС

2007

38 520

4

Трактор John Deer 5725

2008

150 300

5

Сумма страховых взносов по всем транспортным средствам

-

402 240

Данные таблицы 3 дают основания сделать вывод, что в результате оформления договоров КАСКО на каждом тракторе, общая сумма страховых взносов по тракторному парку составит 402 240 рублей.

Предположим что, в период действия договора страхования, произошел страховой случай, сгорел гараж, в котором на момент возгорания находились Трактор Белорус 82.1, 1998г.в. и Трактор Белорус 1221.2, 2003 г.в. Факт наступления страхового случая зафиксировал аварийный комиссар и определил убыток в размере 2 010 000 рублей. В результате случившегося страховая компания произвела выплаты предприятию ОАО «Зирганская МТс» в размере 2 млн. 10 тыс. рублей. Теперь сравним и сопоставим стоимость тракторного парка предприятия на начало и конец года, с учетом страхования и без.

Стоимость тракторного парка предприятия на начало года определяется путем суммирования всех тракторов, которые находятся на балансе предприятия. В нашем примере стоимость тракторного парка предприятия на начало года показана в итоге таблицы 2, она составляет: 3 993 000 рублей.

Сумма страховых премий рассчитывается путем суммирования стоимости страховой премии на каждый трактор. В нашем случае она показана в итоге таблицы 3 и составляет: 402 240 рублей.

Сумма страховых выплат напрямую зависит от того, на какую сумму аварийный комиссар определил и зафиксировал убыток. В нашем примере убыток составил: 2 млн. 10 тыс. рублей.

Стоимость тракторного парка предприятия на конец года с учетом страхования тракторов, определяется по формуле:

ИС к.г. = (И н.г. – СП — У) + СВ,

где ИС к.г. – Стоимость тракторного парка предприятия с учетом страхования тракторов на конец года; И н.г. – Стоимость тракторного парка предприятия на начало года; СП — Сумма страховых премий; У — Убыток в результате наступления страхового случая; СВ — Страховые выплаты[5].

ИС к.г. = (3993 — 402,24 — 2010) + 2010 = 3590,76 тыс. рублей.

Стоимость тракторного парка предприятия на конец года без учета страхования тракторов, определяется по формуле:

ИБ к.г. = И н.г. – У,

где ИБ к.г. – Стоимость тракторного парка предприятия на конец года без учета страхования тракторов; И н.г. – Стоимость тракторного парка предприятия на начало года; У — Убыток в результате наступления страхового случая[1].

ИБ к.г. = 3993 — 2 010 = 1983 тыс. рублей.

Сведем все расчеты в таблицу 4.

Таблица 4. Стоимость тракторного парка предприятия со страхованием и без страхования

Без страхования

Со страхованием

Стоимость тракторного парка предприятия на начало года = 3993 тыс.руб.

Стоимость тракторного парка предприятия на начало года = 3993 тыс.руб.

Сумма страховых премий = 0 руб.

Сумма страховых премий = 402,24 руб.

Убыток = 2010 тыс.руб.

Убыток = 2010 тыс.руб.

Страховые выплаты = 0 рублей.

Страховые выплаты = 2010 тыс.рублей.

Стоимость тракторного парка предприятия на конец года = 1983 тыс.рублей.

Стоимость тракторного парка предприятия на конец года = 3590,76 тыс.рублей.

Исходя из таблицы 4, можно сделать вывод, что без страхования стоимость тракторного парка предприятия на конец года составляла бы 1 983 000 рублей. А если предприятие застраховало трактора по договору КАСКО, стоимость тракторного парка на конец года составила 3 590 760 рублей.

Исходя всех расчетов приведенных выше, рассчитаем выгоду страхования тракторов по договору КАСКО по формуле:

В = ИС к.г. — ИБ к.г. ,

где В — Выгода страхования тракторов по договору КАСКО; ИС к.г. — Стоимость тракторного парка предприятия на конец года с учетом страхования; ИБ к.г. – Стоимость тракторного парка предприятия на конец года без учета страхования[9].

В = 3 590 760 — 1 983 000 = 1 607 760 рублей.

Ниже с помощью рисунка 2 проиллюстрируем разницу в стоимости имущества предприятия на начало и конец года, с учетом страхования и без.

Сравнение имущества предприятия ОАО «Зирганская МТС» со страхованием и без страхования.
Рисунок 2. Сравнение имущества предприятия ОАО «Зирганская МТС» со страхованием и без страхования

На рисунке 2 наглядно показана разница в имуществе предприятия с учетом страхования и без. Исходя из рисунка 2 и расчетов приведенных выше, можно сделать вывод, что выгода в страховании тракторов по договору КАСКО составляет 1 607 760 рублей, это более 40% стоимости всего тракторного парка предприятия.

Страхование является одним из стратегических методов антикризисного управления, так как данным методом можно эффективно покрывать убытки, тем самым увеличивая стабильность развития предприятия и её организованность в целом.

Предприятию ОАО «Зирганская МТС» рекомендуется использовать страхование тракторов по договорам каско и на это есть веские причины:

  • данным методом можно эффективно и своевременно покрывать убытки;
  • во время покрытые убытки, повышают стабильность предприятия и организованность в целом;
  • предприятие становятся выгодней для потенциальных инвесторов, так как оно стабильнее, организованнее и на застрахованном предприятие меньше рисков;
  • уменьшение рисков ведет не только к увеличению числа потенциальных инвесторов, но и к уменьшению кризисных ситуаций на предприятие;
  • увеличение деловой активности предприятия и др.

Таким образом, предприятию ОАО «Зирганская МТС» необходимо в дополнение к имеющимся видам страховой защиты рассмотреть вопрос о внедрении нового вида страхования, а именно страхование тракторов по договору КАСКО.

Читайте также

Список литературы

  1. Об организации страхового дела в Российской Федерации [Электронный ресурс]: закон РФ от 27.11.1992: (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) // СПС «Консультант Плюс».
  2. Ефимов О.Н. Агрострахование [Текст] : Научно-практические рекомендации / Saarbrϋcken, 2012.
  3. Ефимов О.Н. Об аграрном страховании и его организационных формах [Текст] // Страховое дело. 2014.- № 5 (254). -С. 32-37.
  4. Ефимов О.Н. Об имущественном интересе в страховании [Текст]/ Состояние, проблемы и перспективы развития АПК: сб. междунар. научно-практической конференции к 80-летию университета // ФГОУ ВПО Башкирский Государственный Аграрный Университет. – Уфа, 2010. -С. 43-47.
  5. Ефимов О.Н. Основы страхового дела [Текст]: учебное пособие/ Башкирский государственный аграрный университет. -Уфа, 2014.
  6. Ефимов О.Н. Страхование по закону о страховом деле: учебное пособие /1-е изд.Palmarium Academic Publishing – Германия. – 2012г. – с.243-244.
  7. Ефимов О.Н. Страхование как фактор инновационной и инвестиционной активности сельхозпроизводителя [Текст] / Научное обеспечение инновационного развития АПК: сб. Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки "АгроКомплекс-2010".-Уфа. 2010. - С. 42-45.
  8. Ефимов О.Н . Структура местного страхового рынка [Текст]: учебное пособие. -Уфа, 2014.
  9. Лободенко Ю.В. Современное состояние и перспективы развития добровольного страхования имущества физических лиц в России [Текст] //Территория науки. 2014. Т. 5.- № 5.- С. 119-138.
  10. Мадиярова А.Н. Страховая сумма при страховании имущества и предпринимательских рисков [Текст] / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. -№ 7-2 (33).- С. 86-88.
  11. Методические рекомендации для судебных экспертов. Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки [Текст] – М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России. 2013.- 128с.
  12. Правила страхования средств наземного транспорта. Общество с ограниченной ответственностью страховая группа «АСКО». Набережные Челны. 2008г., – с.28.
  13. Русецкий М.Г. Автотранспортное страхование КАСКО в России: реалии, проблемы, перспективы развития [Текст] // Русецкий М. Г., Сухарева Ю. А. //Страховое Дело. 2016. -№2 .
  14. Смарагдов И. А. Структура российского рынка автострахования и конкуренция на нем [Текст] //Смарагдов И. А., Румянцева И. И., Гайдукова О. Л. //Страховое Дело, -№5.2015.
  15. Цветкова Л. И. Стоимостной подход к оценке эффективности страховой защиты предприятия[Текст] // Страховое Дело, -№7. 2015.
  16. Фаизов, Н.Ш. Формирование спроса на сельскохозяйственную продукцию/ Н.Ш.Фаизов // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы.- 2010. - С. 158-159.

Цитировать

Гареев, Н.И. Страхование основных средств как фактор повышения эффективности производства на ОАО Зирганская МТС / Н.И. Гареев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 143-151. — URL: https://novainfo.ru/article/5414 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться